• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Богдан С. Петров Грандмастер

Американские цыгане - какие они?

(Статья написана исключительно на основе американских источников)

В США многие встречались с цыганами, но никто не может рассказать о них ничего конкретного. Это потому, что американские цыгане — одно их самых закрытых цыганских обществ в мире. Они редко кого допускают в свою среду. У них приняты ранние браки, чтобы дети оставались в рамках своей культуры. Нередки близкородственные браки, что приводит к печальным последствиям. Как сказал один из них, «мы выглядим современными, и снаружи может показаться, что мы приспособились, но внутри мы — чистые цыгане, какими были, такими и остались. Конечно, мы скрытны, но ведь мы пережили века гонений.»

За цыганами тянется целый шлейф мифов, которые создавали и сами цыгане, и те, кто с ними соприкасался. Во всех странах, где они появлялись, они любили выдавать себя за неких иностранцев из дальних стран с намёком на «экзотику»: за выходцев из Атлантиды, Израиля, потомков египетских жрецов, татар, варваров Рима, инков, ацтеков и т. д. Но никогда ни в одном из этих мифов не упоминается Индия. Это и понятно — что хорошего говорить, что они — одна из каст неприкасаемых. Там их знали под именем «Дом», что означало «люди, которые всегда поют и танцуют». За эти качества в 9 веке н.э. персидских шах привёз из Индии 12 тысяч цыган, и именно из Персии началось их кочевье по всему свету, что даже описано в поэме Фирдоуси «Шахнаме». Армения, Греция (именно там они получили название «Ром»), Восточная и Западная Европа, а уж оттуда, в виде ссылки, — Америка. Гитлер уничтожал цыган наравне с евреями, но компенсации за это они не получили, так как Германия выплачивает компенсации за преследование «по национальному признаку», а убийство цыган велось с другой формулировкой — «за антисоциальное поведение». За это же самое цыган в странах Западной и Восточной Европы преследуют и по сей день. Сейчас им, видимо, лучше всего жить в США, где их не пытаются принудить к оседлости и ассимиляции, ну и, конечно же, в России.

Что думают о своей жизни в Америке они сами? На встрече представителей цыган американского континента в Кито (Эквадор) в марте 2001 г. была принята «Декларация цыганских организаций американского континента», в которой, в частности, сказано: «Цыгане жили в различных странах Америки с колониального периода и до настоящего времени, что способствовало созданию этих государств. Однако вклад цыган в формирование наций этих стран остаётся непризнанным обществом большинства. Цыганское население Америк составляет более 4 млн человек, но всё ещё остаётся незамеченным. Мы — тысячелетний народ со своей историей и поэтому имеем право на самоопределение, не приемлем клеймо „этническое меньшинство“, потому что оно не отражает нашу сущность как доминирующего народа». В общем, как я это понимаю, цыгане — системообразующая нация государств обеих Америк и требует признания её доминирующей нацией во всех американских государствах, включая США.

Ну, это декларация. А что думают о цыганах в самих США? Там проживает около 1 млн цыган (точное количество неизвестно). Вопреки распространённому мифу, что цыгане в США живут в основном в больших городах, на самом деле они разбросаны по всей стране, причём около трети — в штате Калифорния. В массовом сознании жизнь цыган связана с табором. На самом же деле большинство цыган перешло к осёдлому или полуосёдлому образу жизни, который основан на понятии «Кумпания» — объединение цыган на определённой территории, где они, тем не менее, продолжают жить по законам и обычаям предков. Во главе «Кумпании» стоит ром-барон или, на американский манер, шеф, избираемый главами семей. Ром-барон должен иметь представительный и внушительный внешний вид и демонстрировать внешнее богатство — золотые зубы, массивные золотые цепи и т. д. «Кумпании» эксплуатируют занятую ими территорию (для них это — кормящий ландшафт), держат «общак» для уплаты штрафов, залогов, взяток, других непредвиденных расходов, оплаты адвокатов и т. д. Ну, а чем же цыгане в основном занимаются в США?

Здесь говорят, что цыганский мир и все остальные — как вода и масло, они соприкасаются, но не смешиваются. Для цыган внешний мир — «гадже». Их отношение к гадже такое же, как у животновода — к барану или оленевода — к оленю. Они могут любить конкретное животное, но не забудут остричь его, снять шкуру и съесть. «Гадже» для цыган — естественный природный кормилец, но так как он не желает делать этого добровольно, существуют наработанные веками способы отъёма «законно положенного». Было бы неправильно сказать, что цыгане враждебны к нецыганам (ну как можно относиться враждебно к источнику всяческих благ?). Но они относятся к нецыганам примерно так, как белые — к племенам аборигенов, с чувством снисходительности и превосходства. Обман — естественное состояние цыгана, для него это — не порок, а добродетель. Любовные связи и браки с «Гадже» запрещены, виновный навсегда отлучается от общины. Свободолюбие, вольность и гордость цыган — не более чем красивый миф. Каждый цыган с рождения до смерти связан со своей общиной тысячами нитей, без общины он не может сделать и шагу.

Вот рассказ отставного американского полицейского по имени Кен, который работал в Балтиморе над преступлениями в сфере «обмана доверия». Именно в этой сфере особенно процветают цыгане. Эти люди — сказал Кен — совсем не развесёлые красавцы-гитаристы, какими их обычно изображает Голливуд. Их выращивают с детства в вере, что их жизненная миссия — жить за чужой счёт, не работая. Типичный американский цыган не имеет даже школьного образования и постоянного жилья. Он не уважает и не боится нарушать никакие законы. Тюрьмы цыгане тоже не очень боятся, так как долго там не сидят. Мошенничество в США не наказывается долгими сроками, если только не связано с наркотиками и насилием, поэтому цыган из-за переполненности тюрем выпускают первыми. И отследить их потом не могут, так как в США нет информационной сети по мелким преступлениям, да она бы ничего и не дала, так как цыгане часто меняют имя, место жительства, а на новом месте регистрируют только кого-нибудь одного из многочисленной семьи, который затем представительствует за них всех, но сам в мошенничествах не участвует.

По количеству преступлений, регустрируемых в Балтиморе, цыгане давно перегнали мафию, но всё это преступления, относящиеся в США к мелким. Цыгане, разъезжающие группами, специализированы каждая на особом виде преступления. К примеру, есть группы под названием «мастеровые», которые под предлогом, например, что у них от предыдущей работы остались материалы, нанимаются ремонтировать крыши домов. Иногда они сами делают в крыше дырки. Постучав 2−3 часа по крыше молотками и залепив пробоины чем попало, они берут деньги и сразу же скрываются, пока крыша не протекла. Еще один очень распространённый трюк — религиозное прикрытие мошеннической деятельности. В США всё, что связано с религией, — это как в Индии священная корова. Стоит кому-то зарегистрироваться как священник или проповедник (а это делается очень просто и легко, даже по почте), как этот человек получает массу льгот и дополнительных прав.

Он может беспрепятственно, без всяких дипломов (впрочем, дипломы сделать для цыган — раз плюнуть!) «исцелять верой», «изгонять бесов», «лечить» последние стадии рака и т. д., а доверчивые люди, в основном малообеспеченные, для которых квалифицированное лечение не по средствам, теряют последние деньги и здоровье. Есть ещё много чего, чем занимаются цыгане — гадальные салоны, целительство и др. И хотя цыгане избегают преступлений, связанных с насилием, ущерб, наносимый ими людям, очень велик. При этом полицейское дознание в отношении цыган затруднительно, так как арестованный цыган сразу начинает говорить по-цыгански, а этого языка полицейские не знают, и ни один цыган не возьмется быть переводчиком, а если и говорят по-американски, то детектор лжи к ним не применим, так как они проходят это испытание, как говорится, легко и с песней, приученные с детства врать не краснея.

В США есть немало примеров, когда цыгане по происхождению получают образование, делают карьеру, работают артистами, даже служат в армии. Но всё это люди, которые порвали со своими цыганскими общинами и только поэтому выбились в люди. Это всё — случаи исключительные, которые только подтверждают общую картину. Сейчас в США и в Западной Европе правозащитники и люди «доброй воли» снова в массовом порядке озаботились приобщением цыган к цивилизации. А некий американский бизнесмен, который в своё время потратил много денег на демократизацию стран СНГ, но был изгнан отовсюду из них, даже выделил деньги на обучение цыган в университетах США. И дай им всем Господь успехов на этом пути!

Статья опубликована 13.04.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Даниил Кишинёвец Читатель 3 декабря 2018 в 19:52 отредактирован 3 декабря 2018 в 20:11 Сообщить модератору

    С некоторыми людьми я согласен.
    Я сам цыган по материнской линии, папа у меня Армянин. Знаете, что я хочу вам сказать:
    Цыганская национальность - это со всем не плохо как вам кажется. Понимаете, у каждого человека в жизни может случится не до сказывание: У меня родители работают, Другие не работают. У меня есть дом, семья, деньги. У других этого нет. Я умею писать, читать, а другие множество детей не умеют. Просто потому что эти люди могут болеть какой - то болезнию. Я оканчиваю школу, а другой просто не учится. Я не хволюсь, но это может быть с кем угодно. Украинец, Русский, Цыган, Американец, Кавказец. Не важно кто. Но в этой жизни я понял одно, каким бы ты не был белым, чёрным, нужно оставаться человеком. Потому что, если ты будешь вести себя по свински, и как обдолбленый в хлам гопник, от тебя люди просто напросто отвернутся и уйдут.

  • Щас по подсказке Марианны посмотрела источник: вы один использовали, что ли?

  • Богдан, меня как-то покоробило все это. Здесь есть, кстати, и русские диаспоры, которые ТОЛЬКО криминалом занимаются. но это же не ВСЕ русские. Обобщение - вообще большая болезнь незнания , а главное неприятия. И цыгане тоже везде разные, просто так мир устроен, что люди боятся "чужих", тех, кто выглядит по другому. Арабов, инопланетян, грузин - да кого угодно. Было бы желание, а враги найдутся....


    "Стоит кому-то зарегистрироваться как священник или проповедник (а это делается очень просто и легко, даже по почте), как этот человек получает массу льгот и дополнительных прав." - вот это вообще звучит немного некорректно. Льгот и прав особых нет и быть не может, если это выходит за рамки конституции. Кстати, мормоны в 80-х от правительства получили большой пинок под зад за дискриминацию меньшинств (женщин и афро) - после этого у них появились священники из меньшинства... Видение сверху пришло их бишопу, очень кстати, после того как их судить начали


    Вобщем - не глянулось. Только не обижайтесь, пож. Просто я не вижу, так как вы видите проблему.

    • Я написал статью исключительно по американским источникам. Это они так видят проблему цыган. По нашим источникам - это было бы намного хуже. Однако закрывать (по соображениям политкорректности) глаза на проблему и делать вид, что её нет - ещё хуже.
      Кстати, сейчас в Евросоюзе (в который уж раз!) опять подняли проблему цыган, выделили большие деньги, чтобы приобщить их к прелестям европейской цивилизации. Посмотрим, что у них выйдет на этот раз.

  • Изучив жизнь американских цыган, я многое понял. При встречах и контактах с ними у нас этого не поймешь. Как говорится "лицом к лицу - лица не разглядеть". У меня были соседи-цыгане: милейшие в общении люди. Но вот толпы на вокзалах - совсем другое дело.

    У моей жены в школе была подружка-цыганка. Они в детстве бывали друг у дружки в доме, ничего странного. Но потом, в более взрослом состоянии, повстречала подружку в толпе цыганок в цветастой одежде, и та отвернулась от неё.

    Вот такие парадоксы!

    • У меня из американских цыган знакомые только выходцы из СССР и ловари, Вашему описанию они никак не подходят, однако спорить не буду.
      А вот в исторической части есть ошибки.

      • Сведения, помещённые в статье, исключительно из американских источников.

        • Боюсь, плохо у них с популярным цыгановедением - да и у нас не лучше. Просто я специализируюсь на цыганской культуре и истории, поэтому мне видно.

          По понятию Кумпания, кстати, можно определить, что вы описываете кэлдэраров, это их слово и вроде больше ни у кого не используется. Кроме того, только у них есть бароны.

          А других цыган пресса США не изучает?

          • Может быть, и изучает, да я не нашёл. Если у Вас есть данные, напишите более подробно. Это интересно.

            Объективный, заинтересованный взгляд на проблему всегда интереснее эмоционального подхода. Во всех материалах, которые мне попались, или восхищение, или полное отрицание, то есть нет объективности. Поэтому я и написал статью.

            А ведь проблема цыган как закрытого сообщества по-прежнему существует. Сейчас в Европе опять поднялась волна действий, направленных на ассимиляцию цыган в лоно "европейской" цивилизации (хотя таковая вряд ли существует; есть английская, немецкая, французская, они отличаются, и от этого никуда не денешься).

            Пишите. Вы специалистка, Вам и карты в руки (не в цыганском смысле). Удачи Вам.