Григорий Шарапа Мастер

Кто такой Митио Каку? Не фантастика, а реальность!

Американский физик-теоретик Митио Каку — известный популяризатор науки. Его передачи и книги открывают для нас фантастический мир ближайшего будущего, объясняя сложные понятия доступным языком. Творческие личности имеют особое притяжение, поэтому книги ученого и передачи, которые он ведет, необыкновенно захватывают.

Митио Каку Фото: Campus Party Brasil - Flickr, ru.wikipedia.org

О Митио Каку в ШЖ упоминает только одна небольшая заметка — «Что нас ожидает в будущем?» и одна статья — «Прогнозы профессора Мичио Каку. Как изменится мир в ближайшем будущем?»

Попробуем исправить ситуацию и ближе познакомить вас с этим замечательным ученым — физиком, астрономом, активным популяризатором науки.

«Любимый физик с Дискавери»

Впервые я увидел Митио Каку в одной из передач канала Дискавери. А затем я познакомился с циклом программ «Научная нефантастика», которые он вел на этом канале, («Sci Fi Science», 2009−2010). После чего в шутку стал называть его «любимым физиком с Дискавери».

Суть сериала — научное объяснение различных фантастических сюжетов. Но эффект от просмотра этого цикла оказывается куда более мощным! Митио Каку фактически меняет наше шаблонное мышление на креативное. В результате мы начинаем открывать этот мир заново.

Вот какие неординарные темы рассматривались в первом цикле передач:

• как изучить Вселенную;
  • как путешествовать в параллельные миры;
  • как разрушить планету;
  • как телепортироваться;
  • как быть невидимым;
  • как путешествовать во времени;
  • как построить звездный корабль;
  • как создать световой меч;
  • как создать робота;
  • как стать супергероем;
  • как построить летающую тарелку;
  • как построить защитное поле.

Любая задача решается на основе научных и технических идей, в том числе совсем новых. Далее включается обычная логика и, в некоторых случаях, нестандартное мышление.

Например, «обычная задача» по изучению Вселенной решается просто и наглядно:

1. Выход на скорость света (ограничение физики и сложность достижения).
  2. Искривление пространства-времени, как выход из ситуации.
  3. Принцип двигателя для межзвездных полетов.

В каждой передаче показывается реальный творческий процесс. Митио Каку сначала задает вопросы своей любимой аудитории, поклонникам фантастики, а затем думает, планирует, общается с учеными и инженерами. В конце каждой серии он выходит к той же аудитории с готовым решением.

Серии не связаны между собой, и их можно смотреть в любом порядке. Кроме того, небольшая продолжительность в 20 минут абсолютно не утомляет. Сериал может быть рекомендован широкой аудитории. Благодаря своему «побочному эффекту», включающему воображение любого зрителя, он в любом случае обеспечит хорошее настроение и позитивный настрой.

Книги, которые вселяют оптимизм

С 2006 года Митио Каку с завидной регулярностью пишет научно-популярные книги. Некоторые из них стали настоящими бестселлерами.

Сначала его главной темой было устройство Вселенной.

Самая первая книга «Введение в теорию суперструн» написана еще в 1990 году, на русский язык переведена только в 1999 году.

В ряду произведений из этой же области:

• «Параллельные миры. Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем Космоса» (2006 год);
  • «Гиперпространство. Научная одиссея через параллельные миры, дыры во времени и десятое измерение» (2014).

Сюда же можно отнести и книгу 2016 года «Космос Эйнштейна. Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени».

Надо сказать, что далеко не все образованные люди (в том числе и автор статьи) в полной мере осознают важность этих открытий.

Может показаться, что все книги повторяют одно и то же. Но, во-первых, с течением времени научные данные постоянно меняются. А во-вторых, каждая новая книга — это взгляд с другого ракурса. Например, «теория суперструн» и «гиперпространство», несмотря на схожесть темы, — два абсолютно разных понятия.

Но Митио Каку интересуют не только абстрактные концепции мироустройства, но и более практичные вещи — такие, как популяризация науки.

Названия книг «Физика невозможного» (2008 год) и «Физика будущего» (2011 год) говорят сами за себя. Первая книга раскрывает удивительный мир физики. А во второй — прогнозы внедрения последних открытий в ближайшие 100 лет.

Книга «Будущее разума» (2015 год) — о разуме в самом широком смысле. В ней представлены современные исследования человеческого мозга, идет разговор о сознании как отдельном предмете изучения, затрагивается тема измененного сознания.

Митио Каку исследует явления телепатии, телекинеза, пишет о возможности в ближайшем будущем заказывать нужные воспоминания и мысли, повышать интеллект отдельного человека. Говоря об измененных состояниях, ученый физик рассматривает сновидения, различные метаморфозы сознания, искусственный и даже инопланетный разум.

Марсианская колония в представлении художника
Фото: NASA, ru.wikipedia.org

Одна из идей книги (если я не ошибаюсь) — это возможности человеческого разума в исследовании Вселенной и, ни много ни мало, ее изменение с помощью сознания.

Самая свежая книга Митио Каку 2018 года — «Будущее человечества. Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия». Этот труд открывает новые горизонты для всех и вселяет настоящий оптимизм в мыслях о прогнозе будущего нашей цивилизации. Книгу обязательно стоит прочитать!

Предсказания, шахматы, фигурное катание

Митио Каку — фигура медийная. Он периодически дает интервью для журналов, появляется на радио и ТВ, ну и, конечно, снимается в документальных фильмах.

На канале Дискавери Митио Каку эпизодически появлялся в нескольких передачах:

• «Фантасты-предсказатели» (2011 год);
  • «Секреты и заговоры» (2014−2015 годы);
  • «Реальная история научной фантастики» (2014 год);
  • «Сквозь кроличью нору» (2010−2017 годы) (еще один серьезный телевизионный проект, сопоставимый с передачей «Как устроена Вселенная»);
  • «Как устроена Вселенная» (2010−2019).

В интервью о будущем образования ученый говорит о том, что «учеба уже не будет базироваться на запоминании», отпадет необходимость в «живом» присутствии учителей, дипломы будут заменены на набор сертификатов. Само же образование станет непрерывным и уйдет в онлайн.

Митио Каку всегда интересовался наукой. Еще в школе он собрал небольшой ускоритель частиц, был капитаном шахматной команды. А его нынешняя страсть — фигурное катание.

Митио Каку не просто возвращает нам романтику космоса, он рассказывает о месте человечества в нем (надо сказать, довольно скромном) и дальнейших шагах в неизведанное.

Статья опубликована в выпуске 14.12.2019