• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Соммер Дебютант

Взаимодействие человека с компьютером и то, какое влияние оказывают новые технологии на общество.

Так как диалог человека и компьютера происходит через интерфейс программ, то речь пойдет большей частью об интерфейсах. Второй частью будет рассмотрено влияние компьютера на современное общество.
Интерфейс приложения при взаимодействии человека и компьютера
Когда речь идет об интерфейсе программного обеспечения, то обязательно затрагивается тема «юзабилити». Это заимствованное слово, пусть еще и не стало частью русского языка, но в профессиональной лексике звучит все чаще. Что же такое «юзабилити»?
Юзабилити
Так как тема тесно связана с компьютерной средой, то вполне логичным было бы и ознакомиться с определениями, которые дает нам википедия. Определения, вне всякого сомнения, являются довольно сухой формой подачи материала, но для того, чтобы заметить, что мы ведем речь не просто об искусстве дизайне или фэн-шуй, а о научной дисциплине добавим их в текст:
Юзаби`лити, удобство использования (англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность») — понятие в микроэргономике, эргономическая характеристика степени удобности предмета для применения пользователями при достижении определённых целей в некотором контексте. Термин имеет связь с понятием «эргономичность», но в отличие от последнего меньше ассоциируется с технической эстетикой, с внешним видом и более привязан к утилитарности «юзабельного» объекта.
Международный стандарт ISO 9241−11 определяет юзабилити как «степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью». При этом относительная важность всех трёх аспектов определяется этим самым контекстом.
Юзаби`лити — это научно-прикладная дисциплина, занимающаяся повышением эффективности, продуктивности и удобства пользования инструментами деятельности. От эргономики юзабилити отличает заинтересованность в эффективности работы пользователя (потребителя), а не человеко-машинной системы в целом.

Заметно, что практически в каждом предложении определений присутствует слово «эргономика», которое косвенно также означает удобство использования.
Эргоно`мика (от др.-греч. ἔργον - работа и νόμος - «закон») это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.
Частным от эргономики является ми`кроэргономика, которая занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.
Историческое отступление
Давайте немного отойдем от сухих терминов в сторону и сделаем небольшое историческое отступление:
Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в Великобритании, США и Японии. Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. ВСССР в 20-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование исследование человеческих факторов, а в ФРГ антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.
Виды совместимости среды «человек-машина»
Довольно интересны виды совместимости среды «человек-машина»
Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
Человеко-компьютерное взаимодействие
Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI [human-computer interaction] или CHI [computer-humaninteraction]) — полидисциплинарное научное направление, существующее и развивающееся в целях совершенствования методов разработки, оценки и внедрения интерактивных компьютерных систем, предназначенных для использования человеком, а также в целях исследования различных аспектов этого использования.
Человеко-компьютерное взаимодействие получило развитие в контексте разнонаправленных научных векторов (компьютерная графика, инженерная психология, эргономика, теория организации, когнитивная наука, информатика и многие др.)
Человеко-компьютерное взаимодействие — сравнительно молодая область междисциплинарных исследований.
Наиболее бурное ее развитие пришлось на последние 10−15 лет и связано с резким увеличением числа пользователей компьютерами и с возрастанием роли последних в жизни и деятельности людей. Круг специалистов, занимающихся разными аспектами взаимодействия человек-компьютер, достаточно велик. Прежде всего, это дизайнеры (особенно web-дизайнеры) и наиболее продвинутые программисты. Практика, однако, показывает, что человеко-компьютерное взаимодействие de facto стало самостоятельной профессией, ибо это область столь специфичная и обширная, что ни одна из традиционно существующих дисциплин не охватывает ее всю целиком.
HCI можно разделить на две неравные части: первая, сравнительно небольшая, относится к планировке офисных помещений и к особенностям компоновки рабочего места человека при работе с компьютером (то что я бы отнес к эргономике); вторая, основная часть, — к формированию пользовательского интерфейса (это уже «юзабилити» в чистом виде).
О различных интерфейсах
Хороший, юзабильный интерфейс воспринимается совершенно спокойно и даже можно сказать, совершенно не заметен. Все уже привыкли к определенным стереотипам поведения программ. Зато плохой интерфейс частенько поминается «добрыми» словами. Хотя, спокойное восприятие хороших интерфейсов программ относится скорее к классическим бизнес и деловым приложениям. Ведь изначально предполагается, что этими приложениями будут пользоваться специально подготовленные люди. В области развлекательных и игровых приложений шансы, что пользователем будет человек довольно плохо умеющий пользоваться компьютером гораздо выше. Соответственно, заинтересованные в коммерческой выгоде производители программного обеспечения вкладывают гораздо больше сил в проектирование интерфейса таким образом, чтобы он был интуитивно понятен. Чтобы отпала необходимость использования справки, чтения инструкции и т. п. Ведь если пользователь без чтения справки не может понять как использовать развлекательное приложение, то он может просто перестать пользоваться, либо в лучшем случае продолжить использование программы, но при этом уже получив какую-то определенную долю негатива (что в профессиональной среде может быть названо английским выражением «bad feedback»).
В последнее время заметен тренд к тому, что бизнес приложения становятся все более красочными и более «дизайнерскими». Ведь даже если взять, к примеру, диаграммы, — если диаграмма цветная и красочная, то она привлекает внимание, легче врезается в память и, в конце концов, с ней приятнее работать. А ведь так хочется работать с удовольствием!
Что можно отнести к хорошим интерфейсам?
Что можно отнести к хорошим интерфейсам? В первую очередь интерфейс должен быть привычен пользователю. Как правило, это относится к деловым приложениям. На протяжении доброго десятка лет миллионам пользователей надоедали привычные диалоговые окна подтверждения «OK», «Cancel». Фактически они блокировали (и успешно это делают по сей день) работу с программой до тех пор, пока пользователь не выберет какой-либо вариант. «Вы действительно хотите???» такие вопросы могли возникать у пользователей при работе за компьютером сотни раз за день. Этот определенный штамп использовался и используется не только в одной определенной операционной системе, а во многих, если не практически во всех. Что же плохого и ужасного в этих «страшны» диалоговых окнах?
1. Они блокируют программу, но при этом то, что программа заблокирована, не бросается в глаза. По-хорошему сама программа должна быть хотя бы затемнена, чтобы выделить диалоговое окно (чтобы диалоговое окно бросалось в глаза).
2. Кнопки довольно маленькие. Нет, они как правило даже гораздо больше, чем стандартные иконки, но все равно хотелось бы чего-то более крупного.
3. Очень много лишних движений приходится совершать. Лично по моему мнению стандартной клавиатуре не хватает двух клавиш «да» и «нет» («ок» и «отмена»).
4. Пользователи довольно часто кликают совершенно не задумываясь (по инерции). Обычно левая кнопка это «Да», а правая «Нет». Иногда на веб-сайтах либо в альтернативных операционных системах специально меняют кнопки местами, в таком случае вырастает вероятность нажатия кнопки по инерции.
Давайте попробуем найти хорошие стороны в окнах сообщений:
1. Пользователи уже привыкли к этим окнам сообщений.
2. Разработчику довольно просто добавить в программу окна сообщений. Не требуется разработка чего-то нового.
Еще обязательно хотелось бы уточнить, касательно простых окон сообщений, которые отображаются таким образом, что работа программы блокируется и отображается диалоговое окно с информацией, то в последнее время они зачастую заменяются нотификаторами. Это полоски сообщения, которые отображаются поверх всех окон, как правило, сбоку экрана и пропадают после нескольких секунд.
Диалоговые окнами сообщений это стандартный элемент программы. Стандартный контрол. Скорее всего устаревающий (хотелось бы чего-то более удобного). Хорошему разработчику вне всякого сомнения необходимо иметь представление о каждом контроле из среды разработки в которой он работает. Зачастую возникает необходимость разработать какой-то свой элемент управления, иногда можно воспользоваться стандартным. Но в любом случае останутся какие-то ограничения, накладываемые средой. Здесь уже играет роль как компания, разработавшая платформу, язык программирования или фреймворк позаботилась о пользователях и разработчиках.
Рассмотрев вкратце плюсы и минусы одного элемента управления с точки зрения юзабилити, мы постарались понять какими принципами руководствуется разработчик интерфейса. Простые тезисы, которые необходимо принимать во внимание.
Что необходимо для хорошего интерфейса?
На чем обязательно необходимо заострить внимание? Постараюсь выделить все необходимые моменты:
Привычность для пользователя
Именно привычность как частный случай, а не юзабильность или эргономичность. Как пример можно привести историю с кнопкой «Пуск» у Windows 8. Не смотря на новаторскую и прогрессивную задумку архитекторов, которые проанализировали эргономику работы в операционной системе и предложили совершенно другой более удобный концепт, — большая масса пользователей нововведения не оценила и потребовала вернуть старый менее удобный способ открытия программ через кнопку и меню «Пуск». На мой взгляд, старое меню кнопки пуск менее удобно, так как пункты меню с названиями программ довольно малы и чтобы попасть на них курсором мыши приходится делать определенные усилия. Хотя, признаться честно, — оценил это я не сразу.
Ассоциативная информативность дизайна.
Существует довольно много стереотипов мышления. Зачастую стереотипы довольно ошибочны, вредны и не соответствуют действительности. Однако дизайн ПО (дизайн графических интерфейсов программ) это то место, где без представления о стереотипах сложно сделать понятную программу. Ведь все мы давно уже привыкли к тому, что зеленый цвет обозначает разрешение и косвенно «Да», относительно какой-то положительной операции, а красный цвет скорее означает «Нет». В случае произведения какой-то операции, последствия которой могут быть негативны (например, удаление файла), скорее подтверждающая кнопка «Да» должна быть красной. В примере, который мы только что разбирали, при отображении окна сообщения с текстом есть варианты отображения также и картинки/иконки. Это может быть как успокаивающий синий вопросительный знак, соответственно которому мы можем догадаться, что это просто какое-то сообщение для нас, так и красный на желтом фоне дорожного знака восклицательный знак, призывающий обратить внимание на что-то критическое. Может быть и знак красного цвета, соответственно которому мы можем решить, что что-то критическое уже произошло. Подбор цвета для элементов приложения и тематические графические изображения, делают интерфейс приложения более простым и интуитивно понятным. Ведь изображения, вне всякого сомнения, в качестве источника информации обладают максимальной информационной емкостью. И, кстати, следует заметить, что в таком случае менее необходима локализация (перевод на другие языки), то есть приложение становится более понятным.
Адаптивность дизайна.
Адаптивный/отзывчивый веб-дизайн (англ. Responsive web design). Этот термин введен совсем недавно. Трудно представить себе, но всего лишь в 2010-ом году. Сейчас без понимания сути этого явления очень трудно получить работу веб-дизайнера.
Что же это такое? Это всего-навсего возможность дизайна быть универсальным. На данный момент существует множество устройств: телефоны, планшеты, нетбуки, ноутбуки, телевизоры… И приложение может быть запущено на любом из устройств. На каждом из устройств приложение может быть отображено иначе. Где-то на устройстве с небольшим экраном будет видет только кусок программы, а где-то на устройстве с большим экраном может быть трудно разглядеть небольшие детали интерфейса. Как правило, это касается веб-приложений/сайтов, так как из-за различия платформ/операционных систем приходится создавать программу/приложение для каждого из устройств заново, — т. е. портировать приложение. Соответственно при портировании зачастую изменяется и дизайн. Каждая платформа имеет свой стиль дизайна, свои контролы и свои определенные возможности/недостатки, что может изменить внешний вид программы до неузнаваемости.
Соответствие программы вкусам пользователя. Возможность настроить на свой вкус. Например, изменить цвета/краски, либо как стандартно предлагается настроить кнопки меню. Этот пункт относится скорее к эргономике, так как удобство работы с адаптированной под нужды и пожелания программой гораздо выше.
Скорость работы. Немаловажная характеристика. К чему вся красота и удобство, если программа нереально медленно работает. Вряд ли кто-то захочет работать постоянно с такой программой. Этот пункт скорее следует рассматривать таким образом, что если программа очень медленно работает, то пользователь предпочтет скорее менее понятную, красивую и удобную, но более быструю программу. Хотя вполне реальна и ситуация, когда пользователь не может что-то понять, так как задержки со стороны программы довольно продолжительны.
Отзывчивость приложения. Сюда можно отнести набившие оскомину «подвисания», то есть моменты, в которые программа не реагирует ни на какие действия пользователя. Необходимость того, чтобы приложение реагировало на действия пользователя. При наведении мышью на объект зачастую должна произойти какая-то реакция объекта.
Эстетика. Играет не последнюю роль. Полагаю, что иногда даже большую, чем эргономика. Красивым приложением хочется пользоваться. Работа, проходящая с удовольствием приносит моральное удовлетворение.
Психологический фактор
Восприятие информации с компьютерных устройств иногда довольно отлично от восприятия иной информации.
В качестве примера можно привести эффект «зловещей долины» (англ. uncanny valley) — гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Искусственные персонажи, которые должны вызывать симпатию, не должны быть чересчур похожи на людей, особенно если они анимированы — это хорошо знают мультипликаторы.

Сеть интернет в качестве источника информации.
Влияние компьютеров на современное общество.
«В начале было слово»
Именно так хотелось бы начать этот раздел. Так и начну. Хотя в нашем случае как вы могли заметить, первой частью шел раздел о интерфейсе. Компьютерная эра начиналась именно с текстовых интерфейсов. Если проявить дотошность, то начиналась она с далеких от понятного слова носителей информации. Есть шансы, что развитие интернета может привести нас к повальному увлечению визуальной информацией в виде видео, 3D… Но в наше время кладезем информации (впрочем, и скопищем различного информационного мусора) является интернет.
Ребенок и компьютер (в первую очередь интернет)
Оставить ребёнка в Интернете без присмотра — всё равно, что оставить его одного в большом городе. Детское любопытство или случайный клик по интересной ссылке легко уведут его на опасные сайты. Какие же опасности для детей таятся в интернете? Явные опасности: порнография, пропаганда насилия, экстремизм, агрессия. Опасные молодежные течения (сайты фанатов), секты, вредоносное ПО.
Как правило, родителям технически сложно оградить ребенка от нежелательного контента. В качестве «ограды» предполагается установка специального программного обеспечения, которое будет блокировать доступ на нежелательные сайты. Казалось бы, в чем же проблема — установить программу, которая будет блокировать доступ на такие сайты и все. Однако, с технической точки зрения, или даже можно сказать с точки зрения текущих реалий, такие программы не всегда безошибочны. Очень большое количество материалов, сайтов проходит свободно через фильтр. А фильтровать видео/аудио контент без модерации, то есть без помощи человека вообще сложно представить возможным. Ибо можно себе представить алгоритм, который будет определять сходство картинки с изображением голого тела, например, но такой алгоритм сложен в исполнении, да и процент верного определения будет далек от ста. Подобные «программы-фильтры» как правило имеют довольно большой список известных запрещенных сайтов. Также могут распознают содержимое сайта на основании определенного справочника негативных слов. Другими словами фильтрация посещаемых страниц и запрет с помощью специальных программ возможна, но крайне ненадежна. Также негативная составляющая это то, что большинство нормальных программ для этих нужд платны. Довольно позитивным моментом можно назвать подвижки в сторону введения домена .xxx для взрослых сайтов. Если действительно перенести все сайты этой тематики на такой домен, а те, которые имеют хостинг на отличных доменах штрафовать или хотя бы просто закрывать, то это было бы вполне удобно для рядовых пользователей и приемлемо для контингента посетителей и владельцев этих сайтов. Но, к сожалению, после введения в работу нового домена особых подвижек больше не наблюдается. Также, явно отсутствуют домены для сайтов с агрессией и экстремизмом. Впрочем, предложение домена для таких сайтов иначе как шуткой не назвать (точно также, как и предложение создать домен для сайтов с вредоносным ПО).
Альтернативным вариантом является разрешение к посещению только определенных сайтов с детским содержимым. Все остальные сайты в таком случае будут запрещены. Но этот вариант подходит только для маленьких детей, так как ограничение кругозора ребенка довольно нежелательно. А если вести речь о подростках, то и бессмысленно.
Интернет-зависимость
Официального определения для этого расстройства нет, но хотелось бы привести немного занимательной статистики. Знаете ли вы, что 33% людей считают Интернет такой же потребностью человека как фундаментальные условия выживания (воздух, еда, жилье). При опросе студентов выяснилось, что если бы пришлось делать выбор между автомобилем и Интернетом, то 64%, а это две трети предпочли бы Интернет. На что уходит время проведенное в сети интернет:
Работа/учеба (Самый приемлемый вариант).
Веб-серфинг (Чтение, развлечения, — не самых худший из вариантов).
Виртуальное общение, а также онлайн знакомства (Довольно затягивающий и действительно приводящий к зависимости процесс переписки со всеми без разбора.)
Игровая зависимость (Была и до повального распространения интернета)
Онлайн шопоголики (Да, да, — теперь и онлайн)
Посещение сайтов «для взрослых» (Здесь все понятно)
Социальные сети и конфиденциальность информации
В наше время асоциального общения через «социальные» сети очень высоки риски потери конфиденциальной информации. Простой, пусть и опытный пользователь может возразить, — если я не перехожу по ссылкам из социальных сетей, не отправляю СМС сообщения на непонятные номера, то никакой опасности нет. Да, действительно большинство опасностей (вирусов) содержат в себе ссылки, полученные в сообщениях от неизвестных и также от известных людей (ведь компьютер знакомого или даже близкого человека может быть заражен). Но есть еще опасности, которые необходимо знать в лицо. Есть ряд правил, которые приходится соблюдать:
1. Контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете. Обычно злоумышленники взламывают учетные записи на сайтах следующим образом: они нажимают на ссылку «Забыли пароль?» на странице входа в учетную запись. При этом для восстановления или установки нового пароля, система может предлагать ответить на секретный вопрос. Это может быть дата вашего рождения, родной город, девичья фамилия матери и т. п. Ответы на подобные вопросы можно легко найти в сведениях, которые вы опубликовали на своей странице в какой-либо популярной социальной сети.
2. Не думайте, что сообщение, которое вы получили, было отправлено тем, кого вы знаете, только потому, что так написано. Помните, что хакеры могут взламывать учетные записи и рассылать электронные сообщения, которые будут выглядеть так, как будто они были отправлены вашими друзьями.
3. Вводите адрес социальной сети непосредственно в адресной строке браузера или используйте закладки. Нажав на ссылку, которую вы получили в электронном сообщении или нашли на каком-либо сайте, вы можете попасть на поддельный сайт, где оставленные вами личные сведения будут украдены мошенниками (так называемый фишинг)
4. Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от вас информацию, которая доступна только вашим друзьям.
5. Учитывайте тот факт, что все данные, опубликованные вами в социальной сети, могут быть кем-то сохранены. На большинстве сервисов вы можете в любой момент удалить свою учетную запись, но, не смотря на это, не забывайте, что практически любой пользователь может распечатать или сохранить на своем компьютере фотографии, видео, контактные данные и другие оставленные вами сведения. Еще нужно иметь в виду, что например Google обрабатывает не только текущие, но и устаревшие страницы. В этой поисковой системе имеется опция, позволяющая просмотреть информацию web страниц, сохраненную в кэше. Поэтому можно оказаться в ситуации, когда вы считаете, что касающаяся вас страница удалена, а на самом деле информация с нее не исчезла бесследно.
Взлом и доступ к секретной информации.
С развитием компьютерных технологий появилось и ответвление компьютерной киберпреступности.
Под ИТ-преступлениями понимаются следующие преступления:
• незаконное использование компьютера или системы компьютеров — виртуальные реквизиты лица используются без его согласия (например, без согласия лица используются социальные сети, вход в чужую электронную почту и т. д.);
• компьютерное мошенничество;
• сознательное распространение компьютерных вирусов (спамов);
• блокирование работы компьютера или компьютерной системы — различные атаки на компьютер или компьютерную систему, в результате которых работа системы блокируется, например, из-за перегруженности системы, а также атаки на сайты, форумы и т. д.;
• кражи данных идентификации — незаконное пользование идентификационными данными, или создание фальшивых сертификатов. К краже идентификации относятся такие действия, при которых от имени лица без его согласия создается виртуальный сертификат, адрес электронной почты от другого лица или отсылка писем с него. Частным случаем является фишинг, — когда создается сайт с названием похожим, на сайт почты или социальной сети и приглашенные на него пользователи сами вводят свои данные, — логин и пароль.
• Сетевое пиратство. Эта беда приносит правообладателям многомиллионные убытки. Мало кто знает, но песни, фотографии или загружаемые видеофайлы/фильмы чаще всего защищены законом об авторских правах. В частности это касается также пиратского программного обеспечения.
• Троллинг (оскорбления от анонимных пользователей) Многим уже мало говорить гадости окружающим людям в лицо — ведь так можно как минимум потерять собеседника или друга, а как максимум — получить физический отпор. Да и власти преследуют сквернословов и сплетников. А вот в онлайне эти действия совершать гораздо проще. Большая часть высказываний не имеет ничего общего с действительностью. В Интернете ходит полным-полно слухов и сплетен о мире шоу-бизнеса и политиках, только вот частных лиц закон защищает все же более строго. Довольно интересен с точки зрения философии, так как ответственности за оскорбление скорее всего не будет по причине сложности идентификации оскорбляющего. Существует достаточно большое количество слухов о том, что зачастую троллинг применяется даже в масштабах организаций. То есть определенные организации за плату занимаются формированием общественного мнения через комментарии на веб-сайтах. Впрочем, это не просто слухи, — известны также и факты. Программы, совершающие записи автоматически (так называемые «боты») также распространены, но используются они как правило для распространения рекламы. Распознавание темы у них развито на довольно скудном уровне и какое-то толковое сообщение в нужном месте в нужное время они вряд-ли смогут создать. Впрочем, вредя от них достаточно. Отчасти троллинг является одним из элементов, которые превращают сеть интернет в большую сточную канаву/свалку, найти в которой что-то затруднительно
• Киберсквоттинг — зачастую не считается преступлением. Это регистрация доменов с именами известных торговых марок и после перепродажа по крайне высоким ценам. Своеобразная спекуляция.
Довольно известен факт, что для доступа к чужой конфиденциальной информации, впрочем, и для доступа к финансам можно использовать правило «ищи дурака». То есть некомпетентная особа на должности, имеющей доступ к секретной информации это серьезная угроза для безопасности. Компетентные сотрудники также не защищены на 100% от этого правила, ведь существуют различные способы обмана и опытный сотрудник может быть также им подвержен.
Визуализация информации, новые технологии (карты, смартфоны, виртуальная реальность и т. п.)
С современными средствами воспроизведения информации (проекторами, технологиями 3D) учебный материал усваивается гораздо эффективнее. Также гораздо чаще можно иметь доступ к различным данным, в том числе и обучающим. Портативные устройства (такие как мобильные телефоны, планшеты, нетбуки и др.) могут предоставить нужную информацию в такие моменты, в которые у современного человека ранее было время томительного ожидания. Например: во время поездки, во время ожидания в очереди, да и просто в свободное время, которое не занято ничем. Однако совершенно не факт, что данное время будет проведено с пользой и в течение его будут изучены какие-то полезные для развития личности человека вопросы. Точно таким же образом теперь имеется и доступ к развлекательной информации и большинство предпочитает развлечения обучению. Впрочем, следует также заметить, что ранее в свободное время человек мог релаксировать и просто отдохнуть. Сейчас масса информации, получаемой по необходимости и по личному желанию просто не оставляют времени на то, чтобы просто ничего не делать в течение какого-то промежутка времени. А ведь вполне можно было бы что-то обдумать, заглянуть в себя или просто абстрагироваться. Вместо этого все чаще непрерываемый поток информации приводит к информационному стрессу.
Не стоит не отметить того положительного эффект, который принесла визуализация информации с помощью компьютерных технологий на сферу образования. Информация, поданная визуальным образом с помощью современных средств гораздо приятнее для просмотра и легче для запоминания. Так как доступ к информации доступен сейчас практически каждому, то задания требующие «зубрежки» уходят на второй план. Хотя возможны и какие-то ухудшения работы в педагогическом плане. Не факт, что дети становятся более управляемыми, если у каждого с собой портативное «развлекательное» устройство в виде смартфона или планшета.
Удаленная работа (аутстаффинг, фриланс)
Поскольку главной разновидностью труда в обществе становится труд, связанный с преобразованиями информационных потоков, а сами эти потоки допускают обработку в любых условиях, если есть компьютер, банки данных и системы телекоммуникаций, то распределение работников по местам их работы начинает существенно меняться. Оказывается, что совсем не обязательно «ходить на работу». Предприятию, фирме, да и обществу в целом оказывается экономически более выгодным вложить средства в оборудование рабочего места для служащего не «на работе», а у него дома. Так же, как сейчас у нас нанимают шофера с его собственной машиной, можно нанимать работника с его собственным компьютером. Достаточно подключить такого работника к соответствующим сетям и дать ему задание, чтобы «процесс пошел». Фирме не надо строить корпус для управленцев, самим работникам не надо ездить на работу. Да и время, в течение которого выполняется требуемая работа. определяется не внешним распорядком для учреждения, а самим работником. По прогнозам-сценариям, разрабатываемым сегодня исследователями в США и в других странах, уже в ближайшие десятилетия количество таких «надомников» может достигнуть 50% общего числа занятых. А это обстоятельство существенно меняет весь стиль жизни основной массы населения в стране, где совершилась информационно-компьютерная революция.
Компьютеризация военной области
Довольно известен сюжет, когда искусственный разум порабощает землю, либо становится виновником ядерной войны. Одна из самых известных книг это книга Дэвида Бишофа «Недетские игры» по которой снят одноименный фильм. В наше время интернета, вполне можно предположить, что хотя у военных и имеются свои специальные сети, по причинам безопасности не подключенные ко глобальной сети, все равно остается возможность несанкционированного сбоя или взлома. Таким образом глобальная сеть интернет несет в себе еще одну опасность. В случае использования IT инфраструктуры некомпетентным сотрудником военного ведомства, либо в случае случайной неаккуратности (может случиться с каждым), не говоря уже об умышленном проступке, может быть получен доступ к определенным милитар ресурсам, в результате которого возможны жертвы. А все большее число военной техники оборудуется IT гаджетами (т.е. компьютеризированными приборами). К военной деятельности можно отнести и разведывательную. Все большее количество скандалов происходит по причине утечки во всемирную паутину секретных данных. Достаточно вспомнить известный всем сайт Wikileaks.
Право на частную жизнь.
В связи с развитием технологий возможностью фото и видеосъемки в наше время обладают практически все. И не важно, к какому слою общества относится личность. Покупку компактной камеры может позволить себе практически каждый. Довольно часто дети пользуются фотокамерами телефонов. Фотокамеры становятся все компактнее и компактнее. По этой причине никогда нельзя быть уверенным, что тебя не снимают. Подобные «параноидальные» мысли, конечно, не тревожат нормальных взрослых людей, однако задумываться о таких возможностях, пожалуй, можно. Видеосъемка камерами наблюдения для безопасности граждан перешла уже давно из разряда чего-то редкого и элитного в разряд вполне нормального явления. К сожалению, иногда качество желает лучшего, но все дело времени. Возможно, в ближайшее время мы с вами окажемся жителями какого-то фантастического утопического рассказа, в котором ни один житель страны/планеты не может сделать и шага без контроля со стороны. На данный же момент возможность быть запечатленным в неблагоприятной обстановке определенно влияет на мировосприятие личности. Можно даже сказать, что влияние оказывается на мораль. Зачастую на всеобщее обозрение могут быть выставлены некоторые подробности, афишировать которые людям не хотелось бы. Очень часто «жертвами» фото и видео съемок являются известные люди. В целом, конечно, они сами провоцируют интерес к себе скандалами, но зачастую случаются и реальные незапланированные казусы, которые в целом дают довольно негативное представление о современном социуме. Есть, конечно, и положительные, но иногда спорные моменты, например использование видеорегистраторов в автомобилях. Видеосъемка момента аварии позволяет доказать факт нарушения определенной стороной правил, либо определить виноватого, что позволяет уменьшить количество конфликтов на дороге. Видеосъемка в магазинах позволяет снизить воровство. Подобные моменты должны бы сказываться положительно на честности населения. То есть в данном случае влияние на мораль должно бы быть положительным.
У видеосъемки с охранной целью, а также у съемки видеорегистраторами есть противники. В целом подобные действия можно рассматривать и как слежку. Есть возможность собрать информацию о персоне с какими-то криминальными целями. Также следует учитывать возможность подделки и использования монтажа. Во многих странах по сий момент, юридически эти вопросы еще не проработаны.
Вместе с желанием оградить свою личную жизнь от видео/фото вторжения можно рассмотреть довольно интересный и характерный момент выставления своей частной жизни на всеобщее обозрение. С точки зрения наблюдений и рассуждений довольно интересно рассматривать поведение различных людей. Из положительных моментов можно было бы назвать то, что теперь каждая личность может проявить себя творчески. В наше время с помощью доступной компьютерной техники почти каждый может почувствовать творческой личностью: писателем, музыкантом, актером, моделью, дизайнером, аниматором и т. п. Разница между известной поп певицей и неизвестной, записавшей песню на любительскую камеру, может быть только во вложенных в клип средствах. А качество музыки может быть даже и не в пользу известной. К сожалению, на сегодняшний момент отсутствует какой-либо способ честного поиска информации в сети интернет, соответственно релевантности и популярности запроса. Поэтому о честном отборе среди масс, которые стараются проявить себя творчески пока что речи быть не может.
Асоциальность социальных сетей.
Человек проживает в социуме и одной из основных потребностей человека является потребность общения. Да, конечно, зачастую отшельники и монахи сознательно лишают себя этой возможности, однако нельзя сказать, что они не общаются совершенно. Их общение происходит с нематериальными и нетленными сущностями. Потеряв возможность общения, рядовой человек вполне может потерять и возможность здраво мыслить. При описании ситуации с потерей возможности общения перед глазами предстают страшные картины необитаемого острова с полувменяемым спасшимся с карабля одиноким человеком либо палаты одиночки психиатрической больницы. Кстати, одним из самых суровых наказаний является пребывание в тюрьме в камере одиночке. Каким бы негативным не был окружающий социум, а общение человеку необходимо.
В наше время большая часть общения плавно перетекла в мир компьютеров. Следом с электронной почтой, чатами и сайтами знакомств в наш мир пришли социальные сети, объединившие в себе все это плюс добавившие часть от развлекательных сайтов, сайтов с видео и игры. В чем же секрет успеха социальных сетей? Да вот одним предложением раньше и был указан их секрет успеха: они объединяют в себе множество популярных у среднестатистического пользователя интернет-развлечений. Плюс они обладают возможностью содержать в одном месте множество контактов своих знакомых и при необходимости легко написать кому-либо сообщение. Из данных размышлений выходит, что своим процветаним соцсети отчасти должны быть благодарны тому, что в электронной почте не появилась возможность поиска своих знакомых, контакты которых неизвестны, а также отсутствует до сих пор возможность видеть все контакты в удобном визуально виде (с фотографиями, например). Также пользователям нравится удобство универсальности социальной сети. Один сайт — один пароль. И не нужно помнить множество адресов, логинов и паролей. Хотя на вкус более продвинутого пользователя специализированные сайты как правило гораздо более высокого качества и содержат лучший контент. Как уже не раз было сказано соцсети это в первую очередь общение и развлечения. Можно ли использовать соцсети с пользой? Ответ — можно! Можно, например, следить за аккаунтами сотрудников и прослеживать кто чем занимается в рабочее время… Это было, конечно, несерьезное отступление. Из личного опыта могу только предположить, что можно подписаться на новости специализированной интересной/изучаемой тематики. Впрочем, это можно сделать и на специализированном сайте.
В чем же асоциальность? Отчасти в том, что общение происходит, как правило, в положении сидя, что не может не повлиять на здоровье «общающихся». Отчасти в том, что зачастую довольно трудно передать интонацию. В этом месте я поставлю 3 закрывающие скобки и многоточие)))… которые означают… Которые на самом деле особо ничего не означают.
Довольно тонко в пользователях соцсетей замечена необходимость одобрения. Размещая какую-либо фотографию, какое-либо забавное видео пользователь подсознательно как малый ребенок ожидает одобрения других. И не получив этого одобрения, либо получив недостаточное количество может на ровном месте расстроится. Это касается и взрослых пользователей, а про то, что среди подростков часты депрессии на почве отсутствия одобрения в соцсетях это уже давно не новость.

Подводя итоги можно выразить тезис, что в современном мире диалог между людьми все больше происходит через компьютеры. Компьютеры и сеть интернет пропускают через себя диалог, оказывая определенное влияние на его содержание. Диалогом человека и компьютера можно считать часть цепочки Человек-Компьютер-Человек.

Статья опубликована 9.02.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: