• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Покидько Подготовка материала: Мастер

Почему алтарь ориентирован на восток?

Памятники древнерусского зодчества еще до монгольской поры — это главным образом храмы. И процесс строительства храмового сооружения, как и всех монументальных сооружений этого периода, начинался обычно с процедуры закладки и затем разбивки плана здания на строительной площадке. Как всегда — это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие церковные иерархи и князья.

В летописных описаниях говорится, что, прежде всего, подготавливалась ровная площадка для строительства. Затем намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца, то есть алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Ось здания сориентирована по линии восток-запад. По этой причине главный вход в храм (притвор, или, как его еще называют — нартекс), находится напротив алтаря и обращен на запад. Таковы установления христианского храмостроительного канона.

Например, правда, более поздние данные, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. Летописец сообщал: «…преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором… поидоша на основание церкви… Прииде же тако и… великий князь Иван Васильевич… И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию» (Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 144).

Интересно, что с этим описанием, сделанным в XV в., также почти полностью совпадает армянский текст «Основание святой церкви», относящийся к началу VI в.: «Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни — по четырем углам… Епископ читает сию молитву… и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя»

Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.

В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, современные ученые так и не определили, несмотря на их многочисленные попытки разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал.

Без знания этих особенностей церковной архитектуры и строительных технологий трудно представить не только принципы христианского храмостроительства, но и само представление о христианском храме и его ориентации, которая является основополагающим и неизменным принципом вот уже многие тысячелетия.

Само слово «ориентация» (этимология которого раскрывает суть христианского храмостроительства) перешло в русский язык с французского. Orientation в переводе на русский, буквально означает «направление на восток». В свою очередь, как утверждают лингвисты, Orientation происходит от целого ряда латинских слов — oriri — oriens — orient — orienter — orientation.

Oriri — латинский глагол со значением появления, рождения, начала, который употребляли обычно с существительным «солнце», когда возвещали о его восходе. Слово oriens — действительное причастие настоящего времени от того же глагола, которое с тем же именем существительным — «солнце» составляло устойчивое словосочетание, обозначавшее ту самую сторону света, где восходит солнце, — то есть восток.

В обычной речи существительное «солнце» опускалось, поскольку говорящим и так было ясно, о чем идет речь. В простонародной латыни, постепенно перераставшей в различные романские языки, от этого широкоупотребительного слова остался только его латинский корень — «ориент». В этой форме слово вошло и во французский язык, для обозначения востока.

А от него ведет происхождение четвертое в данной цепочке слово «orienter» — французский глагол со значением «отыскать восток» или «направлять, нацеливать на восток», от которого и произошло имя существительное «ориентация» — со значением действия, идентичного тому, которое обозначалось глаголом.

Восточная ориентация православных храмов — своеобразный отзвук древнейшего общечеловеческого культа — культа Солнца, или, как его определяют исследователи-этнографы, солярного культа (от латинских слов sol — «солнце» и solaris — «солнечный»). («Ориентация храма по сторонам света» Ю. Панасенко и А. Шамаро).

Статья опубликована в выпуске 20.12.2006
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: