• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Лаура Ли Грандмастер

Как увольнять по-американски? Катапульта: менеджеру на заметку

В США редко увольняют ЗА что-то. Чаще всего увольняют ДЛЯ чего-то. Цель любого увольнения — повышение эффективности работы. Чисто дисциплинарных увольнений ничтожно мало (как-то никому в голову не приходит нарушать дисциплину), а функциональных или организационных — подавляющее большинство.

Constantine Pankin, Shutterstock.com

Уволить человека — непростое дело. Этому специально обучают менеджеров, не говоря уже о работниках НR. Но если кадровики больше следят за тем, чтобы прикрыть юридический зад своей фирмы в случаях трудового спора, судебного разбирательства, то непосредственно начальник (менеджер) увольняемого и есть тот человек, который должен объявить увольняемому «Ты уволен».

Не все это могут, особенно при сокращениях или перепрофилировании производства. Там и опыт многолетней совместной работы, и дружеские отношения, и просто жалость к человеку, теряющему работу, а с работой — медицинскую страховку на всю семью, пенсионный план, другие бенефиты.

В каждой компании обычно всегда имеется такой «увольняющий» начальник. Платят ему за эту палаческую обязанность значительно больше, чем равному по должности и стажу «неувольняющему». В конце концов, эти менеджеры знают, на что идут. Им дается соответствующий тренинг и оказывается психологическая помощь лучшими сторонними психотерапевтами. Вредная работа.

Моя старшая дочь как раз и работает вот таким «увольняющим» заместителем CEO в крупнейшей государственной компании по управлению государственным сектором жилья. В отличие от частных компаний, где, как правило, человеку не объявляют причину увольнения и не предупреждают, в государственных организациях они обязаны указать, за что и почему. Одно могу сказать — уже очень много лет она не спит без снотворного, а теперь прибегла и к помощи психолога. (Молоко за вредность).

Когда это впервые произошло, мне было очень интересно, какими же аргументами пользовался этот корифей психологии, чтобы избавить мою дочь от постоянного чувства вины. А все просто: моя дочь и ее работник, оказывается, находятся в совершенно одинаковой правовой зоне — точно так же работник может ей заявить, что с завтрашнего дня он просто не выходит на работу и потребовать расчет немедленно.

Более того, он ничего не обязан объяснять и отрабатывать. (И такое действительно происходит сплошь и рядом. Это не норма, но случается, особенно там, где ушедшему не требуется рекомендательных писем от бывших работодателей). В США редкий человек работая не ищет лучшую работу и не рассылает втайне свои резюме. Так что все квиты.

Как же правильно уволить по-американски? Если вы принимали на работу с ознакомлением под роспись с правами и функциональными обязанностями, с выдачей на руки копии Устава корпорации, если вы периодически проводили ежегодную эвалюацию деятельности сотрудника, если вы подшивали в его личное дело копии всех мемо и письменных замечаний, то высылаете ему предупреждение, что по результатам низкой продуктивности его деятельности (или по сокращению штата) его должность может быть ликвидирована и он может быть уволен. (В принципе, каждый сотрудник в США в той или иной степени всегда стоит перед угрозой увольнения — я найму дьявола и уволю ангела, если дьявол повысит мне продажи).

Затем следует позвонить сотруднику и пригласить к себе в кабинет. Разговор должен вестись конфиденциально. Уместно лишь присутствие кадровика. Вы сообщаете работнику коротко и ясно, что принято решение его уволить по таким-то причинам или без объяснения причин. Если это требуется и условия позволяют, можно дать работнику недельки две, чтобы он заканчивал или передавал дела, а заодно и работу подыскивал. Вы выдаете ему на руки копию его эвалюации, а также копию предупреждения об увольнении с такого-то числа. Принято, при сценарии с отсрочкой увольнения, чтобы остальные сотрудники, не знали, что решение принято вами лично: человек нашел другую работу и сдает дела. О сценарии немедленного увольнения речь пойдет ниже.

За оставшееся до срока увольнения время вы или перераспределяете среди персонала обязанности увольняемого, или находите человека, которому сотрудник передает дела. Но такие сценарии бывают достаточно редко, разве что при сокращении штатов или перекупке компании.

Обычно это происходит так: вы просто вызываете сотрудника и доводите до его сведения в присутствии кадровика, что он уволен с этой минуты. С причинами или без. До этого вы обезопасили его компьютер. Чтобы не создавать лишних иллюзий, на вопрос, кто принял такое решение, следует отвечать прямо: «я лично». Дайте человеку 30 секунд, не говорите ни слова в это время. А затем жестко и беспрекословно потребуйте сдать ключи, бэйджик, фирменный телефон, компьютер, служебную машину и ключи с документами на нее — все имущество, которое у него имеется казенного.

Держите под рукой салфетки на случай слез. Пусть у вас уже будут приготовлены пустые коробки. Следует говорить твердо, смотреть человеку в глаза, по ситуации можно выразить слова сожаления, поблагодарить за годы работы, пообещать положительные рекомендации или честно сказать, что вы не намерены их давать. Кадровик должен объяснить сотруднику, что он сохраняет и что теряет из бенефитов, сколько он получит расчетных с учетом неотгулянного отпуска и больничных дней, какие премиальные и бонусы могут или не могут ожидать его после увольнения. Последний чек уже должен быть выписан или проведен прямым депозитом в банк.

Главная ошибка, которую делают неопытные менеджеры — они не умеют вовремя закрыть рот и поставить точку в разговоре. Правильное увольнение должно катапультировать, а не парализовывать сотрудника. Поэтому не следует быть слишком сочувствующим — в конце концов вы ему не психолог, а начальник.

Не следует вникать в оправдательные жалобы, вступать в перепалку или доводить разговоры до упрашиваний. Если этот человек — мертвый груз для компании, то вы знаете, что делают с балластом. Делайте свою работу.

Неправильно увольнять человека в пятницу, а тем более перед длинными праздниками. Еще неизвестно, как два дня стресса в условиях праздности выходных дней повлияют на шок от увольнения. В понедельник уволенный может явиться с пистолетом. И такое бывает.

Далее в присутствии сопровождающего с коробками следует эскортировать человека к его рабочему месту и помочь ему собрать свои личные вещи в коробки. Так же, с эскортом, его следует проводить за территорию компании.

Затем положено собрать сотрудников и объявить, что данный работник больше не работает. Никаких объяснений причин. Если люди будут настаивать на вопросах, следует ответить, что вы не можете ответить из уважения к ушедшему и по причине его нежелания объявлять эту причину. Следует также сказать несколько слов благодарности об уволенном.

Сплетни об истинных причинах, конечно, могут пойти в коллективе, но пусть не вы будете их источником — молчать как рыба об лед. Любая новость — новость на три дня.

При массовых сокращениях обычно высылается предупреждение достаточно задолго, без конкретной даты. При одиночных сокращениях полагается поблагодарить сотрудника, выразить свое сожаление, вручить памятный презент, благодарность, обещать всяческую поддержку в плане рекомендаций.

Помните одно: хвост нельзя рубить по частям. Если вы решили уволить сотрудника, сделайте это быстро и так, чтобы он мог покинуть ваш коллектив с достоинством. Одним словом, поступайте так, как советовал знаменитый психолог моей дочери: увольняй так, как бы ты сама хотела быть уволенной. Все под богом ходим.

Статья опубликована в выпуске 29.09.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • Вероника Нактинис Вероника Нактинис Профессионал 30 сентября 2013 в 09:36 отредактирован 16 октября 2013 в 17:03 Сообщить модератору

    В США, хотя бы все ясно. Работаешь - платят, не работаешь - увольняют.

    Оценка статьи: 5

    • Вероника Нактинис, у меня сидит в очереди на печать еще серия статей о ведении бизнеса и стиле работы по-американски. Многое станет понятно в этой статье если читать последовательно в том порядке, в котором я их выложила для печати - там одно растет из другого и тогда статья об увольнениях как-бы органичней вписывается в логику рабочих взаимоотношений.
      Я буду продолжать еще эту серию. Но пока даже на этой стадии я могу сделать только один вывод: угроза постоянной конкуренции, увольнений, общий напряг по поводу работы - это и есть то, что сделало эту страну самой продуктивной в мире в плане производительности.

      Это немножко щекотно в личном эмоциональном плане, но это - единственно возможные правильные отношения в работе.

      Это понимаешь, когда сам становишься работодателем: дискриминируешь молодых или детных женщин при приеме, увольняешь за малейший промах, следишь за потерей рабочего времени на личные разговоры, за неподходящую внешность, вес или одежду, выгоняешь на улицу заболевших, которым требуется длительное лечение. Потому, что работодатель не может быть матерью Терезой, иначе он прогорит и многие потеряют свои рабочие места.

    • Вероника Нактинис, мнение изложено хорошо, но краски, кажется, сгущены. Откровенное посещение работы маловероятно.В сфере бизнеса кроме блата-коррупции имеет же значение результативность.

      "А в поэзии нет ни друзей, ни родных, //по протекции не свяжешь рифм лычкИ." (ВВМ) Так должно быть во всём,вкл.бизнес.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев, конечно, не так откровенно: пришли, сели-посидели и домой полетели. Но, и работой, и горением за свое дело не назовешь.
        А про поэзию верно, хоть тут справедливость! Зато все можно купить, если надо, даже чужие стихи и выдать за свои.
        А с другой стороны, как на своих стихах, что-то заработать под своим именем, не понятно. Вынула стопку из коробки, покрутила и опять в коробку!

        Оценка статьи: 5

  • Такое увольнение похоже ,скорее, на казнь.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 30 сентября 2013 в 01:28 отредактирован 30 сентября 2013 в 11:06 Сообщить модератору

    Все правильно. Кажется, и у нас стали осознавать, что каждому своё: бизнесу - капиталы увеличивать, работнику - продавать свой труд... И то, что свобода дана не только трудящимся, но и работодателям. И каждый вправе решать: работник – где, у кого и как работать; работодатель – с кем работать, как оценивать труд, сколько и за что платить, когда и на каких условиях «расставаться», а не заниматься «собесом», как в советское время.

    Помню характерный случай из времен развитого социализма с человеческим лицом. В НПО (научно-производственном объединение), в которое я перешел в середине 80-х на одну из АУПовских должностей, в одном из подведомственных мне подразделений числился один сотрудник со степенью к.т.н.

    Как он её получил – не знаю, но в том, что его техническая грамотность не выходила за рамки кружка «умелые руки», убеждался не однократно. К моменту моего прихода он прославился тем, что его трижды увольняли за срывы НИРовских работ и прогулы, и трижды он восстанавливался на работе по суду. Всем, даже судейским, было очевидно, что он откровенно бездельничал, прогуливал и сутяжничал, но его восстанавливали, т.к. в документах на увольнение находили ту или иную оформительскую оплошность. Естественно восстанавливали его на прежнюю должность с выплатой за «вынужденный прогул». «Борьба» между этим работником и администрацией НПО (или работодателем, как говорят сегодня) длилась около 4,5 лет. К моменту моего появления в НПО он настолько обнаглел, считая себя «непотопляемым», что совсем прекратил что-либо делать по своей должности. Его основным занятием стал сбор компромата «на всех и на вся», о чем он откровенно поведал на приеме, через пару недель после моего вступления в должность.

    Закончилась эта история тем, что через полгода его в очередной раз уволили за прогул, но при этом были дотошно соблюдены все формальности. На этот раз он дошел аж до Верховного суда, но приказ об увольнение остался в силе.

    И сегодняшний КЗТ дает много поблажек работнику, особенно в госсекторе и почти всегда суд, на основе формальных признаков, стоит на стороне работника.

    Оценка статьи: 5

    • его трижды увольняли за срывы НИРовских работ и прогулы, и трижды он восстанавливался на работе по суду

      Руководителей тоже можно увольнять, за безграмотность.

      Во времена Советской Власти чтобы сожрать ЛЮБОГО, требовалось в среднем с полгода.

      Замечание, строгое замечание, выговор, строгий выговор, несоответствие.

      Если пьющий можно уложиться месяца в 3.

      Те, кто не совсем без мозгов, увольнялись по собственному не дожидаясь, чтобы не заполучить статью.

      Ну а чтобы разом избавиться от нескольких несправляющихся или неугоднях, была другая метода - сокращение с последующим развитием якобы нового производства или создания отдела.

      Оценка статьи: 5

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 30 сентября 2013 в 22:50 отредактирован 30 сентября 2013 в 22:52 Сообщить модератору

        Сергей В. Воробьев, "сожрать" любого подчиненного можно и за два - три месяца, и он сам, как миленький, сбежит по «собственному», а вот для увольнения "за систематическое нарушение трудовой дисциплины" требовался срок от полугода до полутора лет. Надо было накопить соответствующую папку бумаг.

        Замечу, что советским КЗОТОм не предусматривались такие меры воздействия, как: «строгое замечание», «несоответствие». Эти виды дисциплинарного воздействия имелись в документах о труде (в дополнению к КЗОТу) ряда ведомств: ж/д, геология, геодезия…

        В общем, схема, нарисованная Вами, правильна. Но она требовала очень четкого её выполнения: нарушение - служебная записка руководителя в администрацию – «объяснительная записка» (в случае отказа её дать, то соответствующий акт за подписью не менее трех лиц, да таких, которые затем на суде не «отнекаются» ) – приказ и т.д. До середины 80-х, для признания работника «злостным нарушителем», таких наборов надо было набрать за календарный год не менее трех. Лишь с середины 80-х «злостным нарушителем» стало возможным признавать любого, имеющего выговор за нарушение трудовой дисциплины и совершившего после этого любое, даже пустячное, нарушение, например, опоздание на 5 мин.

        Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Озеров,
      Во истину так.
      Таких как ваш "коллега" повидал немало.
      Закон стоит на страже бездельников.
      Самое смешное что относительно легко уволить человека который работает и где то ошибается, уволить бездельника - проблема, так как он - НЕ ОШИБАЕТСЯ, у него нет недостатков.
      Нет результата? Дык это надо доказать, что это его личная вина и не фирма ему не создала нужные условия для работы , либо не имели место объективные причины для срыва плана (мировой кризис, цунами в Японии , наводнение в ПРИМОРЬЕ или ещё чего ...)

      Оценка статьи: 5

  • Я - за то, чтобы со всеми специалистами обращались поаккуратнее. А то что-то многие менеджеры страдают иллюзиями, что люди не переведутся. Работая в фирме, ловлю кайф от наблюдения за "катапультированием" подобных менеджеров: беда для них в том, что не переводятся как раз такие, как они. Да, об уволенных с пистолетом: такие случаи не возмутительны, а поучительны. Играют свою роль, учат некоторых чуткости, деликатности и справедливости. Дикий капитализм должен быть диким до конца и не походить на игру в одни ворота.

    • Светлана Гончаренко, специфика США в том, что любом HR для любой позиции специалиста лежит по десять папок резюме еще более лучших специалистов согласных на меньшие деньги. Это дает возможность управленцам требовать большей производительности от работающих. Если эта производительность не оправдывает ожидания менеджера, он тут же увольняет - темп работы не дает время на перевоспитание.
      Другое; чуткость, деликатность - это слова для богодельни. Справедливость с точки зрения интересов компании - никакой другой справедливости менеджеру не положено иметь.
      Насчет пистолета: не только оружие, но и сопровождение нескольких машин полиции. Когда моя дочь проводит выселение из некоторых частных домов, которые государство предоставляет по социалке некоторым люмпенам, которые устраивают там притоны или наркоторговлю.
      У нее даже на служебной машине полицейские номера и рация. Это еще одна сторона работы.

    • Работая в фирме, ловлю кайф от наблюдения за "катапультированием" подобных менеджеров

      Праздно поинтересуемся
      вашей должностью

      и присовокупим, что статья о менагерах и для менагеров.

      Никто, НИКТО не станет увольнять специалиста, приносящего реальный доход и/или умеющего делать свою работу
      дворник ли это, токарь, менагер (бывает и такое) или Президент.

      Оценка статьи: 5

  • Зачет, Америка приличная страна

    но и Россия не хуже.

    Признаюсь (только в рамках ШЖ, без права распространения) - да, меня тоже увольняли. Один раз. По непонятным мне (похоже, и работодателю) причинам.

    Секретарша принесла предупреждение, что я буду уволен в теч-е 3-х месяцев, и что возможности моего трудоустройства в иной должности (все ДИ вплоть до Устава писал я) нет.

    Вернув челюсть на место, и успокоив секретаршу, начал успокаиваться сам.

    Порылся в интернетах, скачал форму увольнения по соглашению сторон, прописал условия более выгодные чем по инкриминируемому сокращению, проставил дату через неделю (ранее нереально даже формально дела передать преемнику, тем паче его еще и не было), и отнес в приемную все той же секретарше.

    Все было подписано, и ровно через неделю был уволен на моих условиях.

    Чего и вам желаю.

    Оценка статьи: 5

  • ОТлично...
    Оказывается в России, где не соблюдают права человека (что конечно гнусная выдумка ГосДепа), очень соблюдают права работника..
    Вот он звериный оскал капитализма (ШУЧУ).

    Всё правильно, иногда проблема выгнать разгильдяя...
    Ну а с увольнением никогда проблем не испытывал, помощь психолога тоже не требовалась... Это наверное особенность женщин-начальников? Или специальный пиар-ход дабы оправдать более высокую з/п? Типа мне так тяжело ?

    Оценка статьи: 5

  • Интересный материал, спасибо.

    Риторический правда, вопрос: если работа так не нравится, что не получается спать без снотворного и приходится ходить к психологу, может ну ее нафиг такую работу? Ну правда, что дороже, деньги или жизнь и личный комфорт?

    • Дмитрий Елисеев, Чтобы ответить, мне придется экстраполировать мое суждение на выбор тех людей, в работе которых есть и эта неприятная долджностная обязанность.
      1. Компенсируется правом НАЙМА. Вы не только увольняете, но совершаете гораздо более позитивное действие - проводите селекцию найма работника.
      2. Компенсируется правом оценки деятельности коллектива и каждого в отдельности.
      3. Компенсируетсфя правом анализа и принятия решений по оптимизации работы организации в целом, в том числе и кадровой.
      4. Высокий уровень власти и высокий денежный потолок.
      5. На этом я остановлюсь подробней. мало кто об этом знает в России:
      В США есть некий уровень должностей (особенно в правительственном секторе) с которых никого никуда не увольняют. Это уже как бы государевы люди, люди партии ( в случае с моей дочерью - демократический актив города и всего штата). Они проводники политики партии на уровне местных правительств. Поэтому таких людей лишь перемещают по горизонтали власти даже если к власти приходят иная партия (республиканцы - в нашем случае).
      Это НЗ и золотой фонд, (в России сказали бы номенклатура), высшие управленцы-пахари, которые являются практическими руководителями, а не выученными менеджерами.

      Обратите внимание: ни в каком вузе вас не учат быть директором Управления жилого фонда. Кого-то учат на бухгалтера, кого-то на эксплуатационника ЖКХ, кого-то на инженера, на архитектора, плановика и т.д. Но вырастить директора-управленца всеми этими специалистами может только реальный опыт в данной отрасли. Поэтому такие должности - это не только зонтик, но и пуленепробиваемый парашют.

  • Похоже на работу дентиста, быстрее зуб удалил меньше клиент мучается. Был фильм на эту тему с Д.Клуни, по-моему, частная компания предоставляла такой аутсортинг. Герой вместе с героиней постоянно ездили по всей стране и уволняли людей в различных компаниях. Интересный фильм.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 сентября 2013 в 02:02 отредактирован 29 сентября 2013 в 02:03 Сообщить модератору

    Cтатья для ознакомления с практикой увольнения в США. Приём, увольнение, содержание на рабочем месте, перемена места жительства у них отработаны до мелочей и никто не считает соискателей лучшей работы и места жительства летунами. Из своего недолгого пребывания в американском коллективе конфликтов с увольнением почти не было. В основном уходили сами, часто с переводом в той же фирме, особенно комсостав.

    Меня регулярно (в квартал-пол-года) вызывал зам. менеджера и знакомил с оценкой работы в десяти номинациях.
    При этом часовая ставка повышалась на 15-25 центов. Мелочь, но приятно. Все работали усердно и старательно. Начало,окончание смены по коду на компе. О работе среди американцев остались самые хорошие воспоминания.

    Оценка статьи: 4

  • Как корабль назовешь - так и поплывешь... Не гонись Америка за длинным баксом, не устрой себе изматывающие товарно-денежные отношения, кем бы была?.. Не было бы Штатов.

    А порой чрезмерная чувствительность - в противовес жесткому рынку. Как длинная и шершавая доска в виде качели: на одном конце золотой телец, на другом - человечность. Посередине под доской бревнышко в виде истины.

    ИМХО - вырабатывать вам всем семейством в себе новые качества крепкой и здоровой психики. Какие и как это сделать?.. Пусть будет это увлекательным творческим процессом, а не мучительным избавлением от чего-то.

    Тома Сойера с его забором вспомните... Организуйте новое движение по всей Америке. Чтоб веселее было.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за высокую оценку моих наблюдений и размышлений. Больная тема эта у нас в семье. Еще одно несуразие: дочь моя привезена сюда очень молодой - она не умеет ненавидеть ближнего априорно, она априорно доверяет. Дети у меня янки пропиндосные - любят ближнего, тяжело переживают разочарование в таких же любяших, но медленнее шурующих. Потому и более высокого порядка страдания, и тяжелее снотворные.
    Мы - нация более тесно связанная с процессом занятости, кроме разве японцев. Скажем 70:30% работы и дома. Зато и личное - свято и неприкасаемо. Но общественное, рабочее так поставлено государством, что стоишь на всеобщем национальном конвеере нон-стоп. Это образ жизни страны - пахота. Причем, они умудряются сделать это приятным и неоходимым как качание в джиме. Да и хруст денег нам сладок и приятен...И гордость за блага, да и многое, в том числе жесткость в умении бросать баласт за борт.

  • Что ж, а может это и правильно - найти-выискать повод за что-то уволить, вместо "для чего-то уволить". И не надо слезы лить.

    "Ты, Перегар Петрович, уволен нахрен!" И со спокойной душой вкусно завтракать-обедать-полдничать-ужинать. И спать спокойно.

    Оценка статьи: 5