• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как проходил советский автопробег Москва—Лиссабон?

В июле 1986 года два португальских журналиста на машине добрались до Москвы из Лиссабона. При этом они проехали почти 5000 километров, затратив на это 51 с половиной час.

Участники автопробега Москва—Лиссабон Фото: Журнал «За рулем» №1 1989 г.

Собственно говоря, ничего в этом событии экстраординарного не было. Не олимпийские состязания, в конце концов. Не какой-нибудь антивоенный автопробег.

Однако это событие имело определённый резонанс, а тут ещё Союз журналистов СССР получил приглашение из Португалии нанести, так сказать, ответный визит.

Предложение было принято. Ведь уже вовсю шла перестройка, советские границы стали открывать, и пробег из Москвы в Европу мог стать неплохой иллюстрацией происходящих в СССР перемен.

Старт из Москвы в сторону Португалии наметили на 14 сентября 1988 года. Перед этим организационный комитет принял решение направить в Лиссабон экипаж из трёх советских журналистов.

Машину для этих целей выбрали, разумеется, советскую — ВАЗ-2109, или, попросту, «девятку». Такой выбор преследовал несколько целей.

Как проходил советский автопробег Москва—Лиссабон?
Фото: Журнал «За рулем» № 1 1989 г.
  1. Во-первых, машина была самой последней модели, и это должно было продемонстрировать за границей успехи советского автомобилестроения. Тем более что наши машины понемногу продавались за рубежом, и намечавшийся автомобильный пробег мог простимулировать спрос на советские автомобили.
  2. Во-вторых, для того чтобы побить рекорд португальцев, нашим журналистам следовало передвигаться со скоростью более 100 километров в час. То есть машина должна была находиться в довольно экстремальных условиях, и вазовские конструкторы очень хотели узнать, как их детище выдержит такие нагрузки.
  3. А в-третьих, врачам, курирующим проект, была любопытна информация о том, как себя будут чувствовать в пути (и после завершения пробега) три советских журналиста, попеременно садящихся за руль и попеременно отдыхающих прямо в автомобиле.

Известно, что для пробега «ВАЗ» предоставил две машины (на выбор) популярного тогда тёмно-вишнёвого цвета. Была ещё такая песенка группы «Комбинация», со словами «…твоя вишнёвая девятка, она с ума меня сведёт…»

Эти две «девятки» перед пробегом отправились на специальный полигон, где каждая накрутила по 2500 километров как раз на скорости примерно 100 километров в час. Во время этого испытания устранялись всякие заводские огрехи, подтягивались ремни и гайки.

Отчёты того мероприятия сообщают, что ещё «…были заменены некоторые узлы…» в наших автомобилях. Что это за узлы, понять не удалось, но будем считать, что машина отправилась в пробег практически такая же, что и сошла с конвейера.

Как проходил советский автопробег Москва—Лиссабон?
Фото: Журнал «За рулем» № 1 1989 г.

Для сокращения простоев наши журналисты решили питаться прямо на ходу, чтобы не тратить драгоценное время на всякие кулинарные хлопоты. И тут пригодились наработки НИИ медико-биологических проблем Академии Наук СССР. Благодаря этой солидной организации советские журналисты получили кое-что из рациона космонавтов. Помимо этого, представитель института даже рассчитал оптимальную схему питания на всю команду и расписал её буквально по часам на весь маршрут.

В целом, автопробег прошёл довольно хорошо. Естественно, наш экипаж гнал вперёд, и времени рассматривать достопримечательности не было.

Журналисты отметили, что дороги в Польше на тот момент были узкими и не совсем ровными.

В Германии качество дорожного покрытия улучшилось, а в Западной Европе наши соотечественники столкнулись с диковинкой для советского человека — большими пробками.

Впрочем, об этом моменте они были оповещены заранее и поэтому проезжали проблемные места ранним утром, как раз перед началом столпотворения.

На некоторых участках наша «девятка» набирала скорость до 170 километров, так как иногда она выбивалась из графика, и это приходилось учитывать.

Как проходил советский автопробег Москва—Лиссабон?
Фото: Журнал «За рулем» № 1 1989 г.

К столице Португалии, по словам наших журналистов, они прибыли ровно в 6 утра по местному времени, которое отстаёт от московского на три часа. И тут выяснилось, что въезд в город — платный, а у наших соотечественников не было местной валюты.

Пришлось им менять завалявшиеся в карманах доллары и звонить в консульство. Оттуда приехал представитель, и благодаря этому советский автомобиль попал в Лиссабон.

  • Наша «девятка» установила своеобразный рекорд, преодолев путь в 4827 километров за 46 с половиной часов. Однако этот факт следовало документально запротоколировать.

В этом помог местный полицейский, патрулировавший набережную. Он составил соответствующую бумагу, которая и подтвердила официально советский автомобильный рекорд. Бумага эта была представлена и на пресс-конференции, случившейся совсем скоро.

Сейчас об этом событии мало кто помнит и знает. Но оно продолжает оставаться пусть и небольшим, но памятным знаком в истории нашей великой Родины…

Статья опубликована в выпуске 6.05.2020
Обновлено 15.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: