• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Что такое маскот?

Интересные факты из истории автомобилей

В начале эпохи автомобилизма в моду вошли украшения, которые называли маскотами — от французского слова mascotte, что означает «талисман». Маскоты были маленькими красивыми фигурками для украшения передней части капота. Поэтому по-английски их называли: «Hood Ornament».

В начале истории автомобилей в передней части капота торчала массивная крышка радиатора, которая сама просилась, чтобы её украсили чем-нибудь. Потом конструкторы заправили радиатор под капот полностью. Но свято место не бывает пусто. И вот на передок капота стали закреплять украшения-маскоты.

Обычно их изготавливали из нержавеющей стали, хромировали и полировали. Получалось ярко, привлекательно, современно.

Фигурки-маскоты чаще всего никак не коррелировали с официальным логотипом фирмы. Разве что на автомобилях «Понтиак» маскотом часто была голова индейца, ведь сам реальный Понтиак был вождём индейцев, и совсем не мирных.

А маскотом автомобилей фирмы «ДеСото» была голова конкистадора, каковым и являлся Эрнандо де Сото (1498−1542). На капотах «Линкольнов», «Бьюиков», «Крайслеров» поселился целый зверинец: быстрые волки, ягуары, лебеди, орлы, пеликаны. Кроме зверушек автомобили украшали символы скорости: крылья, самолёты и ракеты, а также боги и богини.

Иногда фирменные скульпторы вдохновлялись могучими мужскими и элегантными женскими фигурами. Самый известный маскот, который до сих пор красуется на капоте «Роллс-Ройса», тоже является женской фигуркой и называется «Духом экстаза».

Этот маскот, которому уже более 100 лет, пожалуй, единственный, сохранившийся до наших времён. Прочие ушли в небытие по трём причинам.

  1. Во-первых, мода быстротечна, и в конце 1950-х годов покупателям перестали нравиться блямбы на капоте.
  2. Во-вторых, скорости автомобилей драматически выросли, и выдающиеся вперёд колюще-режущие украшения стали при столкновении наносить серьёзные повреждения пешеходам.
  3. Наконец, красивенькие игрушечки привлекали внимание лихих людей, которые пытались их снять на стоянке в отсутствие хозяина. Чаще всего для того, чтобы вернуть назад за скромную плату. Ведь маскоты не считались запасными частями и в магазинах не продавались.

Да что мы всё про заграницу! А были ли маскоты в Советском Союзе? Исторический факт: были. Это факт несомненный, как и тот, что советский автопром реально существовал, хотя многим сейчас в это не верится. И мало того — советские автозаводы выпускали-таки автомобили.

Эти машины, правда, в большинстве своём копировали те или иные зарубежные образцы, что программировало запаздывание на десяток лет во всём. Даже в таких мелочах, как маскоты. На трудягах ГАЗах и ЗИСах буржуазных излишеств не полагалось. А вот на правительственном лимузине ЗИС-110 скромный маскот уже имелся. Им стало красное знамя, которое потом, немного изменив, поместили и на капот ГАЗ-12 (ЗИМ), и на капот «Москвича-407».

После войны, когда на Западе мода на маскоты стала уходить, они появились в СССР. Первым в 1945 году украсил свои автомобили фигуркой могучего медведя Ярославский автозавод. Этот завод выпускал большегрузные грузовики «ЯАЗ-200». Медведь подходил для маскота этих машин по двум причинам. Во-первых, как символ силы, а во-вторых, как животное, изображённое на гербе Ярославля, где он стоит и держит на плече секиру.

Первоначально в таком стоячем положении его и хотели изобразить на статуэтке, но получалось плохо. Тогда за дело взялся один из первых советских автомобильных дизайнеров Юрий Аронович Долматовский. Он поставил медведя на четыре лапы, закрыл ему пасть и упростил очертания маскота, чтобы сделать его производство более простым. В таком виде медведь всем понравился. Водители ЯАЗов гордились: маскоты были только на их машинах.

Но с 1951 года тяжёлые грузовики по чертежам, переданным из Ярославля, начали производить и в Минске. Новую машину назвали МАЗ-200, а вместо медведя на крышку капота поставили фигурку могучего зубра, которую разработал тот же Ю. А. Долматовский. В конце 1950-х годов зубры перебрались на боковины капота, где «проживали» в виде выштамповки. Главной причиной отказа от маскотов было то, что красивых зубров элементарно крали.

ЯАЗы производили до 1956 года, а затем автомобильный завод перепрофилировали в мотостроительный. Производство же тяжёлых грузовиков перенесли в Кременчуг, где, естественно, никаких медведей на крышке капота уже не устанавливали.

А самый знаменитый советский маскот — это, конечно, скачущий олень с «Волги» ГАЗ-21. Автомобиль производили на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год, а олень скакал на крышке его капота до начала 1960-х годов. Скакал вполне заслуженно. Ведь олень изображался на гербе Нижнего Новгорода, который в 1932 году переименовали в Горький. Автором фигурки был сам дизайнер «Волги» ГАЗ-21 Леонид Еремеев.

Но потом оленя убрали. Для завода производство маскота — медленное, непроизводительное, фактически ручное — было невыгодно. А владельцы, думается, вздохнули с облегчением. Ведь красивого оленя им приходилось на ночь откручивать и уносить домой.

Чужой олень в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г.
Чужой олень в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г.
Фото: kinopoisk.ru

Как откручивали его, например, жулики Бывалый, Трус и Балбес в фильме «Кавказская пленница». Эти ребята точно знали, что на изящный маскотик всегда найдётся охотник. Кстати, откуда взялся олень на их автомобиле, довоенном немецком «Адлер Триумф Юниоре»? Конечно, спёрли.

Adler Trumpf кабриолет, 1939 г.
Adler Trumpf кабриолет, 1939 г.
Фото: Martin V., ru.wikipedia.org
Статья опубликована в выпуске 12.02.2021
Обновлено 4.12.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: