• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Почему исчезли трамваи с городских улиц?

Трамвай, как вид общественного транспорта, появился во второй половине XIX века. Он стал героем множества художественных произведений и фильмов, перестук трамвайных колес на стыках — привычный шум на улицах множества городов на всех континентах. Какой путь прошел трамвай за полтора века своего развития?

Старинный трамвай в Праге Фото: Depositphotos

В сентябре 1880 года в России, в Санкт-Петербурге, был произведен первый опыт использования трамвая. Была доказана возможность использования нового вида городского общественного транспорта.

  • Вагон двигался по рельсам с невероятной для того времени скоростью — 35 км/час, и легко вез 40 пассажиров.

Однако к этому времени в Питере уже 20 лет функционировали конки. Между их владельцами и городом в лице Городской Думы существовал договор о монопольном праве перевозки пассажиров. Потому трамвай в городе появился только в 1907 году, когда истек срок договора на монополию конки.

История электрических трамваев насчитывает три эпохи:

  • появление трамваев и их триумф в городах (с 1880 года вплоть начала Второй мировой войны);
  • упадок трамваев (от конца 1930-х до 1970-х);
  • эпоха ренессанса трамваев (от конца 1970-х до настоящего времени).

Упадок трамваев произошел из-за того, что улицы в больших городах часто бывают узкими (особенно в центре) и разместить там еще и две пары рельсов — значит, слишком сузить их проезжую часть. Кроме того трамваи шумны, они стучат колесами на стыках, дуги трамваев на перекрестках искрят своими токосъемниками, вниз сыплется окалина. К тому же выглядят они как-то архаично, несовременно. Да и обслуживание их инфраструктуры было намного дороже, нежели обслуживание автобусов и маршруток.

Старый трамвай в Мельбурне
Старинный трамвай в Мельбурне
Фото: Depositphotos

Так, к началу 1970-х годов трамваи почти исчезли в Северной и Южной Америке, в Австралии, во Франции, Индии, Турции, Испании. Лишь в странах Центральной и Восточной Европы трамваи продолжали модернизировать и эксплуатировать. Весь остальной мир сделал ставку на автомобиль.

Однако последовательная реализация этой ставки сначала привела к гигантским пробкам, ведь трамвайные рельсы занимали вовсе не так много места, а пассажиров перевозили во много раз больше, чем даже автобусы. А затем сильно увеличилась загазованность улиц выхлопными газами.

При увеличении количества автомобилей ситуация только обострилась, властям пришлось решать кучу проблем — и наиболее простым и дешевым решением оказалось возвращение на городские улицы трамвая.

Триумф трамваев начался в конце 1970 годов, в разных странах и разных городах он шел по-разному.

В Канаде это началось в конце 1970-х годов, когда город Эдмонтон вновь проложил по своим улицам рельсы и пустил по ним трамваи в 1978 году. Его примеру в 1981 году последовал Калгари.

Париж, в первой половине XX века решительно устремившийся в будущее и ликвидировавший в 1937-м свои трамвайные линии, вернул на свои улицы трамваи в 1992 году.

Трамвай в Париже
Трамвай в Париже
Фото: Depositphotos

Восстановлены трамваи в шести английских городах, в том числе в городе-спутнике Лондона. Да и в самом Лондоне думают вернуть трамваи, ведется проектирование трамвайных систем.

Германия не пыталась ликвидировать трамвай, напротив, немцы развивали этот вид транспорта даже тогда, когда «самые умные» старательно ликвидировали в своих городах трамвайную инфраструктуру.

В Мюнхене в преддверии Олимпийских игр 1972 года власти попытались заменить трамвай, построив метро. Но когда метро уже было построено, горожане, увидев, что схема городского транспорта «метро+трамвай» для них очень удобна, убедили городские власти оставить трамвай. Разумеется, усовершенствовав его. Новые вагоны, красивые и малошумные, позволили сильно увеличить пропускную способность городских улиц. При этом нарекания на шум, вызываемый трамваями, сошли на нет.

Россия оказалась в самом хвосте движения за ликвидацию трамвайного движения. У нас рельсы начали снимать только после крушения СССР, хотя Ленинград в конце 1980-х годов был занесен в Книгу рекордов Гиннесса — 67 трамвайных маршрутов двигались по более чем 600 км рельсов. В советское время нагрузка на общественный транспорт в Ленинграде распределялись следующим образом: трамваи перевозили — 43% пассажиров, метрополитен — 21%, автобусы — 20%, а троллейбусы — 16%.

Трамвай в Санкт-Петербурге
Трамвай в Санкт-Петербурге
Фото: Depositphotos

Увы, в 90-е годы трамвайные рельсы и по России вообще, и в Петербурге начали снимать. В то самое время, когда во всем мире трамвайные пути снова начали восстанавливать. В настоящее время длина трамвайных путей в Петербурге — 231 км, по длине путей город находится на 4-м месте, а на 1-м месте — Мельбурн, 254 км трамвайных путей.

Хочется верить, что разгром трамваев и их инфраструктуры в России будет остановлен, ведь трамваи могли бы сильно разгрузить городские улицы. На Западе власти городов поняли это уже лет 30 назад.

Статья опубликована в выпуске 9.04.2021

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Трамвай - лучший из всего городского общественного транспорта. Особенно хороши новые многовагонные трамваи.

    Оценка статьи: 5

    • Самое грустное, Елена Пискунова, что наши власти обезьянничают с западных "тенденций", причем с запаздыванием в десятилетия. На Западе уже активно восстанавливали трамваи, когда у нас с упоением начали те трамваи резать и уничтожать их инфраструктуру(рельсы, сеть питания).
      В Питере максимально было больше 600 километров, а сейчас едва 230 километров - два третьих инфраструктуры ликвидировали.

  • Вспоминая старинную фантастику, сразу же на ум приходят различные виды транспорта, которые работают на электричестве. Трамвай, по сути, был первой ласточкой, маломощные электромобили начала XX века были, скорее, не транспортом, а игрушкой. Уважая трамвай, уважаем технический прогресс!

    Оценка статьи: 5

  • Не очень понятна логика тех, кто хочет убрать трамваи с городских улиц. Нынешние вагоны не такие уж шумные ( я застала в детстве ещё так называемые "гремучие трамвайчики" - вот это был грохот, так грохот. Трамваи эти выпускались чуть ли не с войны!)
    А, учитывая то, что трамвай экологически намного чище автобуса - его наоборот надо всеми силами стараться оставить на улицах.

    Оценка статьи: 5

  • А первое регулярное движение трамвая в Российской империи было запущено в Киеве в 1892г.