• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

Какое место занимает Россия в мировой автомобильной истории? Часть 1

О том, что первый российский автомобиль был создан ещё в 1896 году, известно многим. Между прочим, создавший его инженер Яковлев самостоятельно изготовил всю механическую часть — мотор с электрической системой зажигания, трансмиссию, а экипажных дел мастер Пётр Фрезе разработал рулевой механизм и подвеску собственной конструкции. Так что эту машину ошибочно считать «подражанием Бенцу», как часто писали в наших и зарубежных изданиях.

Инженер Романов в конце XIX века пытался пустить по Санкт-Петербургу электрические кэбы (созданные по образцу конных лондонских) и электрические омнибусы. Для них он создал облегчённые аккумуляторные батареи, а для кузовов планировал применить материал, представляющий пропитанные химическими смолами слои ткани и древесного шпона (своего рода деревопластик).

Инженер Борис Луцкой работал за границей, внёс значительный вклад в создание знаменитых Мерседесов и добился их выпуска по лицензии в Санкт-Петербурге. Эти машины несли марку Лесснер, а на блоке их мотора с обеих сторон стояла табличка с надписью «Луцкой-Даймлер». Луцкого также считают создателем первого в мире грузового автомобиля.

Луцкой разработал для германского почтового ведомства почтовые электромобили, у которых спереди был размещён сейф для корреспонденции, украшенный гербами. Вообще же он много работал за границей и над автомобилями, и над аэропланами. В начале 1-й мировой войны был арестован как русский подданный, за оказание вооружённого сопротивления при аресте до конца войны оставался в тюрьме.

После освобождения вернулся на фирму Штёвер, где работал до войны. На складе фирмы скопилось большое количество авиамоторов, которые, согласно Версальскому договору, нельзя было использовать. Луцкой нашёл им применение, разработав специально для этой цели автомобильное шасси. 120-сильных автомобилей, известных как Гроссе-Штёвер, было выпущено свыше 100 экземпляров.

В 1912 году редактор журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель установил на свой изготовленный ещё в 1909 году Руссо-Балт С 15/30 (13-й по счёту выпущенный экземпляр этой модели) новый, более приспособленный к дальним пробегам кузов. Впрочем, все поездившие на этой машине признавали перемещение на ней поистине адской пыткой.

Господин Нагель объездил на этой машине большую часть России и Европы, а в 1913 году пересёк практически всю Северную Африку. Хотя ему не удалось добраться до Каира вследствие того, что на границе с Египтом не оказалось проезжих дорог, по окончании поездки общий пробег автомобиля достиг заветной цифры, соответствующей уже заранее нанесённой владельцем на подножку автомобиля надписи «80.000 KIL», что даже для нынешнего автовладельца за 4 года эксплуатации машины весьма немало.

В 1913 году Нагеля пригласили в Монако на ралли, проводимое местным автоклубом. Для этого отважный автомобилист и журналист обратился на Русско-Балтийский завод в Риге, с тем чтобы ему предоставили подходящую машину, поскольку его собственный «дедушка русского автомобилестроения» уже не годился для подобных испытаний. Руководство завода предоставило ему автомобиль с двухместным гоночным кузовом торпедо.

На этой машине был установлен экспериментальный мотор, оснащённый алюминиевыми поршнями, недавно освоенными в авиации и ещё не применявшимися в автомобилестроении. Инженеры завода, не будучи уверенными в его надёжности, хотели перед гонкой заменить мотор на стандартный, но не успели этого сделать. В итоге Нагель получил «Приз Выносливости» и «Приз Маршрутов» от оргкомитета ралли, на деле доказав преимущества новой технологии.

В память об этом событии в Монако установлен скульптурный ансамбль, о котором писал ещё Лев Шугуров после одной из своих зарубежных поездок. Впоследствии мотор был установлен на рекордном автомобиле с аэродинамическим кузовом, известном как «Русский Огурец» (это прозвище машине дали за зелёный цвет и характерную форму).

В начале 1-й мировой войны автомобиль Нагеля был, как и большинство других, мобилизован для нужд армии и его следы затерялись на фронтах 1-й мировой и Гражданской войн. Относительно судьбы самого Андрея Платоновича мнения расходятся. По некоторым сведениям, в 1923 году он был арестован и доставлен в Управление ГПУ на Гороховой улице в Петрограде. Но одни источники утверждают, что он так и не вышел оттуда, а другие — что он вскоре уехал за границу и жил в Париже, но точную или хотя бы приблизительную дату его смерти назвать никто не может.

Русский граф и офицер царской армии Алексей Владимирович Сахновский работал на американской фирме Нэш, там впервые в мире создал систему автоматического привода складного верха кабриолета. Работал он и над дизайном знаменитого переднеприводного Корда модели L-29, и над многими другими проектами. Его соавтором был известный впоследствии дизайнер Брукс Стивенс, автор ретромобиля Экскалибур, созданный им вместе с Сахновским кузов Корда он доработал в 60-е годы, подвергнув своего рода «тюнингу».

В 1954 году на Горьковском автомобильном заводе был изготовлен рекордный болид ГАЗ-СГ3 с реактивным двигателем от самолёта МиГ-15. Он стал первой машиной такого типа в мире — лишь 6 лет спустя американец Остич стартовал на рекордном реактивном Флайинг Кэдьекюс. Но ГАЗ-СГ3 был сильно повреждён во время испытаний, пилотировавший его заводской испытатель и автогонщик Метелев отделался достаточно легко — сломал большой палец на ноге. Машина какое-то время побыла экспонатом в городском Дворце Пионеров, но сгинула в итоге в домнах Чермета.

Статья опубликована в выпуске 17.02.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: