• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

Что придумали автомобилисты для борьбы со встречным потоком? История лобового стекла

Первые автомобили были весьма тихоходны, и ветерок в лицо даже радовал. Но он стал изрядно досаждать по мере того, как инженеры совершенствовали свои конструкции, в связи с чем скорости неуклонно росли. Возникла необходимость в хорошей защите от встречного потока.

Появившиеся на автомобилях ветровые стёкла поначалу предлагались как заказное оборудование, ими пользовались далеко не все автомобилисты. Да и те, у кого такое стекло было, обычно откидывали его на капот и ездили так почти всегда. Причём в непогоду им, как правило, не пользовались. Тогда ещё не придумали, как быстро и эффективно протирать его во время дождя и снега, оно только препятствовало обзору. На американских спортивных авто, постоянно встречающихся на страницах романов Фицджеральда, таких как Stutz Bearcat, Mercer Raceabout, American La France, стояло лишь крохотное стёклышко-«монокль» на рулевой колонке. Понятно, что толку от него было чуть.

Но уже в первом десятилетии ХХ века некоторые автомобили стали оснащать дорогими и сложными в производстве кароссери, создатели которых стремились сделать их как комфортабельными, так и привлекательными внешне. Естественно, для хорошей защиты от ветра и атмосферной влаги кузова стали делать закрытыми. Появились кузова, в которых место «шоффэра» также было полностью защищено от непогоды. Среди них стоит отметить кузов изготовления фирмы Barker, установленный на шасси Rolls-Royce 40/50.

Правда, управляющий им шоффэр должен был во время снегопада или сильного дождя поднимать верхнюю часть ветрового стекла, иначе он не мог видеть дорогу. Так что шоффэры просто не могли обходиться без очков-«консервов». К тому же кронштейны ветрового стекла могли сломаться от тряски. Во время ретро-ралли в Германии известный журналист Андрей Хрисанфов всю дорогу клял себя за то, что не запасся подходящими очками. Можно представить, какая пытка ехать и постоянно щуриться от ветра и пыли, которая вся как есть стремится угодить прямо в глаза.

Уже тогда некоторые обращали внимание на то, что стойки стекла частично прекрывают обзор. Иногда по краям устанавливали гнутые сегменты. Стекло тогда гнули вручную, так что решение это было дорогостоящее. Однако встречались в то время и цельногнутые стёкла. Примеры — французский автомобиль Saige и Руссо-Балт с кузовом мастерских «И. Брейтигам», ветровое стекло которого состояло из двух гнутых половин. В 1913 году итальянский граф Рикотти разработал проект обтекаемого кузова, который реализовал кузовной дом Castagna. Тут уж было никак не обойтись без гнутых стёкол. Сейчас трудно представить, какие технологии использовали итальянские мастера.

Можно сопоставить их достижения с работой таких наших современников, как Паоло Станцани, Горацио Пагани или Франко Сбарро. Итальянцы вообще преуспели в изготовлении автомобильных стёкол. Именно оттуда получал московский завод имени Лихачёва стёкла для своих VIP-лимузинов, также итальянцы поставляют стёкла многим специалистам по защите авто. В 1972 году на Lancia Stratos появилось стекло с невероятным радиусом кривизны. Выгнуть его до такой степени не получилось бы, поэтому его заготовка отливалась в специальной форме.

После Первой мировой на автомобилях уже встречались стеклоочистители, пока с ручным приводом. Инженеры разрабатывали для них приводы от вакуума, образующегося во впускном коллекторе мотора, от гибкого вала, соединённого со спидометром, но эти решения себя не оправдывали.

При возросших скоростях стали частым явлением аварии. Стёкла, разбиваясь, превращались в осколки, ранящие водителя и пассажиров подобно кинжалам. Желая уберечь автомобилистов от опасных ранений, Эдди Рикенбейкер, в прошлом известный автогонщик и один из лучших асов американских ВВС, стал устанавливать на свои автомобили трёхслойные ветровые стёкла. Между двумя листами особым образом изготовленного стекла прокладывалась прочная плёнка, и осколки надёжно удерживались на ней. При этом такое стекло можно было выдавить ногами, чтобы покинуть салон автомобиля после аварии. Стекло это получило название «триплекс» и дожило до наших дней. Кроме этого, Рикенбейкер использовал немало других решений, повышающих безопасность. Но ему не удалось убедить современников в их целесобразности, и его предприятие обанкротилось.

Немцы начали использовать закалённое стекло, при сильном ударе рассыпающееся на мелкие осколки, не способные нанести серьёзную травму. Когда производство такого стекла освоила советская промышленность, оно стало известно как «сталинит» — происхождение этого названия объяснять, думаю, не стоит.

Боковые стёкла к тому времени получили тросовый привод с вращающейся рукояткой. Изначально они поднимались, как в железнодорожном вагоне, — надо было потянуть за ленточку, прикреплённую к нижней части рамы. Ведь первые автомобильные кузова часто строились по обазу и подобию пульмановских вагонов — а где ещё брать опыт? С тех времён осталось и обозначение кузова Pullmann-Limousine.

К концу 20-х годов ветровое стекло обычно представляло собой толстый прочный лист, установленный в надёжной раме. Стеклоочистители стали приводиться в движение электрическими моторчиками. Лиля Брик в своём письме настоятельно требовала, чтобы на авто, которое её возлюбленный Владимир Маяковский привезёт из Парижа, непременно была «электрическая прочищалка ветрового стекла». Для краткости эти устройства у нас стали называть «дворниками».

Но на спортивных автомобилях чаще стояла пара небольших стёклышек, наподобие пенсне. Обычно они дублировали основное стекло, которое откидывалось на капот. Это истинно английкий стиль. Вспомните такие машины, как Lagonda, Invicta, Alvis, Riley Imp, Talbot 105 и SS100 Jaguar. А на Mercedes 500 K и 540 K с кузовами «специаль-родстер» стояли низкие стёкла, на которых даже не было предусмотрено замков крепления передней кромки тента. В наши дни реставраторы узнают «специаль-родстер» именно по отсутствию верхнего элемента рамки ветрового стекла.

Гангстеры времён «сухого закона» считали нужным уберегаться от пуль противника, чтобы успеть заявить о себе на избранном поприще. Именно они начали бронировать свои лимузины. В ответ полиция тоже стала готовить им сюрпризы. Гангстеры защищали бронёй мощные Duesenberg и Cadillac V16. Полиция оснащала свои спецподразделения прочными Chrysler и Studebacker. Эти машины имели стёкла толщиной порядка двух с половиной дюймов. Cadillac полицейского управления Лимы, штат Огайо, вошёл в историю под именем Leaping Lena. А на Cadillac, конфискованном у Аль Капоне, стал ездить президент Соединённых Штатов Франклин Делано Рузвельт.

Кстати, касательно Кадиллаков. Вспомните: «Закрытый серый „кадиллак“, слегка накренившись, стоял у края дороги. Среднерусская природа, отражавшаяся в его толстых полированных стёклах, выглядела чище и красивее, чем была в действительности…» Продвинутые советские литераторы Илья Ильф и Евгений Петров исключительно удачно уловили момент.

Продолжение следует.

Статья опубликована в выпуске 5.02.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательные статьи у вас, Денис! Тексты великолепные и отличное знание дела.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, я бы так не сказал.

      • Андрей Карасёв, Вы сюда троллить залезли? Чем Вам не нравятся мои статьи? Я люблю автомобили с раннего детства, автомобили для меня - это всё.

        • Денис Леонтьев, только не надо истерик. И, пожалуйста, выражайтесь русским языком.

          • Андрей Карасёв, не надо меня провоцировать. Укажите конкретно на недостатки статьи. Вы хоть пробежали её глазами, не говоря уж о том, чтоб прочесть? Многие формируют заранее предвзятое мнение обо всём, что касается того ли иного человека. И не Вам учить меня русскому языку. У меня в школе по этому предмету даже троек не было.
            Что касается автомобилей - то я ещё до того, как пошёл в школу, планировал создать собственную гоночную команду или даже автомобильную компанию, чтобы представить достойную альтернативу унылой продукции отечественного автопрома. Поэтому и собираю повсюду информацию о самых передовых и рациональных технических решениях. Всё это систематизируется, обрабатывается, и данная статья тоже написана не в один присест.
            И Вы тут не модератор, если что не так - жалуйтесь модераторам, а если человек грозится, к примеру, милицией и при этом не видно, чтобы он действительно был намерен обращаться в органы охраны правопорядка - он элементарно блефует. Об это и Шукшин, и другие авторы рассказывали. Неча наезжать на мою статью. Есть возможность поставить балл, а если нечего сказать - то и нечего засорять ветку бестолковыми замечаниями.
            У меня нет иного способа самовыразиться, кроме написания статей. Так что будьте добры оставить мне хоть эту отдушину. Вам вольно наезжать на меня, находясь в заведомо более выгодном положении. А мне податься некуда, я сижу словно на узком карнизике.

            • Денис Леонтьев, кто Вам не оставляет "отдушину"? Учитесь, изучайте историю. Можете поискать в толковом словаре русского языка слово "троллить" (не могу Вам не чем помочь, так как таких слов не знаю, по автомобилям - пожалуйста), посмотрите значения слова "наезжать" - если оно из криминального жаргона, потрудитесь его забыть, хотя бы в письменной речи (Ваша учительница ставившая Вам 5 будет благодарна).

              • Андрей Карасёв, Вы не сказали ничего по существу насчёт моей статьи. Про "троллинг" не мне Вам объяснять - это общеизвестное явление. Объединяет в себе демагогию, софизмы, а по сути - желание во что бы то ни стало досадить человеку. Что я там не так написал в плане истории? Статья у меня не о завоеваниях гуннов, а об автомобилях. Уж в этом плане меня вряд ли можно в чём-то упрекнуть, об автомобилях я знаю всё.
                "Наезжать" - это слово используется счейчас далеко не одними уголовниками. Уж больно оно ёмкое и доходчивое. Можно сказать "безосновательно предъявлять претензии к кому-либо и грубо нарушать его права", но сами видите, что выходить очень громоздко, а такие длинные фразы просто трудно воспринимать.

      • Андрей Карасёв, в самом деле - почему бы Вы так не сказали?... очень интересно узнать.

        Вопрос без иронии и сарказма.

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Старостин, развитие автомобиля - точно задокументировано. Вспомните оно ведёт свой отчёт с получения патентом К. Бенца. В статье есть хоть одна ссылка на приоритет? Нет. Что-то, где-то "надёргано". Объективной картины нет. А их должно быть две, так многие патенты действовали раздельно в Старом и Новом Свете.
          Кроме этого история автомобиля развивалась и развивается под прессингом законодательных требований. Были они и в отношении автомобильных стёкол. В том, что предложено читателю есть об этом хоть слово?

          • Андрей Карасёв, законодательные тербования я не упомянул потому, что я не юрист (чему искренне рад), а также потому, что многие законы я считаю попросту идиотизмом либо способом стрясания денег с населения. Многие законодательные акты, к слову, скорее тормозили прогресс, нежели способствовали его продвижению. Те же ремни безопасности хоть и были успешно обробованы ещё в начале прошлого века, но на серийных авто прижились лишь спустя почти три четверти века, и во многом из-за этих самых актов. Тот же Риккенбейкер, как я упомянул, стал банкротом из-за конкурентов, которые начали на него телеги строчить, даже целесообразность утсановки тормозов на передние колёса автомобилей неоднократно ставилась под сомнение, хотя сейчас любому ясно, что они не толкьо полезны, но необходимы, а убедился в этом на практике Габриэль Вуазэн ещё в 1920 году, причём по чистой случайности. Однако спустя лишь почти двадцать лет во всех законах было прописано, что тормозные механизмы должны присутствовать на всех колёсах транспортного средства (кропе запасного). И не в обиду будет сказано всяким адвокатам, нотариусам, прокурорам и прочим юристам, я считаю, что не менее 90% из них являются самыми что ни на есть жуликами, мерзавцами и подонками, пробравшимися в судебные органы ради наживы, а пролезть им помогли туда самые отъявленные воры и бандиты. Всё это одна шайка и лавочка. Скажем, откуда знаменитый "закон о красном флаге", отмены которого много делт добивался и добился-таки лорд Эдвард Скотт Мтонтэгю-старший? Кто-то кому-то дал "на лапу", чтобы иметь больше дохода со своей коммерции - перевозки пассажиров конными дилижансами и паровиками, но по рельсам. А вопросы безопасности и чьих-то там задавленных куриц - это всё за уши притянуто. Какой-то богатый куровод похлопотал. Стали бы они слушать жалобы какого-нибудь бедняка, у которого задавили одну из двух тощих давно не несущих яиц полудохлых птиц! Держите карман!

  • Вы, Денис Леонтьев, правы... и Вы, Андрей Карасёв, тоже правы.

    Я, наверное, прав буду, если предположу, что статья - лишь мнение человека на происходящее.

    ... как я сказанул! С претензией на умность какую-то...

    Оценка статьи: 5