• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Норкин Грандмастер

ВАЗ-2101: Технология, экономика или политика?

40 лет назад произошло знаменательное, и даже эпохальное событие. Свет увидели первые советские «копейки», знаменитые ВАЗ-2101. История их появления на советских и российских дорогах хорошо известна. Вкратце она выглядит так.

Законодатели автомобильной моды итальянцы придумали замечательную легковушку ФИАТ-124, ставшую в далеком 1966 году лучшем автомобилем года. Советское правительство, денно и нощно заботившееся о нуждах граждан, решило, наконец наладить выпуск приличного авто для беззаветных строителей коммунизма. Инженеры и техники по заданию партии и правительства изучили множество иномарок, и среди всех рено, фольксвагенов, фордов и саабов конечно же, без всякой политики выбрали самую хорошую модель, приму на европейском рынке, скромный и неприхотливый 124-й.

На самом деле было почти так, но не совсем. Несмотря на недавнюю денежную реформу к середине шестидесятых годов в чулках и кубышках советских граждан по оценкам экономистов скопилась крупная масса денег. Их надо было заставить работать, а вместо этого деньги лежали без движения, потому что купить на них можно было не очень, чтобы очень много.

Благодаря сложившейся ситуации умный советский премьер А. Н. Косыгин (уже не впервые, кстати, а в очередной раз) попытался продвинуть в жизнь идею массового производства легкового транспорта. Предсовмина полагал, что это не только заставит отложенные «на потом» финансовые ресурсы трудиться и принесет казне солидную прибыль, но, самое главное, послужит стимулом к развитию очень многих отраслей и предприятий.

С другой стороны, находившийся у власти в Италии премьер-министр Альдо Моро стремился к улучшению отношений с СССР, что гарантировало отсутствие неприятных сюрпризов в ходе реализации грандиозного проекта. Первое соглашение о сотрудничестве между ФИАТом и советским Госкомитетом по науке и технологиям было подписано еще летом 1965 года, когда 124-я модель даже не была представлена широкой публике, и на титул лучшего автомобиля конечно, не претендовала.

Менее чем через год практически все уже было решено. Оставалось дело за «малым», за финансами. Полагаю, что в казне деньги нашлись бы, но западные кредиты смотрелись предпочтительнее. Итальянцы пообещали 320 миллионов долларов в рассрочку на 8 лет.

Правда, совсем без неприятностей не обошлось. Итальянские банкиры, далекие от идей пролетарского интернационализма, «заломили» цену кредита 7% годовых. Для них в то время это было обычным делом, всем в Италии давали кредиты под такие проценты.

С одной стороны больше никто кредитов не предлагал, но с другой — в среднем в Европе цены на заемные ресурсы сложились меньше почти на полтора процента. Казалось, переговоры зашли в тупик, пришлось свое веское слово сказать советской разведке.

Резидент КГБ в Риме «проболтался» и допустил утечку важной государственной информации. На самом деле — через свою агентурную сеть запустил наглую дезу. Якобы во Францию отправляется советская делегация для подписания «почти готового» контракта с «Рено», а в Риме наши представители специально «полощут мозги» и затягивают переговоры, чтобы никто из конкурентов не помешал.

На банкиров надавили, и в результате все спорные вопросы были решены, кредит предоставили под «божеские» 5,6% годовых.

Что было дальше?...

Статья опубликована в выпуске 29.03.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: