• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

Насколько компактным может быть персональное транспортное средство? Современный подход

Однако новые кризисы стали угрожать автомобилистам…

Stefan Ataman, Shutterstock.com

В маленькой Японии просто не было места для огромного количества автомобилей, появившихся на дорогах в пору «экономического чуда» 60-х. Пришлось законами ограничивать распространение личного автотранспорта. Сравнительные льготы получили лишь владельцы машин самого малого класса с моторами рабочим объёмом до 360 куб. см (сейчас планку ограничения подняли до 660 куб. см).

Америка «притормозила», когда арабские страны-экспортёры нефти создали в 1973 году организацию OPEC, начавшую жёстко регулировать цены на нефть. Американцы узнали, что такое талоны на бензин и очереди на заправочных станциях. В этих условиях спросом стали пользоваться компактные машины из Европы и Японии. В задыхавшихся от пробок крупных городах гангстеры оценили преимущества букашек типа Subaru 360, на которых они лавировали в потоке, будто на скейтборде, оставляя полицейских с носом.

Последующие десятилетия дали понять, что проблема никуда не денется, если её не решать. Запасы нефти на планете истощаются, улицы городов невозможно расширять до бесконечности. Сейчас принимаются законы, цель которых — побудить горожан пересесть на велосипеды или пользоваться общественным транспортом. Однако и в секторе персональных транспортных средств идёт развитие.

«Революционное» транспортное средство Sinclair C5 не было принято публикой — помимо вопиющей примитивности и тесноты, оно оказалось ненадёжным. Не всем по вкусу и французские микроавтомобильчики, на которых запрещено выезжать на автострады, и которые к тому же стоят дороже «полноценного» компактного автомобиля.

В забитых транспортом городах Юго-Восточной Азии лучше всего чувствуют себя велосипедисты и водители мопедов. Также в большом ходу здесь моторикши. Индийский изготовитель мотороллеров и моторикш Bajadj предложил недавно более современный вариант своей продукции. Но под пластиковым корпусом современного дизайна скрываются все те же древние мотороллерные агрегаты. Под четырьмя индусами с поклажей (которую те любят наваливать до отказа) машинка грозит развалиться.

В современной индустрии городских транспортных средств лидирует Япония. К каким только решениям не прибегают местные изобретатели! Honda предложила автомобильчик Fuya-Jo, размеры которого сокращены за счёт того, что пассажиры едут не сидя, а «полустоя». Также инженеры этой фирмы создали машину, кабина которой вращается на шасси на все 360°, колёса тоже могут повернуться на любой угол, так что всё равно куда ехать — вперёд, назад или вбок. По ощущениям это напоминает полёт низко над землёй на вертолёте. А Toyota проводит целый конкурс идей. Среди номинантов этого конкурса — Land Amuser, своего рода скафандр на трёх колёсиках. Также на одном из конкурсов была представлена шагающая машина, которая скользит по дороге, будто бегун на роликовых коньках.

Изобретатели берут своё в поисках места на парковке. Как вам машина, встающая вертикально на задних колёсах (будто кобра, да?) и маневрирующая в таком положении в стеснённом пространстве? Или автомобильчик, который можно поставить «на попа» к двери своего дома наподобие своеобразного тамбура. Та же Toyota создала автомобиль, длина которого для парковки уменьшается почти вдвое — кузов складывается особым образом. Опытный электромобиль Citroёn «поджимает» задний мост, чтобы втиснуться на своё место, та же идея использована на концепте Renault-Matra Zoom. Toyota создала серию машин Personal Mobility, в которых, как утверждают авторы, использованы идеи мобильных телефонов. Вообще же это капсулы, как в мультфильме «Будет ласковый дождь», только снабжённые колёсами. Капсулы могут принимать вертикальное положение, а для скоростного движения ложиться почти горизонтально.

Конструкторы традиционных автомобилей также не отстают. Франко Сбарро создал Speed Twelwe, напоминающий VW Golf первого поколения, но благодаря силовому агрегату, собранному из деталей четырёх мотоциклетных моторов Kawasaki, эта малютка могла для начала 80-х считаться настоящим суперкаром, развивая внушительные 320 км/ч. В начале 90-х BMW представила концепт Z13, длина которого не превышала 3 м, при этом в нём удобно размещались водитель и два пассажира — водитель сидел по центру, пассажиры чуть сзади и по бокам. Мотоциклетный мотор в 80 л. с. разгонял машинку до 180 км/ч, причём скорость была ограничена принудительно. Схожую компоновку имел концепт Opel C-Max.

Mercedes-Benz представил трёхколёсный Mercedes-Benz F300 Life Jet, в котором были применены накопленные за много лет решения, такие как подвеска с управляемым креном (шины этого транспортного средства были созданы специально с учётом специфики работы такой подвески). Решения этого концепта использовали серийный Carver из Швейцарии и другие мелкосерийные модели.

Статья опубликована в выпуске 3.05.2012
Обновлено 7.11.2015

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошее продолжение темы мини-авто. Компактный авто не должен быть тесным - вот моё основное кредо. Я, наверное, так и не дождусь заявленной разработки Мерседес авто на троих с водителем по середине. А я бы купил такой Мерс.
    Надо осторожно ограничивать мощность(кубатуру) на одну персону для массовых авто. Ремни безопасности стали нормой; также можно и мощность цивильных авто загнать в пределы необходимого и достатчного уровня. Для спецмашин без изменений.

    Оценка статьи: 5

  • Мария Менеджер Мария Менеджер Читатель 5 июня 2012 в 23:47 отредактирован 27 мая 2018 в 15:05 Сообщить модератору

    Правильно! Будущее за маааленькими автомобилями! Хоть так бороться с загруженностью дорог, все- не права отбирать по плану))

  • Права в наше время по разному отбирают)) И по плану тоже. А по поводу нарушений- дык конечно. Увы, это зависит не от размера автомобиля...)