• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владислав Милосердов Профессионал

Почему происходят аварии? Ровность

Для многих автолюбителей России счастьем является хотя бы отсутствие ям на дорогах. Иные автоюзеры, число которых стремительно растет, настаивают на том, что дороги обязаны быть идеально ровными. А как понять — это уже ровная дорога или еще нет? Видимо, ровность надо измерить…

Фото: Shutterstock

Испокон веков на Руси ямой на дороге считалось углубление более 5 см. Чиновники 21 века установили, что яма до 7 см в глубину, до 0,5 метров в ширину и до 1,5 метров в длину с 2010 года ямой не считается. Тем самым существенно улучшили статистику состояния автомобильных дорог.

Но ровная дорога — это не только отсутствие ям.

Вот пример, к сожалению, здесь и далее реальное ДТП.

По шоссе III категории неспешно двигался отечественный внедорожник. Без всяких видимых причин он несколько раз перевернулся и остался лежать на дороге вверх колесами.

Из машины вылез недоумевающий водитель. Ехал как обычно, скорость чуть более 60 км/ч, не в первый раз по этой дороге. Дорога так себе, но ни ям, ни выбоин нет. Вдруг машина начала раскачиваться и подпрыгивать, он слегка двинул рулем, чтобы выбрать, как ему показалось, более ровный участок…

Дело в том, что каждая дорога имеет небольшие неровности. Особую опасность они представляют, когда образованы в процессе укладки асфальта каким-либо механизмом. Потому что часто повторяются через одинаковые промежутки пути, равные длине образовавшего их механизма. Если автомобиль на определенной скорости попадет на такой участок, колебания его элементов могут войти в резонанс и резко усилиться, вызвав аварийную ситуацию.

Попав в аварию, выясните, даже если дорога кажется относительно ровной, не превысила ли сумма неровностей на данном участке предельный уровень, установленный для каждой категории дорог. Например, для дороги III категории этот уровень, измеренный так называемым толчкомером, составляет не более 860 сантиметров на километр пути.

Впрочем, в нашей стране излишняя ровность — скорее враг безопасности движения.

На отремонтированных участках немедленно в 3−4 раза увеличивается аварийность. А трудолюбивые дорожники, в очередной раз отремонтировав автострады, принимаются за дороги низших категорий. На свежезаасфальтированных проселках они простодушно устанавливают ограничения скорости, производящие на некоторых водителей эффект красной тряпки. Но устанавливают не зря!

Почему происходят аварии? Ровность
Фото: pixabay.com

Сворачивая с магистрали на узкую дорогу, эти некоторые продолжают нестись с той же скоростью, благо ровность позволяет. Но они не замечают, например, что дорога стала уже и хуже очищена от снега.

Вот по ровнехонькой зимней дороге IV категории мчится могучий японский внедорожник. Пассажир пристегнут ремнем безопасности и спит. Он проснулся от резкого рывка — двери закрыты, водителя нет. Но почему так холодно? Ага, оказывается заднее стекло разбито. Где же водитель? Машина стоит, развернувшись посреди дороги. Рассудив, что водитель, скорее всего, находится где-то сзади, пассажир отправился его искать. Пройдя 100 метров, он обнаружил в придорожном сугробе в позе цыпленка табака своего водителя, к счастью, живого.

Оказывается, автомобиль на скорости 170 км/ч въехал правым колесом в плотный снег. На такой скорости машину не просто развернуло, а отправило в бешеное вращение по скользкой дороге. Водитель не был пристегнут, его оторвало от руля, протащило через весь салон и сквозь заднюю дверь вышвырнуло наружу.

Почему происходят аварии? Ровность
Фото: pixabay.com

Выбирая скорость движения, помните — вы должны управлять не только автомобилем, но и дорожной обстановкой. А чем ниже категория дороги, тем менее эта самая ситуация предсказуема и чревата автомобильной аварией.

А какими еще опасными признаками отличаются маленькие дороги от больших? Конечно же, продольным и поперечным профилями!

Статья опубликована в выпуске 19.04.2017
Обновлено 7.04.2022

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья давней свежести, но предметная на " безрыбье". Меня заедает, почему не применяются трёхвальцевые катки для уплотнения асфальта? В столярном деле есть рубанки и фуганки, но в дорожном деле такого разделения не заметно. Нередко на ремонтных работах довольствуются и одновальцевым катком. В сША я наблюдаю образцово-показательную работу дорожников, будь то тотальное асфальтирование совсем ещё приличного хайвея, расширение его или устройство подъезда к новому маркету. Но трёхвальцевых катков не замечал. Что касается БДД, то повторояю в н-ый раз, что подавляющее их большинство делается сознательно (!) и не надо косить на погоду, качество полотна или техсостояние авто. "Чем опасна эйфория за рулём?" - моя статья в открытом дОступе здесь, на ШЖ. Оценка :5

  • Живу на Кубани и нигде не видела, чтобы указывалось, какой категории дорога.
    С предыдущим комментатором согласна - 170 - это не для наших дорог, тем более - зимой.
    В целом, все правильно и по делу, но все-таки. Управление машиной теряется не от ровности, а наоборот, как бы банально это не было.

    • Ольга Романова, действительно, нигде не указывается категория дорог, а жаль.
      Но излишняя ровность как хорошее вино - пьянит незаметно. Надо как в Балашихе - через каждые 100 метров - "лежачие полицейские"!

      • Владислав Милосердов, а разрешите поинтересоваться, зачем нужно знать категорию дороги? Для автострад есть специальные знаки. Да и они, считаю, не нужны: обычные знаки верхнего ограничения скорости вполне достаточны. Если их, конечно, читать и соблюдать хотя бы примерно.
        А расслабляют не только дороги, но и хорошие автомобили. Чаще всего нарушают и ведут себя "непотребно" именно дорогие автомобили. Их хозяева уверены в своей безопасности и просто специфически расслаблены.

        Оценка статьи: 5

        • Алексей Васильев, читали ли Вы мою предыдущую статью "Категории дорог"? Я ее перечитал, в ней убедительно показано, как с изменением категории дороги в низшую сторону появляются все новые опасности, к которым водитель, "убаюканный" одинаково ровным асфальтом, часто бывает не готов. И еще ознакомьтесь со статьей "Этот коварный профиль", да и со всеми остальными моими статьями. Надеюсь, многие вопросы тогда отпадут.

          • Владислав Милосердов, спасибо за рекомендацию, со временем вернусь к другим Вашим статьям. Но по поводу категорий на практике - разве нельзя обойтись знаками ограничения скорости? У нас и так много знаков, на которые неясно, как реагировать. Бывает, подъезжаешь к незнакомому перекрёстку, а разметка до и после него не стыкуется, знаки неясно, куда показывают и к кому вообще относятся. Не говоря о вспомогательных знаках, которые просто никто не читает.
            Согласитесь, даже идеология предписывающих знаков вместо запрещающих работает плохо.

            Оценка статьи: 5

  • 170 по снегу - нужен только любой мелкий повод и привет.