• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владислав Милосердов Профессионал

(По)чему нас не учат в автошколе?

Предположим, продавец яблок сообщает, что он продаст вам только кожуру от яблок. А на витрине, дескать, муляжи. Представляю ваше возмущение! Но ведь знания — это такой же товар, как и любой другой. Почему же, заплатив немалые деньги, зачастую мы уносим из автошколы только «корочку»?

Anklav Shutterstock.com

Стоимость обучения в автошколах, так же как и стоимость яблок, колеблется в широких пределах. Она начинается от 8000 рублей в Северной Осетии и приближается к 50000 на севере Камчатки. Удивительно, что за такие разные деньги нам предлагают, в сущности, один и тот же товар. Должны ли мы тщательно ознакомиться с ним перед покупкой?

Обучение во всех автошколах производится по «Примерной программе подготовки водителей транспортных средств категории „В“» (утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г. № 636) (далее — «Программа»). Она определяет минимум знаний, который нам должны преподать. Примерной Программа называется потому, что в разных автошколах ее могут несколько расширить или уточнить: например, определить, на автомобилях с какой коробкой передач — механической или автоматической — будет производиться обучение.

Примерная Программа, как и уточненная, применяемая в данной автошколе, должна быть доступна для обозрения каждому слушателю.

Программа рассчитана на 156 часов и состоит из 5 предметов:

• Основы законодательства в сфере дорожного движения (включая зачет) 48 часов.

• Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (включая зачет) 15 часов.

• Основы безопасного управления транспортным средством 18 часов.

• Первая помощь (включая экзамен) 24 часа.

Итоговая аттестация по вышеназванным предметам — 1 час.

• Практическое вождение (включая экзамен) 50 часов.

Каждый предмет Программы нам обязаны преподавать по определенным темам. Их можно переставлять местами и список их можно расширять, увеличивая количество часов. Например, предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения» состоит из 16 тем, а в автошколе могут его дополнить темой «Приобретение автомобиля».

По статистике, каждая пятая авария связана с неправильным проездом перекрестков. Рассмотрим, как в автошколе нас этому должны обучать.

Тема № 6 «Проезд перекрестков» предмета «Основы законодательства…» рассчитана на 4 часа. В теме подробно описано, что именно мы должны изучить:

«Общие правила проезда перекрестков.

Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог". И так далее…

Предусмотрены и практические занятия — разбор типовых аварийных ситуаций и решение задач.

В теме 5 «Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством» предмета «Основы безопасного управления…» мы 2 часа должны учиться, помимо прочего, и «алгоритму осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков».

На «Практическом вождении» во время первоначальное обучения на полигоне мы 3 часа должны отрабатывать задание 4 — «Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда».

Далее, в условиях реального дорожного движения, сначала 12 часов на маршрутах с малой интенсивностью дорожного движения, а потом 14 часов на маршрутах с большой интенсивностью мы отрабатываем «Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении».

Если мы это изучаем и успешно сдаем зачеты после каждого этапа обучения, откуда берутся все эти испуганные неумехи?

Или тема «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Вот в чем мы должны разбираться:

Обзор законодательных актов. Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

Практическое занятие по теме 16: Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Отчего же мы так беспомощны перед страховыми компаниями?

Можно вспомнить и о грустном анекдоте, действительно имевшем место. Преподаватель предмета «Устройство и техническое обслуживание…» вместо того, чтобы вкратце обрисовать «виды, назначение и принцип работы двигателей и их механизмов», стал нудно рассказывать о тонкостях его ремонта. После лекции одна из слушательниц спросила:

 — А у «автомата» свечи есть?

Если вы не поняли юмора, обратитесь за разъяснениями к какому-нибудь водителю или любому лицу мужского пола. Но виновата ли хоть в чем-то эта слушательница?

С практическим вождением, стоимость которого составляет львиную долю суммы средств, затрачиваемых на обучение, ситуация примерно такая же.

Вот один инструктор целый час не может научить нас тронуться с места, а другому, опытному водителю, удается сделать это за пять минут. Но этот опытный водитель не сочтет нужным объяснить порядок действий при подъезде к перекрестку, который для него очевиден и не требует каких-либо пояснений.

Помните, что с окончанием обучения ваши проблемы только начнутся.

При выборе автошколы, как и при выборе любого дорогого товара, старайтесь выбирать лучшие. Они есть. В них объявляют тему текущего урока и следят, чтобы вы вели конспекты. Автоинструкторы в этих школах имеют удостоверение на право обучения вождению. Школа оснащена всеми учебными материалами и техническими средствами обучения, перечень которых установлен Программой.

Если у вас нет выбора, требуйте. Не слушайте людей, которые хотят забрать ваши деньги, ничего не сделав и не дав взамен.

Знания — это возможность экономить время. Которое — тоже деньги.

Статья опубликована в выпуске 16.12.2012
Обновлено 13.11.2019

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владислав Милосердов, в России, скорее всего, вообще нет автошкол, которые следуют этой программе.
    Если просто посчитать, 156 часов аудиторных занятий - это 1,5 месяца полноценного обучения студента очной формы обучения. А по 2 часа 2-3 раза в неделю, как это обычно принято для автошкол - это должно быть не менее полугода занятий. В тоже время большинство предложений по обучению не выходят за 3 месяца, чаще предлагают 2. То есть программа заведомо не выполняется. А все обучение сводится к натаскиванию на решение билетов и минимальному выполнению практики.
    С другой стороны, если ужесточить требования к сдаче, то в России просто-напросто увеличится поток покупки прав. Так что можно считать, что ситуация более-менее сбалансированная - хорошо, что учат хоть чему-то
    В той же Америке все еще проще, но ничего, ездят.

    • Олег Антонов, в автошколах обычно проходят 106 часов теории за 2-3 месяца, по 10-12 часов в неделю по вечерам. Параллельно проходят 49 часов вождения (последний, 50 час - экзамен). Но с дневной формой обучения все это можно успеть и за месяц-полтора (такие школы тоже есть).
      Да, часто сидят и решают билеты и ничему не учатся. Но есть автошколы, где читают лекции и запрещают решать билеты на уроках - только дома.

  • Очень важно после полученя корочки водителя пройти с опытным тренером курс вождения заново. Не рассчитывайте на свои силы. В автошколе мы не учимся водить, а покупаем права и ездить, если не умели, то там и не научат.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 16 декабря 2012 в 09:13 отредактирован 16 декабря 2012 в 09:17 Сообщить модератору

    Я уже касался этой темы. Пока не ясно с коробками передач. Если обучать на мехкоробке, то переход на автомат будет лёгким. А если наоборот, то под вопросом. Если случай припрёт "автомату" ехать на механике, то могут возникнуть опасности в движении, в манёврах.
    Разнобой в программах школ и их принадлежности недопустим. Все школы должны быть государственными с одинаковой оснащённостью и шаблонами для сдачи теории. Мат часть изучать информативно, также и законодательство. Прокурор "внесёт ясность". Больше часов отводить практическому вождению на средних и сильно загруженных дорогах. Окончание курсов обставлять торжественней, с принятием Присяги(Клятвы) водителя(как у медиков).

    Оценка статьи: 4

  • Это официально практикуется в США. Выдаётся право водить авто в сопровождении опытного родственника или знакомого.
    Слышал об этом краем уха,правда.

    Оценка статьи: 4

  • Ну да, автошкола.

    А обычная школа - что лучше? Обязаловка, налоги, человек законопачен на много лет. А учат чёрт-те знает чему.

    • Анатолий Рогозин, в современных школах детей обучают по программам, утвержденным министерством образования, в автошколах - та же ситуация, мало кто выдумывает себе что-то новое. Другое дело, что мало кто приходит туда учиться, у многих цель купить права.