• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Роман Солодов Мастер

Как победить смерть на автотрассах? Часть 2

Люди протестуют против компьютеров, способных водить. Хотя они не напиваются, не засыпают за рулем, не сбиваются с дороги, их не ослепляет солнце и встречные огни фар, они не отвлекаются на текст-месседжи — общайся сколько угодно, если тебе приспичило поговорить именно в дороге.

Фото: Depositphotos

Перейти к первой части статьи

Классическим примером может служить автоматика в авиации. Пилот уже давно доверяет автоматам. За последние годы количество фатальных столкновений в воздухе можно посчитать по пальцам одной руки. Если они вообще наличествуют. Что-то не припомню такого. Автоматика не отказывает. И сколько раз мы читали, что самолет разбился из-за неправильных действий именно пилота. Но не компьютера!

Конечно, беспилотные автомобили войдут в наш быт не так быстро, как вошли к нам в квартиры персональные компьютеры и оснащенные ими приборы домашнего быта. Основных причин две. Первая — это дороговизна таких машин. Штучный товар всегда дорог. Но они подешевеют в случае массового производства. Вторая причина — уже упоминавшееся недоверие.

Наш современник не может себе представить, что самоуправление машины надежней для безопасности движения, нежели он сам. Он не понимает, как может прибор отреагировать на внезапно возникшую аварийную ситуацию. Он не может себе представить, что уже через несколько лет машины будут оснащены сложной системой, исключающей ее возникновение.

Но если так, то почему не остановиться на этом? Человек будет вести машину, а система предупредит о возможности автомобильной аварии, если она возникнет. Больше ничего не надо. Надо!

Пока что одновременное управление какой-либо системой компьютером и человеком на равных можно видеть только в фантастических фильмах. В жизни — либо электроника, либо человек. Вот потому люди не жаждут сесть в машину, которая не даст им принимать участие в процессе. Дайте им хотя бы слабое ощущение контроля над процессом вождения, пусть символическое, и они согласятся с автомобилями будущего. А за электроникой дело не встанет — скорость ее развития сегодня потрясает. Люди обязательно придут к этому в силу необходимости.

Начну с простого. У меня друзья моего возраста. Они перестали водить машины по разным причинам. И видно, что их возможности передвигаться по городу или стране резко сократились после «выхода на пенсию». Конечно, в городе есть общественный транспорт, он довезет куда надо с пересадками, которые выматывают больше, чем сама дорога.

А если этого транспорта нет? Разве не будет решением машина-автомат, тем более, в сельской местности? Разве не будет решением этот вид транспорта для инвалидов, не способных водить обычную машину? И наконец, разве не станет облегчением для общества, для семей, у которых есть старики, просто не способные к нормальному передвижению.

Как победить смерть на автотрассах? Часть 2
Фото: Depositphotos

Речь не идет о лежачих. Но сколько людей уже не в силах водить, но еще в состоянии хоть как-то передвигаться. Они сядут за руль такой машины, и она доставит их по нужному адресу в магазин, к врачу, в аптеку, к родным… Можно будет отправиться даже в путешествие по стране! Количество таких стариков стремительно растет, ибо человечество научилось продлевать жизнь человека, но пока что не может сохранять ему ту же крепость тела.

Машина-автомат изменит жизнь нашего общества, если оно отбросит недоверие к электронике. Рано или поздно (лучше рано) мы придем к пониманию, что комп надежней. Говорить же о том, что такого не будет, что человек все равно захочет поучаствовать в управлении, значит, отвергать простой факт, что в какой-то период времени мы все становимся пассажирами хотя бы потому, что пользуемся такси или нас везут родные, приятели.

Разве будучи пассажирами, мы принимаем участие в процессе? Нас везет таксист, умение которого водить порой далеко от идеала. Но терпим и едем. В автобусах нас везет шофер, и мы вручаем ему свои жизни. А если подойдет такси, где нет шофера, мы откажемся сесть в такую машину? Вряд ли.

Не сразу, но общество придет к выводу, что автомат для вождения автомобиля лучше человека. Один из журналистов, поездивший в таком автомобиле, убедился уже через пару дней, что это удобно и безопасно. Когда он вернулся к своей старой машине, то начал вспоминать об автомате с чувством ностальгии. Как и все мы, он, узнав, что такое электроника на практике, стал относится с гораздо большей симпатией к новинке, которая вначале его раздражала.

Когда человечество убедится в преимуществах автомата, будут приняты законы, запрещающие человеку водить машину на трассах. Да-да… Использование ремней безопасности тоже не сразу стало законом. Но постепенно люди к этому привыкли. Привыкнут и к тому, что на трассах исчезнет аварийность, у полиции будет чем заняться помимо ловли нарушителей — их не будет, а стоимость наших страховок резко пойдет вниз. Человек смирится, как он смирился с тем, что самолеты водят автоматы.

Мир неудержимо развивается в сторону технического прогресса. Остановить это движение никому не под силу. Автоматика, заменяющая человека за рулем, обязательно придет. Но это дело будущего. Далекого или нет — зависит только от человека. Не автоматы будут решать.

Статья опубликована в выпуске 10.11.2017
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательно!
    Одно замечание. У нас по National Geographic часто идет сериал "Расследования авиакатастроф".
    Так вот - меня поразило сколько случаев катастроф произошло из-за того, что автопилот в сложных условиях не справился - а пилоты не были готовы даже понять, что произошло.
    И эти дурни пилоты гибли вместе с умнейшим автопилотом и со всеми пассажирами.

    Оценка статьи: 5

  • Mike Mike Читатель 10 ноября 2017 в 00:41 отредактирован 10 ноября 2017 в 00:42 Сообщить модератору

    Они сядут за руль такой машины, и она доставит их по нужному адресу
    Зачем там руль-то в беспилотнике?
    Более того, зачем вообще ИМЕТЬ такой автомобиль? Нерационально. Пусть себе катается для всех, типа прокатного как сейчас. В основном, незачем водить самостоятельно (а многим ДБ и вовсе нужно запретить), это ж удобно - катись себе и при этом ешь, спи, читай, работай, что угодно...

  • Кроме нудной обязанности ручное вождение автомобиля ещё и "некоторое" удовольствие, которого собираются лишить разработчики автоводителей. В недавней поездке своим ходом до Вашингтона я убедился, что навигатор - " да...это вещь!"
    Вот как бы ещё решить заполнение салона до проектного? АТО ведь в 5-ти и более -местных авто едут 1-2, редко -3 и совсем редко - полный комплект пассажиров. От этого "недогруза" и пережёг топлива и более длинные пробки. Кста.., как поведёт себя автомат в затяжной пробке? Не вывернет на обочину? Выключит или нет мотор?

  • Повторно - уже было несколько случаев, когда умнейшие авто Тесла, когда начинали гореть - блокировали двери и стекла, чтобы их хозяева не убежали от огня. Погибли люди. Немного, всего с десяток оказались отмечены в СМИ, но осадочек...
    И если после этого государство примет закон - ездить только с электронным управлением без возможности управления, ручного - то я против.
    А что до того, что в США от аварий гибнет меньше, чем от перестрелок... Тут, мне кажется, статистические тонкости. Смертность от аварий на дорогах незачем скрывать.
    А при перестрелках или убийствах с огнестрелами побеждает принцип "нету тела - нету дела", убитые просто числятся исчезнувшими и в статистику не идут, не портят благостную картину.

    Оценка статьи: 5