• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Нечухаева Грандмастер

Марио Ланца: что принесла слава «второму Карузо»?

Личная жизнь и ранняя смерть

Успех Марио Ланца на всех континентах не мог не вскружить ему голову. У всеобщего любимца оказался довольно вспыльчивый и упрямый характер, из-за чего студия MGM вынуждена была прервать контракт с артистом на полтора года и запретить ему на это время выступать и записываться на радио и на телевидении. Стресс от неудач вызвал у певца болезнь, с которой он сражался до своей безвременной смерти в 38 лет.

Марио Ланца Фото: Фрагмент обложки альбома «Vieni Sul Mar», 1960 г.

Перейти к первой части статьи

Ответы 50 лет спустя

На протяжении большей части своей кинокарьеры М. Ланца страдал от пристрастия к перееданию и алкоголю, что серьезно сказывалось на его здоровье и отношениях с режиссерами и продюсерами. Хедда Хоппер (Hedda Hopper), актриса и обозреватель голливудской хроники, отмечала, что «его улыбка, которая была такой же широкой, как его голос, соответствовала образу тигренка, которого невозможно сломить».

На съёмках фильма «Принц-студент» после одной из выходок актера студия MGM приостановила действие их долголетнего контракта. В итоге в фильме сыграл другой актер, Эдмунд Пурдом, но за кадром звучал голос Ланца, записанный для фильма до инцидента. Решением студии до разрешения конфликта Марио было запрещено выступать и записываться как на радио, так и на телевидении.

Начались судебные тяжбы, которые длились больше полутора лет. Ланца очень тяжело переживал «эмбарго» на свое пение.

Однако студия RCA Records продолжала регулярно выпускать новые пластинки Марио, используя записи 1951−1952 годов. Тогда корпорация «Кока-Кола» предложила певцу вести еженедельную радиопрограмму, которая так и называлась: «Шоу Марио Ланца». За эти годы в эфире прозвучало 59 передач, в которых певец исполнял произведения разных авторов, от Коула Портера до Верди, пел эстрадные песни, оперные арии — и был совершенством во всех жанрах.

Благодаря этому шоу публика не забыла оперного певца, и после снятия запрета он смог вернуться к работе. Первое после долгого перерыва выступление состоялось 30 сентября 1954 года в шоу «Звёздный дождь». Марио очень волновался, но его потрясающий голос звучал ничуть не хуже, чем раньше, и соскучившаяся публика приняла певца прекрасно.

Хотя у красавца-артиста, безусловно, была толпа поклонниц, у Марио был счастливый брак с Бетти Ланца-Хинкс. Они поженились 12 апреля 1945 года, когда певец вернулся из армии. В семье Ланца родились два сына — Дэймон и Марк, и две дочери Коллин и Элисса.

Марио обожал семью, но из-за стресса и вынужденной паузы в карьере у него начались серьезные проблемы с алкоголем и перееданием: частые выпивки чередовались с приступами булимии. Это случалось и раньше, и тогда Ланца периодически садился на строгие диеты и приводил себя в форму для съемок фильмов. Но со временем это восстановление давалось ему все труднее. И теперь периоды, когда киноактер не был занят на съемках и злоупотреблял едой и большими дозами алкоголя, сказались и на здоровье певца, и на его внешнем виде. Ему все чаще приходилось обращаться к врачам.

После очередного лечения в клинике у Марио появилось много новых крупных проектов, связанных со съемками фильмов и записями новых альбомов — «Ланца на Бродвее» и «Кавалькада веселых мотивов».

В 1957 году М. Ланца покинул Голливуд и прибыл с семьёй в Италию для съёмок в фильме «Семь холмов Рима». В Италии он начал восстанавливать пошатнувшееся здоровье.

В 1959 году артист снялся в последнем законченном фильме «Серенада большой любви» (в оригинале — For the First Time), который имел огромный успех у поклонников певца. При этом Ланца никак не мог сбросить вес, и для съемок фильма его нещадно затягивали в узкий пиджак или смокинг, чтобы частично скрыть полноту. Это мешало пению, и, хотя тенор исполнял свои партии великолепно, каждый день ему приходилось бороться со страхом не справиться с голосом.

В 1959 году певец приступил к съемкам в картине «Смейся, паяц», параллельно работая над записями новых альбомов. Казалось бы, для него и его необыкновенного голоса нет в мире ничего невозможного. Но в это же время у Марио обострились болезни, среди которых были гипертония и тромбофлебит. После первого сердечного приступа, который он перенес на ногах, 27 августа Ланца был госпитализирован в римскую клинику с признаками второго сердечного приступа и воспаления легких.

6 октября Марио показалось, что ему намного лучше, и уже на следующий день он был готов выписаться. Но утром 7 октября 1959 года у него случился обширный инфаркт, который и стал последней каплей, приведшей к безвременному уходу знаменитого певца из жизни.

Марио Ланца
Марио Ланца
Фото: ru.wikipedia.org

Врачи, проводившие в последние годы лечение Марио Ланца, отказались от публикации медицинских записей о состоянии его здоровья, поэтому подробности о его диагнозе и смерти долгое время оставались недоступными для общественности. Официально говорилось об инфаркте, и, пожалуй, это было этично.

Из Википедии:

Марио Ланца умер 7 октября 1959 года в клинике «Валле Джулиа» от обширного инфаркта, при до конца не выясненных обстоятельствах.

Спустя 50 лет после смерти певца доктор Филип А. Макковяк (Philip Mackowiak), декан медицинского факультета Университета Мэриленда, и биограф певца Армандо Чезари приложили немало усилий для анализа причин, вызвавших столь раннюю смерть знаменитого тенора. Результаты были опубликованы в 2010 году в журнале Pharos Magazine.

Доктор Ф. Макковяк пришел к выводу, что сердечную недостаточность вызвали резкие переходы от переедания к диете. При росте всего 5 футов 8 дюймов (173 см) вес артиста колебался от 110 до 77 кг, когда было необходимо похудеть для новых съемок.

Ф. Макковяк сделал вывод, что Ланца столкнулся с эффектом «йо-йо-диеты»:

Каждый раз, когда вы быстро набираете вес после похудания, вы набираете только жир. Таким образом вы становитесь все толще и толще при одном и том же весе, а ваши скелетные и сердечная мышцы уменьшаются и становятся слабее.

В Советском Союзе одним из преданных поклонником творчества знаменитого тенора был Муслим Магомаев. Собирая материалы о творчестве «второго Карузо», Муслим Магомаев и его супруга певица Тамара Синявская встречались с родственниками и друзьями Марио Ланца. Советский артист посвятил своему кумиру цикл передач на Всесоюзном радио и Центральном телевидении. В 1993 году в издательстве «Музыка» была опубликована первая на постсоветском пространстве книга Муслима Магомаева о знаменитом теноре «Великий Ланца».

Встреча с дочкой Марио Ланца Элиссой. США, 1993 г.

«Сын лейтенанта Шмидта»

На какое-то время опера ушла в тень, оставшись любимым жанром только у ценителей. Но в июле 1990 года три тенора — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас — накануне финала чемпионата мира по футболу дали в Риме совместный концерт на сцене древних терм Каракаллы.

Трансляция концерта, шедшего в прямом эфире, позволила 800 миллионам зрителей стать свидетелями невиданного до тех пор шоу, которое вновь вызвало интерес общественности к оперному пению. Все три тенора рассказывали СМИ о знаменитом фильме «Великий Карузо» и о влиянии на их творчество великого тенора Марио Ланца. Хосе Каррерас выпустил даже компакт-диск «Дань памяти Марио Ланца».

На гребне волны интереса к оперному пению в 1991 г. в Филадельфии на Итальянском фестивале вдруг объявился новый молодой исполнитель по имени Виктор Ланца, называвший себя внебрачным сыном великого тенора. На фестивале Виктор исполнил самые популярные произведения из репертуара своего прославленного «отца».

Все зрители отметили и приятный тенор, и внешность молодого человека — тот был очень похож на Марио: та же мощная грудная клетка, те же глаза и брови, форма носа и ямочки в уголках губ, придававшие знаменитому артисту особый шарм. Пожилые поклонники Марио восторженно шептали друг другу: «Какое счастье, что великий певец оставил после себя это „дитя любви“!» — и просили оставить автограф на программках.

Между 1991 и 1995 годами «сын лейтенанта Шмидта» успел объездить с концертами США, Канаду и большую часть Европы, где его принимали довольно тепло. Разоблачения в прессе еще не появилось, журналисты только приступили к своему расследованию.

Виктор утверждал, что он появился на свет в 1944 году в США от связи Марио Ланца с Марией Маргелли, их роман предшествовал встрече Марио со ставшей впоследствии его женой Бетти Хикс.

Первое, что смутило в биографии нового Ланца, это то, что «сын» певца, в подробностях знакомый с его биографией (это неудивительно — число источников о жизни и творчестве Ланца к 1990 году было огромным), почти ничего не мог рассказать о своей матери. Он утверждал, что Мария Маргелла на данный момент проживает во Флориде, хотя документально было подтверждено, что та скончалась еще в 1974 году.

Он знал, что трое из четырех детей Марио Ланца живы, но они не признавали в нем своего сводного брата. Виктор общался только с дочерью Марио — Коллин Ланца-Дэвис, и то по телефону. Коллин попросила показать ей его свидетельство о рождении и услышала в ответ, что получить это свидетельство из Аргентины, где он, Виктор, «имел несчастье родиться», невероятно трудно. Виктор не настаивал и на генетической экспертизе, которую в 90-х было несложно проделать — в музее Ланца в Филадельфии хранится много личных вещей знаменитого тенора.

 — Это уже не первый претендент на эту роль, — пояснил Дэймон Ланца, старший из двух сыновей.— Наши «братья» приезжали сюда даже из Германии и Италии, причем обнаружилась удивительная закономерность: ни один настоящий ребенок Марио Ланца не унаследовал от отца голос, но зато все «незаконнорожденные» — певцы-профессионалы, желающие сделать карьеру.

Так что не успело пройти и четыре года, как для Виктора все круто изменилось: вчерашние поклонники превратились в его ярых врагов. Они утверждали, что «самозванец» достоин петь одну-единственную песню из репертуара «отца»: «О, поверь мне, если можешь!». Поклонники Марио Ланца срывали его выступления и всячески препятствовали новоявленному певцу сделать карьеру, спекулируя на сходстве с их кумиром.

В итоге выяснилось, что певец, которому к тому же по логике должно было бы исполниться около 50 лет, никогда не проживал в Аргентине, а жил и работал в Мексике инженером-электриком.

Однако такие случаи только подчеркивают ту настоящую народную славу, которой обладал великий Марио Ланца, столь рано ушедший от нас. После его смерти в Южной Филадельфии были открыты Институт и музей Марио Ланцы, который чтит наследие певца, а также предоставляет стипендии молодым талантливым исполнителям.

Парк Queen-street в Филадельфии был переименован в 1967 году в честь знаменитого певца в Mario Lanza Park.

Марио Ланца Парк 235
Марио Ланца Парк 235
Фото: commons.wikimedia.org

В 1983 году вышел 90-минутный документальный фильм PBS «Марио Ланца: Американский Карузо», продюсером которого стал Пласидо Доминго. Лента была номинирована на премию «Эмми» в категории «Выдающийся документальный фильм».

В 1998 году Марио Ланца был посмертно удостоен двух звезд на Голливудской «Аллее славы»: за вклад в развитие киноиндустрии и за вклад в развитие музыки.

Статья опубликована в выпуске 1.02.2021
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: