• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Персона дня
Максим Мищенко Грандмастер

Что мы знаем про академика Туполева?

В последние годы на экраны у нас выходили довольно интересные и зрелищные фильмы, посвящённые не совсем чтобы истории, а достижениям советских людей, случившимся совсем недавно, о которых мы ещё многое помним. И вот что получается: есть фильмы про успехи советского спорта, есть довольно много лент о Великой Отечественной войне, о покорении космоса. Но почти нету фильмов о выдающихся специалистах.

Андрей Николаевич Туполев, 1944 г. Фото: общественное достояние

А вот было бы хорошо снять парочку лент про знаменитых советских врачей. Или художников. Или изобретателей. Например, про академика Туполева — человека с непростой судьбой и выдающимися заслугами на поприще конструирования советских самолётов.

Под руководством Андрея Николаевича Туполева, например, в СССР в середине 20-х годов ХХ столетия построили первый советский дальний бомбардировщик.

Вот представьте себе: в стране не так давно закончилась война, полноценной промышленности ещё нет, не все державы признали СССР, а это государство в лице своих инженеров берётся строить самолёт. И не просто самолёт, а довольно грозную боевую единицу!

И тут Туполев с единомышленниками совершает определённый прорыв. Он предлагает делать самолёт из перспективных лёгких сплавов.

Дело в том, что в те годы самолёты продолжали делать из дерева (фанеры), пропитывая всё это специальными смолами и укрепляя рейками. Да и сами летательные аппараты строились бипланами, то есть имели по два крыла. Были модели, правда, редкие, которые изготавливались вообще с тремя крыльями!

АНТ-3 (Р-3, ПС-3) «Пролетарий»
АНТ-3 (Р-3, ПС-3) «Пролетарий»
Фото: общественное достояние

А тут Андрей Николаевич, имея за плечами первый локальный успех самолёта АНТ-2 (он был цельнометаллический с обшивкой из дюралевой гофры), решил изготовить бомбардировщик АНТ-4 по такому же принципу. С одним крылом и металлическим корпусом.

И у конструкторского бюро Туполева это получилось! И не просто получилось, а привело к тому, что этот самый АНТ-4 был отправлен с визитом в Северную Америку. И надо сказать, принят он был там с большим восторгом.

В 30-х годах Андрей Николаевич Туполев с товарищами оказался причастен к нескольким авиационным рекордам. Одним из них был легендарный «Максим Горький» — самый крупный самолёт своего времени.

Появлению этого воздушного «монстра» Советский Союз был обязан популярному тогда писателю Михаилу Кольцову. Он озвучил довольно фантастическую идею — создать огромный самолёт, который мог бы облететь многие уголки СССР с культурно-просветительскими целями. И чтобы с этого самолёта велось вещание через внешние громкоговорители, а ещё на борту он бы нёс целую типографию.

Затея, конечно, казалась несбыточной, но в случае постройки такого самолёта-гиганта весь мир смог бы воочию убедиться в мощи СССР. В общем, был даже открыт специальный счёт в банке, куда граждане могли перечислять деньги для строительства «Максима Горького».

Работу над означенным самолётом поручили конструкторскому бюро Туполева. Оно справилось со своей задачей.

АНТ-20 бис
АНТ-20 бис
Фото: общественное достояние

«Максим Горький» (АНТ-20) получился действительно внушительным даже по современным меркам.

  • Вес его составлял 40 тонн, размах крыльев — 63 метра. Персонал этой чудо-машины доходил до 70 человек!

Почему так много персонала? Дело в том, что на борту «Максима Горького» находилась столовая для всего экипажа и обслуги; каюты; редакция «воздушной» газеты и типография; фотолаборатория и мощные широковещательные репродукторы.

«Максим Горький» был благополучно выстроен и проходил полётные испытания. Однако во время одного из вылетов самолёт сопровождения врезался в его крыло, и оба летательных аппарата рухнули на землю. Произошло это в 1934 году.

Второй раз строить такую огромную махину не стали, но и без этого стало очевидным, что СССР обладает мощным экономическим и научным потенциалом.

Когда стало понятным, по какому пути будет двигаться самолётостроение в ближайшие годы, туполевское бюро взялось за создание машины АНТ-25. Этому аппарату надлежало установить новый рекорд дальности полёта.

АНТ-25 в Сан-Джасинто
АНТ-25 в Сан-Джасинто
Фото: SDASM Archives, общественное достояние

После многочисленных испытаний и доводок АНТ-25, наконец, вылетел в свой легендарный рейс. Случилось это в 1937 году.

  • Советский самолёт действительно довольно благополучно пролетел за 62 часа 11000 километров и приземлился на другом континенте, возле границы США с Мексикой. Таким образом, СССР установил новый мировой рекорд беспосадочного перелёта.

И это далеко не все достижения Андрея Николаевича Туполева и его легендарного конструкторского бюро.

В нашей стране есть улицы и переулки имени Туполева. Есть музейные экспозиции, посвящённые ему. Есть самолёты, продолжающие носить на своём борту славную фамилию своего конструктора.

Так почему бы не увековечить это и в фильмах?

Статья опубликована в выпуске 19.04.2021
Обновлено 9.11.2023

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: