• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Судьба Михаила Нестерова, или Какой художник всю жизнь следовал принципу «быть самим собой»?

На поблекшей увядающей траве следы первого снега, далекий лес, осыпающий золото последних листьев, отражается в стылом озере. Неслышно вдоль берега идет старец. Мягкая полуулыбка тронула губы, из-под надвинутой на лоб скуфейки — спокойный взгляд всепонимающих глаз.

Павел Михайлович Третьяков, вглядываясь в лицо старца, подошел ближе к полотну, снова отошел к окну, опустился на стул. Даже его, признанного знатока и ценителя живописи, картина завораживала состоянием осенней тишины и внутреннего покоя.

«Пустынник» стал первой картиной Нестерова, приобретенной Третьяковым для своей знаменитой галереи. Показанный на XVII Передвижной выставке, он принес художнику широкую известность и популярность.

Труден был путь Михаила Васильевича Нестерова к этому успеху. Выросший в патриархальной купеческой семье, он рано проявил способность к рисованию, но учиться живописи начал сравнительно поздно, поступив в 1877 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были корифеи русской живописи В. Г. Перов, Н. М. Прянишников, Н. К. Крамской, В. Д. Поленов. Учился Михаил страстно и уже на ученических выставках стал представлять на суд зрителей интересные работы.

Получив в 1885 году звание свободного художника, Михаил Васильевич стал искать свой путь в искусстве. Активно занимался книжной иллюстрацией, работал над бытовым жанром. Неплохо проявил себя и в исторической живописи. За картину «До государя челобитчики» был удостоен большой серебряной медали.

В 1886 году его постигла тяжелая утрата — смерть любимого человека. Переживать ее он будет долго и мучительно. Анализируя прожитое, художник напишет в 1942 году: «Смерть жены вызвала перелом в моей жизни, в моем сознании. Все пережитое мною тогда было моим духовным перерождением, оно в свое время вызвало появление таких картин, как «Пустынник», «Отрок Варфоломей».

Глубокое душевное потрясение надолго сделало религиозную тему главной в творчестве художника. В этот период он создает цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому, вместе с Виктором Васнецовым расписывает Владимирский собор в Киеве. В образах святых и подвижников Нестеров стремится передать торжество человеческого духа, стремление к идеальному, вечному и, в тоже время, близость к родной земле, человечность и доброту.

С особой трепетностью художник пишет женские образы. «Нестеровских» женщин узнаешь сразу — точеные одухотворенные лица, огромные печальные глаза, в которых отражаются глубокие внутренние переживания. В них есть что-то завораживающее, не от мира сего. Кажется, что мастер вкладывает в каждую частичку непреходящей печали об ушедшей из жизни супруге.

Во всех картинах художника человек органично сливается с природой. В выразительности пейзажа, глубоком понимании «души» российских лесов и полей Нестеров сравним только с Левитаном. Природа для него не фон, а активное действующее лицо всех картин. Она передает умиротворяющее чувство покоя в «Пустыннике», покорное ожидание судьбы в «Великом постриге», смятение чувств и грядущую неизвестность в «Девушке у пруда».

Увлечение религиозными сюжетами не уводит художника от реальной жизни. Он тонко чувствует приближение великого перелома в истории России. Трагичность грядущих событий Нестеров пытается передать в крупных полотнах «Душа народа» и «Философы», написанных в 1916−17 гг.

В 1917 г. Михаилу Васильевичу исполнилось 55 лет. К этому времени он стал академиком живописи, широко известным и любимым народом мастером. Его лучшие полотна находились в Третьяковке и Русском музее. Революция сломала привычный уклад жизни. Нестеров вынужден покинуть Москву, надолго оторваться от творчества. Только в двадцатые годы художник снова начинает активно писать, с огромным интересом вглядывается в новую жизнь. Михаил Васильевич, не оставляя религиозную тему, начинает работать над портретами. Через судьбы конкретных людей он пытается постичь происходящее. Нестерова привлекают люди одаренные, одержимые творчеством, ищущие свой путь в искусстве и науке. Он изображает человека в момент творческого порыва или сосредоточенной работы мысли. Мастер не стремится к внешним эффектам, выразительностью позы и жеста он передает внутреннюю сущность портретируемых.

В довоенные годы Нестеров создает блестящую серию портретов. На его полотнах академики И. П. Павлов и А. Н. Северцов, скульпторы В. И. Мухина и И. Д. Шадр, художники братья Корины, хирург С. С. Юдин, архитектор А. В. Щусев, многие известные деятели науки, литературы, искусства.

Произведения на религиозные темы, написанные Нестеровым в послереволюционное время, менее известны, чем его портреты. И это вполне объяснимо, так как они оказались или в частных коллекциях, или в запасниках музеев, которые не спешили выставлять их на всеобщее обозрение. Всего таких картин было написано около двадцати, в том числе несколько полотен, посвященных Сергию Радонежскому. Завершает этот нестеровский цикл картина «Отцы-пустынники и жены непорочны», написанная в 1933 году в духе его ранних полотен.

Художник прожил большую творческую жизнь. Умер М. В. Нестеров в 1942 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище поблизости от могилы его близкого друга Исаака Левитана.

В конце жизненного пути, рассуждая об искусстве, Нестеров написал: «Истинный художник есть тот, кто умеет быть самим собой, возвыситься до независимости». Этому принципу мастер следовал всю жизнь.

Статья опубликована в выпуске 13.12.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: