• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Почему Павла Бенькова называли импрессионистом, очарованным Средней Азией?

Стало традиционным связывать импрессионизм с Францией, где он зародился. Но и в далеком от Парижа Самарканде в первой половине ХХ века работал очень интересный художник, писавший свои произведения в лучших традициях импрессионизма.

Беньков Павел Петрович родился на берегах Волги в Казани 20 (8) декабря 1879 года. Мальчик с детства любил рисовать, поэтому сомнений в выборе профессии у него не было. Удивительно, но паренек довольно-таки легко поступил в 1901 году в Петербургскую академию художеств, где быстро зарекомендовал себя самобытным начинающим живописцем, тяготеющим к пленэрной живописи с её буйством красок.

Немаловажно, что после окончания Академии в 1906 году, он продолжил обучение в академии Жюлиана в Париже, где были традиционно сильны позиции импрессионизма. Затем последовало путешествие по ведущим европейским центрам живописи. Посещение Италии и Испании произвело на начинающего художника огромное впечатление, но ему хотелось поскорее вернуться в Россию и попробовать новые приемы живописи в передаче прелести родной русской природы.

Из заграничной поездки юноша вернулся в Казань, с которой и оказался связан первый 20-летний этап его творчества. Здесь он не только преподавал живопись в учебных заведениях города, но много и плодотворно работал. Художник пробовал свои силы в различных жанрах, писал пейзажи, портреты, жанровые полотна, оформлял спектакли. У Павла сложился свой узнаваемый живописный стиль с характерным широким мазком и пленэрной яркостью красок. К Бенькову пришла известность. В 1912 году полотна художника экспонировались на международной выставке в Риме. Кстати, практически все они тогда были раскуплены европейскими любителями живописи.

Много сил Павел Петрович отдавал педагогической работе. В Казанской художественной школе Беньков преподавал одновременно с Николаем Фешиным. Именно их считают одними из основателей самобытной татарской школы живописи. Их ученик Н. К. Сверчков, ставший впоследствии известным советским живописцем, вспоминал о том периоде: «Мы ждали с нетерпением появления их в стенах школы. Нам казалось, что молодые учителя в обычное течение учебных занятий внесут что-то новое, хорошее, и мы сделаем большой скачок в наших успехах, усвоим новые истины об искусстве, что новые руководители поведут нас к вершинам искусства быстрыми темпами, и перед нами откроются широкие горизонты в деятельности художника-творца. Наше ожидание в основном оправдалось: под влиянием молодых преподавателей получился перелом в наших занятиях по рисунку и живописи».

В 1928−29 годах Беньков совершил поездки в Среднюю Азию, которая буквально потрясла его яркостью красок и все растворяющим солнечным светом, который буквально струился по пышущим жаром улицам Бухары, Самарканда, Хивы. Художник решил круто изменить свою судьбу и переехать в Самарканд. Согласитесь, что с житейской точки зрения поступок не однозначен — поменять сложившийся уклад жизни, оставить престижную работу, учеников, возможность получать выгодные заказы. Но художник считал, что Средняя Азия даст ему возможность по настоящему реализовать себя как живописца, позволит в полной мере раскрыть возможности пленэрной живописи.

В Самарканде мастерство Бенькова засверкало новыми гранями, его картины наполнились солнечным светом, в них заструилась вода арыков и затрепетали листья акаций, заклубилась пыль южных улиц и дымки мангалов. А главное — он познакомился с древней самобытной культурой и новыми людьми, которых искренне полюбил и стал с удовольствием писать. С 1930 года Беньков стал преподавать живопись в Самаркандском художественном училище. Многие известные художники Узбекистана именно его называют своим учителем и наставником, а Республиканское художественное училище в Ташкенте теперь носит его имя. В 1939 году Павлу Петровичу Бенькову было присвоено звание Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР.

Чтобы лучше понять новую для него жизнь и увидеть все интересное и необычное, Беньков много путешествовал по Узбекистану, посещал развалины старых городов и небольшие кишлаки. Свои работы мастер старался всегда писать на воздухе. Крупные многофигурные композиции и портреты, написанные им в этот период, буквально пронизаны светом. Но с особой любовью он пишет небольшие узбекские дворики и сады, где у небольших прудиков так приятно проводить время в полуденный зной. Эти работы художника и в наши дни пользуются необычайной популярностью.

Именно самаркандский период творчества сделал Бенькова признанным мастером. Его картины, написанные в то время, теперь можно увидеть в музеях и картинных галереях многих стран, несколько его работ представлены и в Третьяковке. Но особенно интересно проследить, какое влияние его творчество оказало на художников Средней Азии. Посмотрите на работы современных узбекских мастеров, многие из них и не скрывают, что находятся под обаянием «беньковского импрессионизма».

Павел Петрович Беньков умер в Самарканде 16 января 1949 года. Но остались его солнечные полотна, остались его ученики и последователи, а значит, дело, которому он преданно служил, продолжает жить.

Статья опубликована в выпуске 20.12.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: