• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Каким ремеслом овладел Николай Ге? Воронеж-Петербург-Италия-Черниговщина….

Творчество художника Николая Ге широко известно во всем мире. Но не столь известен факт, что на протяжении многих лет живопись была заброшена, сам Н. Н. Ге активно занимался сельским хозяйством, более того — стал прекрасным печником.

Почему жизнь сложилась именно таким образом — вопрос не праздный. Просто так ничего не случается. Особенно, когда человек следует своему призванию, причем, вполне успешно.

Николай Николаевич Ге родился в Воронеже в 1831 году. Сама семья Ге (Gay) была родом из Франции — прадед живописца эмигрировал в Россию еще в XVIII веке, а правнук стал знаменитым художником-передвижником, ищущим духовного смысла в жизни, человеком, близким к толстовскому учению и обладающим очень ярким и неожиданным видением старых сюжетов.

Н. Ге поучился в Киевском и Петербургском университетах (на физико-математическом факультете), потом в Академии Художеств в Петербурге. Получил золотую медаль и право на зарубежный пансион, что позволило ему побывать в Европе. Плотно обосновался в Италии, там была написана картина «Тайная вечеря» (ее приобрел Александр II), портрет А. Герцена (в Россию привезена тайно, так как это имя еще находилось под запретом).

По возвращении в Петербург Н. Ге стал одним их организаторов знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. В это же время была написана известная многим картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

Но вот уже в 1876 году он приобретает хутор и надолго переселяется в Черниговскую губернию. Обустраиваться на земле пришлось чуть ли не с нуля. Что побудило успешного художника сделать столь резкий шаг в своей жизни? При этом он отказывается от многих выгодных предложений: от профессорства в Академии Художеств, даже от заказа росписи храма Христа Спасителя в Москве.

Можно разувериться в своих собственных силах. Можно разувериться в смысле той деятельности, которой занимаешься. В любом случае, это душевный надлом, разочарование, или, скорее, прозрение. Подобный путь у человека указывает на следы большой душевной работы, заставившей его пересмотреть отношение к жизни.

И, конечно, нельзя недооценивать влияние Л. Толстого, с которым Н. Ге был знаком. Может быть, именно оно стало обоснованием внутреннего перелома, который произошел в художнике. Но, хотя толстовство было популярно среди образованной части русского общества того времени, жизнь Н. Ге показывает, что это было не данью моде, а вызревшим внутренним решением: его воззрения совпали с тем, что говорил и проповедовал Толстой.

Он также был вегетарианцем, признавал насущность физического труда, считал, что нельзя торговать искусством. Некоторое время Н. Ге не писал картин. Или уничтожал написанное. Зато разводил пчел, занимался садом и научился замечательно и как-то по-особому класть печи. Думается, хорошие печники — тоже большие художники в своем деле (а по нашим временам и просто на вес золота)…

И первыми зрителями его картин были крестьяне из близлежащих деревень.

Частичный или полный уход «от мира», из городской творческой суеты знакомо нам не только по жизни этого художника. Даже в наше время известно немало примеров того, как люди надеются найти нечто подлинное, или истинное, в жизни вне «городских» ценностей. Насколько это удается — вопрос каждого отдельного личного опыта.

И все же Н. Ге снова возвращается к краскам, живопись его приобретает новую смысловую нагрузку, изобразительные средства меняются. Не случайно его называют предшественником экспрессионизма, многие картины вызывали резкую критику и недовольство: «Выход с тайной вечери» не приняла церковная цензура; «Что есть истина? Христос и Пилат» была снята с выставки (за кощунство в изображении Христа); «Суд синедриона. «Повинен смерти!» не допустили на выставку; один из вариантов «Распятия» был запрещен к показу самим императором Александром III… А вольнодумцы вывешивали репродукции картин Н. Ге на стены своих жилищ.

Умер Николай Николаевич Ге на своем черниговском хуторе в 1894 году. Картины его — в золотом фонде мировой живописи, большинство можно увидеть в Третьяковской галерее, других музеях, а запрещенный вариант «Распятия» — в Париже. Осталось множество записок и писем, характеризующих этого яркого живописца, искреннего и благородного человека, всю жизнь старавшегося выявить и показать величие человеческой души, то, что в человеке «дорого, но что заслоняет пошлость жизни»..

Статья опубликована в выпуске 22.03.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: