• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Альберт Швейцер и его День Африки: четыре профессии, одна судьба?

«Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный.» (А. Швейцер)

Кто и когда придумал День Африки — не так важно. Когда-то сами африканцы объявили 25 мая своим Международным днем, и прочее человечество радостно поддержало новый праздник. Можно рассматривать этот день как проявление формальной политкорректности, косточки, кинутой наиболее отсталому и бедному континенту. Но был человек, чья жизнь вся была Днем Африки.

«Я родился в период духовного упадка человечества.» (А. Швейцер)

Теолог-философ, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии. Автор многочисленных книг, концертирующий органист, основатель и главный врач открытой на собственные средства больницы в нищей африканской стране Габон. Степень доктора медицины он получил, кстати, за диссертацию по теме: «Психиатрическая оценка личности Иисуса»…

Швейцер написал книги: «И. С. Бах — музыкант и поэт», «История исследования жизни Иисуса», «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика», самые знаменитые — «Культура и этика», «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры». Читал лекции о Шопенгауэре, Ницше, Гете, выступал с концертами, собирал деньги на дело своей жизни.

Это было время, когда уже на свет появлялись люди, которые впоследствии выражали готовность при слове «культура» доставать пистолет… А некоторые весельчаки обзывали Швейцера «монстром милосердия». Качество этого милосердия и этических рассуждений, как водится, окончательно было оценено человечеством уже позже, и сейчас книги Альберта Швейцера изданы на всех языках и входят в учебные программы всех вузов (и не по одной специализации). Естественно, издана книга и в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»). Есть медаль имени Альберта Швейцера, его именем названы улицы, учебные заведения, даже корабль.

«Цивилизация — это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление». (Швейцер).

Альберт Швейцер (1875−1956), родившись в Германии (в той части, которая сейчас территория Франции), изучал одновременно в Страсбурге и Сорбонне теологию, философию, теорию музыки и медицину и всю жизнь делил между Европой и Африкой. В Европе он читал лекции в крупнейших европейских университетах, давал органные концерты, издавал свои книги, получал премии, а в Африке — построил больницу. Одну маленькую больницу, работать в которую, следуя его примеру, приехали другие врачи и медсестры. И работали все безвозмездно, начиная от самого Швейцера и его жены-медсестры.

«У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.» (А. Швейцер)

На средства Франкфуртской премии Гете был выстроен дом для отдыха персонала больницы. На средства Нобелевской премии мира 1952 года построена деревушка для прокаженных. А также Швейцер выступал против испытаний ядерного оружия («Обращение к человечеству» и другие).

«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.» (А. Швейцер)

До последних своих дней А. Швейцер продолжал принимать пациентов. Кому-то, конечно, покажется диким: зачем, став мировой знаменитостью, прозябать в дебрях Африки? Наслаждайся славой, успехом, гонорарами, да и просто уважением всего «благодарного человечества»! Читай лекции по крупнейшим университетам, где ждут не дождутся, давай концерты, куда будет ломиться публика. Наконец, напиши еще пару десятков книг — тоже станут бестселлерами.

Но он и умирает и остается в том месте, которое создал. И похоронен под окнами своего кабинета.

«Истину тоже приходится организовывать». (А. Швейцер)

А больница существует до сих пор. Работает. Принимает страждущих.

Можно кричать: «Не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна!». Конечно, не нужна. Но, стоит перестать лечить детей Африки (хоть буквально, хоть фигурально), может так случиться, что дойдет очередь до всех остальных. Нас — детей Европы, Америки и Австралии. Связь прямая и исторически зафиксирована.

Гуманизм можно обзывать как угодно («гуманизм — это то, чем мальчики в детстве занимаются?» — гениальная цитата из недавнего фильма «День радио». Фразочка сильно отдает пошлостью, но смысл глубже: идеалы, к сожалению, тоже не для взрослой жизни, для юношей идеализм предназначен). Но если гуманизм искоренить совсем, напрочь, то вместе с ним мы очень быстро искореним и саму жизнь. Обзывай-не обзывай, а будут периодически рождаться люди, чьим призванием будет именно гуманизм в своем единственном возможном понимании.

Дело ведь и не в Африке вовсе. Совсем не в ней… В нас.

«Я — жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить.» (А. Швейцер)

Статья опубликована в выпуске 25.05.2009
Обновлено 9.07.2014

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо автору. Очень познавательная статья...

  • Галя Константинова, О таком человеке раньше не знал,о таких книги писать надо.Работать волонтером в беднейшей стране - на это надо иметь мужество.Спасибо за информацию,думаюнайду о нем более подробнее.А вот комментарии к статьям меня просто бесят. (Спасибо Любочка,как славно написано,Очень хорошая статья,Очень познавательная статья,Ну вы просто лапочка и так далее и прочее и др. и пр.)Дайте свой ответ на конкретную статью с разбором плюсов и минусов и мнение. А иначе не будет форума.

    Оценка статьи: 5

  • Потрясающий человек с потрясающей судьбой. Мир на таких и держится. Галя, Вам, как обычно, огромная 5 с огромным +!

    Оценка статьи: 5

  • Наверно это последний великий гуманист в подлинном значении этого слова. Было в XX веке много универсальных людей - и Рассел, и Вернадский, и Тейяр де Шарден, и плеяда великих философов (Хайдеггер, любимый мною, французские постмодернисты...), а вот такого человечного нет. Что характерно - исторические гуманисты XV, XVI веков были тоже универсальны, но... не совсем гуманисты, кто-то из них участвовал и в инквизиционных трибуналах, судил еретиков. Из высших, видимо, побуждений. А здесь видим прекрасное и чистое сочетание должной религиозности (писал о мистике ап. Павла), музыкального дарования, естественнонаучных и гуманитарных интересов... И везде профессионально! Прекрасная и очень нужная статья, безусловно 5 баллов.

  • Блестяще!

    Оценка статьи: 5

  • Галя, отлично!!! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, пожалуй ваша статья лучшая за истекшие две недели. Хотя слова "Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна" пелись в СССР как осуждение измены Родине, и в то же время В Анголе служил мой родственник, окончивший военную медицинскую академию и направленный на помощь дружественному ангольскому народу. Наши предшественники могут гордиться помощью и африканским народам и вьетнамцам и китайцам, да собственно говоря, кому мы только не помогали. А. Швейцер - личность замечательная и статья о нем хорошая.

    Оценка статьи: 5

    • Елена, глубокое уважение Вашему родственнику.

      Написано с черным юмором (по крайней мере, предполагалось). Потому что тому, кто сильный, - Африка очень даже нужна. У всех стран есть там свои интересы....И нашим предшественникам есть чем гордиться - Вы совершенно правы.

      Я не хотела придавать теме политического звучания, хотелось сосредоточиться на общечеловеческом. Не хотелось путать этот вопрос с другими больными для многих темами (нелегальной эмиграцией и т.д.). Темы разные, но люди ведь тоже ведь разные...

      А Африка нужна. Просто, чтоб была.

      • Елена Граб Елена Граб Дебютант 25 мая 2009 в 16:18 отредактирован 25 мая 2009 в 16:20 Сообщить модератору

        Галя Константинова, "Написано с черным юмором ", но мне показалось, что он то здесь неуместен, извините,если заметила,впрочем, такая замечательная личность как Швейцер - благодатная тема для статьи и никакой черный юмор её не портит.

        Оценка статьи: 5

  • 5!

    Галя, очень нужная статья, спасибо вам, о таких подвижниках, как Альберт Швейцер надо чаще вспоминать людям. Я когда-то читала, что своего "Доктора Айболита" К. Чуковский написал именно со Швейцера. Да, много наших специалистов прежде работали в разных африканских странах и помогали строить больницы, лечить, учили детей, электростанции строили и .т.д. А теперь, мне кажется, наши там только воевать помогают, если можно так выразиться. Швейцер же - светлая личность, таких, к сожалению, совсем немного! Статью сохраняю в закладки!

  • Зашла ещё раз перечитать. Замечательно добрый рассказ о мудром человеке. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Еще раз заглянул, не дописал немного. Предпоследняя цитата - "Истину тоже приходится организовывать" очень сильная. Стоит вдуматься.

    • andry andry,безусловно есть над чем подумать.
      А мне очень нравится это высказывание: "В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики». - Это мудрое объяснение постулата "возлюби ближнего как самого себя" доктора теологии
      Альберта Швейцера.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Граб, это его определение точно соответствует принципу ахимсы, невреждению жизни в учении джайнов, которое пошло как бы не с первобытных времен. И, одновременно, буддийским принципам. Т.е. в заносчивом и вроде бы просвещенном XX веке многие вещи пришлось переоткрывать, да и то они все равно остались доступными лишь очень ограниченному числу людей.
        А что до истины, которую надо организовывать, то перед нами здесь представление, во-первых, о подлинно человеческом начале, - не "отражать" что-то внешнее, а сначала организовать, упорядочить это внешнее в должном ракурсе (в каком?); во-вторых, о характере этой истины - она и рациональна, и непредсказуемо-подвижна... Ну и так далее. Короче, можно развить. При случае сделаю. Здесь же не философский форум, не буду грузить.

        • andry andry, ну зачем же "грузить" всё это очень интересно, а если постараться изложить доступно и непринужденно, максимально упростив, чтобы стало достоянием самой широкой публики, то было бы ещё и полезно. Всегда считала недостатком оторванность ученых от народа , а желание говорить тяжеловесным, чужим, непонятным языком - как желание завуалировать пустоту, сказать много и в то же время ничего не сказать. Русский язык сказочно богат и нет такого слова и термина, который нельзя было заменить более простым и понятным словом, не подчеркивая свое превосходство перед человеком, не занимающимся конкретной наукой. вот это я и считаю "поднять до высшего уровня жизнь" В конце-концов - наука служит народу, а не отдельному узкому кругу людей. Всей своей жизнью Швейцер доказал это, перейдя на путь материалистического служения людям.

          Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова,
    Спасибо, Галочка, что Вы написали об этом человеке. Я его очень люблю. Потрясающая жизнь. Гуманизм? Да, пожалуй, он был гуманист. Но гуманизм все же ставит в центр человека, его понятия и идеи. А человеческие идеи не поднимаются выше поесть, поспать, урвать. Не в осуждение людям говорю. Наоборот, в похвалу тем многим, которые руководствуются все-таки в своей жизни принципами Божественной Любви, даже если называют это гуманизмом.

    • Елена Пузанова,

      "человеческие идеи не поднимаются выше поесть, поспать, урвать." - Почему же Вы это считаете именно человеческими идеями? И это не идеи даже, а инстинкты, не более. По поводу поесть и проч. не надо высказывать никаких идей - поел и порядок. А потом начинается сам человек. Кст., представление о гуманизме в широком масштабе ввели как раз христиане, и потому он не противоречит Божественной любви.

  • Респект!

    Мда, гуманисты нужны человечеству... Хочу всем пожелать, открыть в себе когда-нибудь хоть каплю истинного гуманизма...

    Оценка статьи: 5

  • У моего благоверного медаль Альберта Швейцера, учрежденная ЮНЕСКО

    Оценка статьи: 5