• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катерина Богданова Грандмастер

Куда уходят кумиры? Памяти Олега Янковского

О смерти Олега Янковского мы все узнали сразу же, как самые близкие родственники. Среда, 20 мая, утро. Все информационные сайты сделали это главной новостью. Информация о тяжелой болезни муссировалась таблоидами вот уже полгода. Но Олег Иванович держался стоически, оставив за собой роль в спектакле Ленкома «Женитьба». В феврале артист отпраздновал свое 65-летие.

Так случилось, что в театральном и киноискусстве Янковский — человек случайный. С театром по сей день связан его старший брат — Ростислав, который работает в Русском драматическом театре в Минске. В свое время он забрал своего 14-летнего Олега к себе, и юноша дебютировал именно на минской сцене, заменив заболевшего артиста. А повзрослев, и думать не думал о том, что свяжет свою жизнь с этим искусством.

Но судьба расстаралась. Однажды, уже живя в Саратове, будущий знаменитый артист проходил мимо театрального училища. Решил на «авось» зайти, расспросить о правилах приема. Каково же было его удивление, когда он узнал, что… зачислен в учебное заведение. Только потом выяснилось, что сложные экзаменационные туры проходил третий брат Янковский — Николай, а в учебном заведении решили, что просто перепутали имя абитуриента. Впрочем, Николай на брата в обиде не остался, а публика получила замечательного и любимого артиста.

Творчество Олега Янковского можно охарактеризовать одним словом — разный! Он везде другой, несмотря на то, что внешне практически не менялся. Только прибавлялись морщины. Дебютировал в кино в роли типичного арийца в фильме «Щит и меч», потом — Франциск Скорина, Мюнхгаузен, Волшебник из «Обыкновенного чуда»… Даже в сложные для отечественного кинематографа годы — начало 90-х — Олег Иванович продолжал сниматься в кино.

А в 2000 году дебютировал в качестве режиссера, сняв «новогодний» фильм «Приходи на меня посмотреть». Ведь это его конек — новогоднее кино. Когда-то самое лучшее снималось именно для первых дней января — «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» — и показывалось потом исключительно в праздничные недели.

Ему хорошо удавались злодеи. Вспомните хотя бы фильм «Доктор Живаго», где Янковский играл Комаровского, поломавшего жизнь главной героине. Я обожаю его в фильме «Любовник» — грустной истории двух мужчин, которые всю жизнь делили одну женщину. Но последняя роль — особенно символична. В дуэте с Петром Мамоновым (Царь Иван Грозный) Олег Иванович сыграл Митрополита Кирилла в фильме «Царь». Премьера — фестиваль в Каннах. И режиссер — Павел Лунгин.

Частенько играя героев-любовников, по жизни Олег Иванович остался верен одной женщине — своей супруге актрисе Людмиле Зориной. Они вырастили сына Филиппа, так же связавшего свою жизнь с кино. И выбора — семья или карьера — перед Олегом Янковским никогда не стояло. Только семья.

…У телевидения и его порождения — масс-культуры — есть один побочный эффект. Вероятность возникновения массовой любви к одному человеку — кумиру. В самой любви ничего крамольного в общем-то нет. Но когда кумир умирает, мы скорбим как по самому родному человеку. Потому что он, кумир этот, сопровождал нас всю жизнь, став ее неотъемлемой частью.

Мы помним его с самого детства, иногда он как будто бы уезжал — пропадал с экрана в самые кризисные времена. А потом возвращался, постаревший, помудревший, но все равно безраздельно наш. Вот почему, когда неожиданно узнаешь о болезни, смерти такого человека, становится безгранично горько. Потому что видеть его на экране и понимать, что на самом деле его уже нет, как-то странно.

Я уже потеряла многих. Леонида Филатова, Александра Абдулова… И теперь — Олега Янковского…

Статья опубликована в выпуске 29.05.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Открываю сегодня нашу газету. Там два обзора месяца (наши ведущие обозреватели составляют). И оба они не сговариваясь выносят в отдельный раздел потерю Янковского...

  • Между прочим, Тарковский считал Янковского большим актёром, снял в "Ностальгии". Знаменитый довольно длинный эпизод со свечой сняли с первого дубля! Такое случается крайне редко.
    И вообще, не нам судить... И не сейчас...
    Царство ему небесное!

  • Большое спасибо за душевные комментарии и оценки - только сейчас добралась до компьютера.

    • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 31 мая 2009 в 11:10 отредактирован 31 мая 2009 в 11:13 Сообщить модератору

      Знаю, что помидоров сейчас скушаю, но после смерти Высоцкого, Траковского и Окуджавы, меня смерть проходных актеров затрагивает уже не как личная в семье потеря. Ну, пардоньте, Абдулов ну, пардоньте, теперь этот - вполне заменимые актеры. Как людей ушедших - жалко до слез. А вот уж возносить вклад в память российской культуры я поостерегуь. А время покажет. Много званных было, мало избранных. Я представляю что будет с Джирханяном опосля! А знаете что почему - не высрал российский кинематограф после этих непосредственных актеров уже ничего путного. На безрыбье так и рак рыба. Прости меня господи. Жалко мужиков-работяг от театра-кино, волы-пахари были, но звезды с неба другие хватали, сгорали быстро и без слезниц с родины, бездымно. Россия, съезди на Сен Женевьев де Буа. Постой там смирно и молча. И никогда не произнеси имени там Янковского - сосны рухнут! Есть искусство и люди в искусстве. Две, как в Одессе, большие разницы. И к вопросу о России - постыдились бы не расписыватьтся в бессилие своей медицины. Какая отмазка у рашенковых врачей - рак, сэр! Ну-ну. Свиной грип, сэр? Прыщь, сэр? Сегодня глядела на репортаж о захвате русских в Египте и тут путяша перекрестился перед камерой ТВ. Видал миндал? Гебещники закрестились - боже! Видишь ли? Давайте помянем, просто мужик ушел, а оттого, что примелькался нам, там зачтется только гражданская его совесть - и что при советах творил, и как в демосратов перековался. Теперь уж бог ему судья. Пусть замелька пухом, но спросите с себя. Как это рак не излечить? С кем дело имеете?

      • Лаура Ли, ПОМОЛИТЕСЬ!!!

        • Наталья Галимзянова, за него - охотно, но не на него. Жалко человека, но говорить, что он уж такой-то гений - проходной и плодотворный актер, не больше. Каждая смерть утрата, но почему тетя Муся-уборщица такая же добросовестная исполнительница той или иной работы не удостоилась такого панегирика. Чем это нас мнимые звезды так завораживают? И просто звезды? (Терпеть не могу этот термин американский!). Вот Орлову в звезды суют тоже уже лет 50. А посмотрите ее сейчас фильмы - я бы ее на первом же кастинге прогнала. Понимаете, что происходит, когда привычную жвачку у народа изо рта вытаскивают - привык он к ней, примелькался с ней во рту. Народ пугачиху уже лет 40 обожа...Так ведь никто себя не спросит и даже в голову мысли не пустит, что пошлость - нет, моя жвачка, отдай обратно! Помер Янковский. Мир праху. А где Россия была, когда Тарковский умер на чужбине и в России - тишина и кресты на обочинах. А ведь благодаря Тарковскому мир знает советское кино и он останется классиком российского кино для всех времен и народов. Будьте проще - люди пожилые имеют привычку помирать. Янковский умер для меня как парень знакомый по фамилии, но как актера великого я его не потеряла. Сорри. Обычный актер. И ничего в моей перцепции не поменяется только потому, что он умер - не исключение. Я тоже помру, но скидки на этом деле не хочу своему творчеству. Пусть лучше есть как есть. История все равно отшлифует мнимые выпуклости.

          • Лаура Ли,у вас есть совесть? Или капелька ума?
            Если не нравится статья,так чего же вы тут пишете? Постыдились бы сами. Никакого уважения нет
            Ну и люди пошли...

            • Саша Воротникова, статья как статья. А чего, уважать я обязана или могу иметь свое суждение? Кошка-собачка умирает, и жалко. А тем более человека, но кумира от искусства я из него себе не сделала - не тянет, на мой вкус. Это я и сказала, не больше того. Вот Наташа ниже пишет - не нам судить...А кому, сорри? Ась? Если не нам. Гляньте, сколько времени прошло со скорбного дня? И што? Вздрогнул мир искусства? Вот тут мужик помер в Чикаго, дальнобойщик. 60 (!) лет 18-остные фуры гонял, обогнул по майледжу шарик не один раз. Без единой аварии. Граблен был, бит, в эпицентр торнадо попадал. 12 детей вырастил как Исус апостолов, всем дал образование. Вот тут я вздрогнула - подвиг и служение. Я просто представила какой остров грузов мужик перевез из точки А в точку В. Вот памятник ему! Знаете, просто стало в Раше модно, что кто как помрет, сразу в гении пихать. Лучше бы актерам заслуженным (не как Фане Раневской в бедности помершей) при жизни что-то отслюнить. Уважить как-то. Не все же актеры ресторации держат на старости. Вот тут Абдулов (он у меня в том же списке забытых актеров) в Израиле за свой счет помер. А чего бы государству не проплатить его лечение, если так слезки лили? Тарковский тоже, между прочим, не на Новодевичьем лежит, а пылится на Сен-Женевьев-де-Буа. В прошлом годе была - даже трава не полота, позорняк. Бродский в Венеции - могилка как у бомжа. А на каком основании Раша называет высланного еврейского опального поэта русским поэтом. Просил же чудак - на Васильевский остров. Это для меня очень знаково все: вопли о великих потерях. Гордиться-то уже даже балетом стыдно - Большого нет как такового, Эйфман - по заграницам. Ну, давайте, распиарим очередного покойничка ради престижу. Чтобы забыли как сгноили в лагерьную пыль Мандельштама, как Цветаеву в Елабуге в петлю сунули, Пастернака заклевали в голое сердце...Янковский! Еще год-два - никто не вспомнит. А этих - на века...Ну помер, ну царствие небесное. Все там будем.

          • Лаура Ли, помимо Тарковского существует очень много граней в кинематографе. Даже развлекательное кино, в котором активно снимался Олег Янковский, имеет право быть. И имеет право быть качественным. Мой супруг - человек недюжего интеллекта, который в свое время познакомил наш провинциальный город с интелелктуальным кино (создатель киноклуба), очень любит смотреть "Обыкновенное чудо". Знаете почему? Потому что это - из детства, когда на новый год непременно появлялось какое-то новое семейное кино.

            • Так мы сейчас далеко зайдем. Звучит как " мамы всякие нужны, мамы всякие важны..." А нужны всего-навсего самые лучшие. Нельзя в искусстве руководствоваться тем, что на каждый Новый год катали зверский анти-детский мультик "Ну, погоди" и эту низкопробную смешилку с облегченной для плесба баней с легким паром. (Хотя, признаюсь честно, это в тысячи раз светлее того, что сейчас творится в кинематографе. Да и есть ли ныне мальчик?). А Обыкновенное чудо мы смотрели и детям позволяли. Но никаких ностальгических чувств в связи с отсутствием возможностей просмотра не было. Зато сейчас они чудесно смотрят развлекательную эпопею Рогожкина, и, представьте, знают где надо смеяться и над чем. Оставим покойного, земля ему пухом, и не в жанре кинематографа дело. Дело в высоте планки и приводит нас это к тому, что сверстники моих детей в США Ричарда Оливье не знают, а Мадона - кумир. Спросите подростка любого в России помнит ли он и знает Смоктуновского, Баталова, Даля? Да Шварца того же и Марка Захарова. Товстоногова как режиссера? Остаюсь при своем - кумиров надо творить по таланту и планке, а не по популярности и задействованности. Ерофеева мы помним только по Петушкам. Больше ему ничего не надо было писать, чтобы остаться великим. Я прекращаю аргументировать только из-за болезненного восприятия поклонников ушедшего, но не потому, что не вижу зла в заниженной планке. Мы после Волги-Волги и Цирка, после Ажаева и Шагинян остались откинутыми в культурном развитии на сто лет. Сорри, гайз. Но это мое мнение и да пребуду я в нем.

              • Лаура, ну есть ведь нормы этические ))) Например, что можно говорить у гроба, а что - нельзя. В этом все дело. Оценки потом раздадут, и установку планки обдумают. Или - уже обдумали и раздали, но лучше не надо сейчас об этих оценках. Над свежей могилой.

                читать дальше →

          • Лаура Ли, не знаю, как для других, для меня Абдулов и Янковский - прежде всего актеры Марка Захарова. А Захаров - тот, кто ставил Шварца. А Шварц для нас был одним из тех, кто показал нам нашу несвободу и заставил задуматься о свободе. Как бы мы ни прожили свою жизнь в совке, когда Вы уже были на свободе реальной, это наша жизнь, это наши - нет, не кумиры, любимые. Поэтому не нужно на свежей могиле критиковать, так ли жил, да так ли играл. Даже если б он был проходным сериальным актером, которых сейчас множество - не о том на поминках нужно было бы говорить.

  • 5

    Что можно сказать, когда уходят из жизни такие таланты? Вечная и светлая им память! Мы как раз за несколько дней до смерти Олега пересматривали с СД фильм "Приходи на меня посмотреть", один из любимых. Хорошо, что теперь есть возможность иметь в своей коллекции любимые фильмы, и актеры всегда остаются с нами.

    Оценка статьи: 5

  • До боли жалко, что он ушел из жизни. Спасибо за память о прекрасном актере.

    Оценка статьи: 5

  • Светлая память прекрасному артисту и неординарному человеку!

    Оценка статьи: 5

  • Селена Разина Читатель 29 мая 2009 в 03:05 отредактирован 23 мая 2018 в 04:14 Сообщить модератору

    Вы что? какие девять дней 29 мая? Вчера девять дней было. День смерти считается первым...

  • Катерина, присоединяемся к Вам.

    "Я уже потеряла многих. Леонида Филатова, Александра Абдулова... И всего девять дней назад – Олега Янковского… "

    Мы все потеряли, особенно его поколение, молодёжь 60-х годов.

    Оценка статьи: 5

  • Фильм "Приходи на меня посмотреть" - один из самых моих любимых фильмов. Но я впервые узнала, что режиссер этого фильма - Олег Янковский! Мне никак не удавалось посмотреть этот фильм с самого начала, с титров, но теперь буду смотреть с еще большим удовольствием.
    Совершенно согласна с тем, что теряя наших любимых артистов, мы теряем как-будто часть своей души, настолько они близки нам. И большое сожаление о фильмах не снятых, и несыгранных ролях...

    Оценка статьи: 5

  • 5! Это, конечно, грандиозная потеря не только для всего театрального мира, но и для его зрителей. Вечная память.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Только "девять дней" для заголовка имеет ли смысл оставлять?