• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Рябоконь Грандмастер

Кир Булычёв: как рождаются псевдонимы и персонажи?

…Вот мы и возвращаемся к прозе. От прозы жизни — к просто хорошей прозе. Вскоре после фантастических рассказов был написан и роман «Последняя война», в котором появился первый относительно постоянный герой, что автор позволял себе крайне редко.

Перейти к первой части статьи

Предыстория такова: в 1967 году журнал «Вокруг света» отправил писателя в «круиз» по весьма прохладному Северному морскому пути на сухогрузе «Сегежа». В Карском море корабль сломал винт и, выбившись из графика и всех сроков, притащился к Диксону, где и застрял весьма надолго. Рейс был внутренний, спокойный. Работники спецслужб (например, КГБ) в подобных «круизах» не доставали.

Кир Булычёв делил каюту, предназначенную для какой-то важной персоны, с художником, командированным в Арктику, чтобы запечатлеть доблестный труд советских моряков, и оказавшимся человеком скучным.

Обложка книги
Обложка книги «Последняя война»

Иные моряки были чудесными ребятами, но уж очень пьющими, порой чрезмерно — и по поводу холодов, и по поводу сломанного винта. Булычёв подружился с корабельным врачом, Славой Павлышом. Этому способствовали неспешные беседы во время исследования пустынных окрестностей Диксона и Хатанги.

И вот ощущение арктических просторов, дающих мало шансов выжить человеку, ощущение сплочённой корабельной команды, характера моряков, ситуаций на борту перетекло в первый фантастический роман как-то само собой.

Другая «постоянная тема» писателя — городок Великий Гусляр, тоже имеющий свой прототип, географический. И тоже на уровне ассоциаций, не более.

Как-то поехал Кир Булычёв с друзьями в Вологду, а оттуда в Великий Устюг, оставивший просто неизгладимое впечатление. Городок буквально очаровал писателя. И надо же такому случиться, на одной из улиц (именно в момент пребывания писателя в городе) произошёл провал — кусок мостовой «ушёл» вниз, в какой-то древний ход.

Обложка книги
Обложка книги «Чудеса в Гусляре»

И Булычёву пригрезился Великий Гусляр… Зелёный дворик, окружённый двухэтажными домишками; за могучим столом люди в майках «забивают козла» (кстати, в 68 рассказах и повестях о Великом Гусляре его персонажи тоже частенько играют в домино), провизор в аптеке, странный лохматый весёлый гражданин с воздушным змеем подмышкой, старик, с которым писатель разговорился в столовой и который утверждал, что в Устюге под каждой улицей подземные ходы и клады…

Так в жизни писателя родился центр действия. И так начали складываться вымышленные биографии жителей. А написан первый гуслярский рассказ был в Болгарии, в городке Боровец, под звон колокольчиков возвращающихся с альпийских лугов овец. Булычёв, находившийся в горах по приглашению друзей, сочинил фантастический рассказ для журнала «Космос». Так что первая гуслярская история увидела свет на болгарском языке.

Кстати, имена литературных персонажей Кир Булычёв извлёк из «Адресной книги города Вологды» за 1913 год, подаренной ему умнейшей и обаятельной Еленой Сергеевной, бывшим директором вологодского музея. Так «родились» Корнелий Удалов вместе с женой Ксенией, старик Ложкин, Саша Грубин и профессор Минц.

В сборнике научной фантастики 1972 г. псевдоним написан ещё с точкой
В сборнике научной фантастики 1972 г. псевдоним написан ещё с точкой
Фото: ru.wikipedia.org

Псевдоним писателя появился примерно в ту самую «динозавровую» пору, почти одновременно с первым фантастическим рассказом «Когда вымерли динозавры», опубликованным в журнале «Искатель».

Обратимся к первоисточнику, к шутливой цитате автора об обстоятельствах, в окружении которых рождался псевдоним:

«Ну, выйдет фантастический рассказ. Прочтут его в институте. И выяснится, что младший научный сотрудник, лишь вчера защитившийся, про которого известно, что он сбежал из колхоза, прогулял овощную базу… ещё и фантастику пишет!.. В общем, я испугался. И в одну минуту придумал себе псевдоним: Кир — от имени жены, а Булычёв — от фамилии мамы».

Вспомним и слова Игоря Всеволодовича о постепенном возникновении идеи сказочного цикла о девочке из будущего Алисе Селезнёвой (добрая сотня сказок этого цикла вышла в свет полутора десятками детских книг — замечательных и обожаемых детьми, а также их родителями):

«…В нашей семье родилась дочка. Её назвали Алисой. Алиса росла, и вот она научилась читать. И тогда я подумал: а что же она будет читать?..

Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать „сникерс“ и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке».

Алиса Селезнева, кадр из фильма
Алиса Селезнева, кадр из фильма «Гостья из Будущего», 1984 г.
Фото: kinopoisk.ru

Будущий век наступил. Дети выросли — талантливые, смелые, вполне образованные, большей частью честные и справедливые — и не в последнюю очередь благодаря чудесным историям Кира Булычёва. Жаль только, что космического братства, да и самих полётов в космос почти не сложилось. Наоборот — многое хорошее из того, что было, благополучно развалилось вместе с не очень хорошим.

Что-то взрослые с этим «…до основания разрушим, а потом…» то ли перебрали, то ли перестарались. И это «потом» выходит сейчас — временами чёрт знает как выходит! Предупреждаем сразу: вины великого писателя здесь нет. Он-то своё дело делал как следует, не в пример некоторым.

Итак, третье тысячелетие наступило. И новые поколения детей, конечно же, будут с увлечением читать и перечитывать чудесные книги о космических приключениях отважной девочки Алисы — читать с увлечением, так же, как читали их мамы и папы, только собираясь вырастать, но уже устремляясь к звёздам!

Буквально два слова о Булычёве как об учёном-историке. Книги по истории, написанные Игорем Всеволодовичем — «Пираты, корсары, рейдеры», «Соперницы Медеи (женщины-убийцы)», «Награды», «Загадка 1185 года. Русь — Восток — Запад» и другие, — увлекательнейшее чтение (популярное слово «чтиво» кажется мне здесь неуместным) и для студентов-историков, и просто для студентов, и вообще для многих взрослых людей, считающих себя (хотя бы в душе) молодыми.

Отметим особо, что тема «Соперниц Медеи» перекликается с четырьмя книгами из увлекательнейшего цикла об агенте 003 ИнтерГалактической полиции Коре Орват, и особенно с фантастическим романом «Покушение на Тесея» (кстати, в одной из этих книг есть «привязка» к той самой «гуслярской» серии — например, мама девочки Коры, оказывается, имела фамилию Удалова — видимо, она правнучка «гуслярского» Корнелия).

Обложка книги
Обложка книги «Галактическая полиция. Покушение на Тесея»

Динамика, шквал событий получше модного голливудского «экшн», ирония, бьющая наповал, а временами смех сквозь слёзы и то самое, настоящее, что присуще только высокой литературе, славянской, восточной или западной, без разницы (истина — она и есть истина, ей границы между государствами — не преграда)!

Всё это может воплотиться в будущем (слово — за мастерами киноиндустрии) в потрясающие сценарии чудесных кинофильмов, которые могут стать в ряду «Дозоров» и «Властелинов колец»… А быть может, и потеснить их!

Продолжение следует

Статья опубликована в выпуске 20.10.2010
Обновлено 27.07.2022

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: