• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мария Однолетко Дебютант

Чему мы можем поучиться у Беллы Ахмадулиной?

10 апреля — день рождения легендарной поэтессы Беллы Ахмадулиной. Она одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX столетия, она та самая связующая нить, которая соединяет золотой и серебряный век с нашей действительностью. «Сокровище русской поэзии», — так оценил Иосиф Бродский многогранное дарование Беллы Ахмадулиной. Она лауреат Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России «За продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии», награждена орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III степени и другими.

Но и по сей день, получая заслуженные почести, повторяет, что другие писатели, архитекторы, математики больше ее нуждаются в государственном поощрении. А из всех жизненных ролей всего милей для нее быть просто женой художника и матерью двух дочерей.

Она никогда не изменяла высоким нравственным принципам, всеми возможными способами вставала на защиту преследуемых и притесняемых режимом. Ее запрещали, над ней потешались, ее боготворили. Какова же на самом деле она, Белла Ахмадулина?

Белла Ахатовна родилась в Москве в тяжелый для всей страны 37-й. Первые годы своей жизни она проживала в доме, где без конца арестовывали людей. Ее близкие выжили потому, что бабушкин брат считался другом Ленина".
Мама назвала дочь таким необычным именем, так как увлекалась Испанией и испанской культурой.

Сама поэтесса о чужеземных странах не мечтала, разве что красоты Грузии ее очень привлекали (в то время Грузия входила в состав Советского Союза): переводила грузинских поэтов, написала эссе «Сны о Грузии». Однако Белла Ахмадуллина уже смолоду решила, что никогда не будет думать о том, уезжать за границу или нет. Она не поддавалась этому искушению, тем более, что беспрерывно за кого-то заступалась. А власти, естественно, тут же вносили ее фамилию в черные списки.

Однако Белла Ахатовна по праву может считать, что она жила в счастливые шестидесятые годы. Несмотря на то, что в это время ее исключили из литературного института. За подпись под письмом в защиту Бориса Пастернака. Также хорошо известны ее выступления в защиту А. Сахарова, Л. Копелева, Г. Владимова, В. Войновича, А. Солженицына, С. Параджанова, А. Синявского. В то время она была готова страдать вместе с ними и даже за них. Она была удивительно бесстрашной, открытой, страстной натурой.

В это непростое время репрессий она только и делала, что писала прошения. За дорогих сердцу друзей. В чем — в чем, а в технике письма ей не откажешь! Иногда власти ей шли на уступки. Надо заметить, дело это было довольно рискованное. Позже она участвовала в не менее рискованных затеях, — от «Синтаксиса» до «Метрополя». В то время ей также удалось сыграть в кино («Живет такой парень»), написать киноповесть («Чистые пруды») и множество рассказов и эссе. Сложно отрицать тот факт, что слава Ахмадулиной, Евтушенко, Вознесенского, Рождественского в 60-е годы была сравнима разве что со славой первых советских космонавтов.

Однако, достигнув такой космической популярности, она не забыла про своих друзей. Преимущественно тоже поэтов. Она очень высоко ценит чувство дружбы и очень им дорожит. Но меняется время, меняются люди. Расстояния разделяют членов прежнего поэтического братства. Потерян Булат Окуджава. Круг сужается.

По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.

Но в моменты уныния, которые издревле считаются грехом, потому что унынием человек рискует погасить свечу своей духовности, она ищет счастье в друзьях, умеет их любить, любоваться ими. Она умеет замечать душевный свет, который несет в себе все живое. «Иль неодушевленных нет вещей, иль мне они не встретились ни разу», — пишет Белла Ахатовна. Она ощущает предметы как живущие своей жизнью. В своей же жизни она делает все по совести («Способ совести избран уже, и теперь от меня не зависит»).

И самое главное, Белла Ахатовна — убежденная оптимистка с большим чувством самоиронии и невероятной жаждой жизни. («Только старости недостает. Остальное уже совершилось»).

Она прошла хорошую школу оптимизма, научилась прощать и не обращать внимания на мелкие житейские неурядицы. Она стала от этого только сильнее, а ее стихи ярче и светлее.

Перстам неотпускающим, незримым
отдав щепотку боли и пыльцы,
пари, предавшись помыслам орлиным,
сверкай и нежься, гибни и прости.

Статья опубликована в выпуске 10.04.2007
Обновлено 15.07.2022

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А мой комментарий куда-то делся...
    Спасибо за статью. Юность вспомнила, когда я ходила на ее творческий вечер в ЦДЛ.
    ЕЕ голос завораживает и гипнотизирует.Ах,годы летят!Спасибо еще раз.

  • Вся наша роль - моя лишь роль.
    Я проиграла в ней жестоко.
    Вся наша боль - моя лишь боль.
    Но сколько боли. Сколько. Сколько.
    Б.А.

    Спасибо, Машенька. Заслуженные 5 баллов.

    Оценка статьи: 5

  • Если взять ейную патографию - конечно, ничему хорошему. Правда, с точки зврения патографии ох и не хотел бы я жить с А.С.Пушкиным на одной лестничной клетке, не говоря уж о коммуналке

    Оценка статьи: 3

  • А Вы не задумывались, почему ей прощалось то, что не прощалось другим? Ведь за гораздо меньшие "прегрешения" люди получали 10 лет и шли в Сибирь, например, за не там рассказанный анекдот.
    Ведь не за то прощали, что она поэтесса? Плевать тогда хотели власть предержащие на поэтесс!
    Напишите об этом, раз Вы специалистка по Ахмадуллиной.

  • Белла Ахмадулина. Мотороллер.

    Завиден мне полёт твоих колёс,
    О мотороллер розового цвета!
    Слежу за ним, не унимая слёз,
    Что льют без повода в начале лета.

    И девочке, припавшей к седоку
    С ликующей и гибельной улыбкой,
    Кажусья приникающей к листку
    Согбенной и медлительной улиткой...

    Прощай! Твой шум летит поверх меня
    И меркнет там, в зелёных отдаленьях.
    Две радуги, два неба, два огня,
    Бесстыдница, горят в твоих коленях...

    И тело твоё светится сквозь плащ,
    Как стебель тонкий сквозь стекло и воду...
    Вдруг из меня какой-то странный плач
    Выпархивает, пискнув, на свободу.

    Так слабенький твой голосок поёт
    И песенки мотив так прост и вечен,
    Но видишь ли - весёлый твой полёт
    Недвижностью моей уравновешен.

    Затем твои качели высоки
    И не опасно головокруженье,
    Что по другую сторону доски
    Я делаю обратное движенье.

    Когда ко мне нисходит тишина -
    Твой шум летит в лужайках отдалённых,
    Когда моя походка тяжела -
    Подъемлешь ты два крылышка зелёных.

    Так проносись, покуда я стою,
    Так лепечи, покуда я немею -
    Всю лёгкость поднебесную твою
    Я искупаю тяжестью своею!..

    Оценка статьи: 5