• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Егор Газаров Мастер

Генри Форд: гениальный изобретатель и промышленник или диктатор и антисемит?

Генри Форд — имя, которое мы одним из первых вспоминаем после любой из этих фраз: «американская промышленность», «автомобили», «конвейерная сборка», «величайшие бизнесмены» и даже просто «двадцатый век».

Сын фермера, не получивший полноценного образования, Форд смог добиться того, что миллионы автомобилей по всему миру носят на себе четыре буквы его фамилии. Есть ли еще что-то, чего мы не знаем о человеке, первым доказавшем, что автомобиль можно собрать не за годы, а за 98 минут?

Коллекция Генри Форда насчитывала 161 патент, а сам он не верил в необходимость найма профессиональных бухгалтеров. Построенная им огромная компания ни разу не подвергалась аудиторской проверке при жизни основателя — нога первого аудитора вступила в Ford Motor Company только во время «правления» его внука Генри Форда II.

Благодаря своим по-детски наивным и идеалистическим увлечениям отец «Модели Т» порой оказывался в довольно смешном положении — чего стоит его попытка в 1915 году зафрахтовать океанский лайнер, так называемый «Корабль мира», чтобы отправиться на нем со 170 пацифистами в Европу для убеждения воюющих сторон в необходимости сложить оружие! Эта затея не получила государственной поддержки, несмотря на обращение автомобилестроителя к президенту Вильсону, а сам Форд покинул корабль на территории нейтральной Швеции. Однако историки утверждают, что после вступления в Первую мировою войну США компания идеолога пацифизма смогла выручить на государственных заказах значительные суммы денег.

В 1918 году Генри Форд едва не стал сенатором и в тот же период начал публиковать в газете The Dearborn Independent антисемитские статьи, включая нашумевшие «Протоколы сионских мудрецов». Впоследствии от подобных правых суждений великий изобретатель отказался:

«Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершенные мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения».

Чтобы противодействовать распространению джаза, Форд устраивал вечера старинных танцев, а на Рождество наряжался Санта-Клаусом и катал соседских ребятишек на санках в своем имении.

Особенно гордостью промышленника было знакомство с Томасом Эдисоном. По поручению Форда последний выдох создателя первого фонографа и электрического стула был помещен в пробирку, которую и ныне можно увидеть в Музее Генри Форда в городе Диарборн штата Мичиган.

Очевидно, в жизни человека, чью фамилию мы каждый день видим на дорогах Москвы и Лондона, Парижа и Сиднея, Вашингтона и Оттавы, есть и много других неизвестных широкому кругу людей фактов. Но хочется вам пожелать, чтобы за «Кораблем мира» и костюмом Санта-Клауса мы могли рассмотреть человека, сделавшего автомобиль (изобретенный, кстати, не Фордом, а Карлом Бенцем) массовым средством передвижения и избавившего благодаря идее применения конвейера на сборочной линии (а линию, опять же, создал не он, а Рэнсом Олдс) миллионы людей от тяжелого физического труда.

Статья опубликована в выпуске 13.08.2007
Обновлено 15.07.2022

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В первую очередь он был гениальным промышленником. Изрядным самодуром и антисемитом был внучок, Генри Форд II, вообще на нем природа отдохнула здорово.

    Оценка статьи: 3

  • А потом, можно ли называть антисемитом человека, который в 1927 г. написал:
    "«Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершенные мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения»."
    Внук на подобное оказался неспособен, он вообще к самоанализу был неспособен.

    Оценка статьи: 3

  • Ничего этого я не знала! Очень интересно!

  • Насколько я осведомлен, Генри Форд был первым, применившим конвейер для сборки автомобилей, создавшим ту систему труда, которую потом изобразил Чаплин.

    Следовало бы в статье упомянуть и это.

    И уж если говорить о конвейере, то не совсем точно указано, что конвейер избавил от тяжелого труда. Появился монотонный труд, от которого потом пришлось избавляться.

    • Иногда Форду приписывают заслуги других людейизобретение автомобиля (вместо Карла Бенца), сборочной линии (вместо Рэнсома Олдса) и идею применения конвейерной сборки на заводах компании «Форд» (вместо сотрудников Форда Кларенса Авери, Питера Мартина, Чарльза Соренса и мистера Виллса).

      Оценка статьи: 5

  • А еще он, конечно, создал средний класс
    И это было его главным изобретением. По сути, он создал общество потребления. Дал людям возможность зарабатывать деньги - и тратить их. Великий человек!

    Оценка статьи: 3

  • "Генри Форд – имя, которЫе мы одним из первых..." (надо исправить)

  • Немного - о финансах. Как я понял - это было где-то в начале века, когда эра Моргана с его беспределами уходила. Но опять-таки Г.Форду приписывают 2 высказывания:
    1 - Я могу отчитаться за любой свой миллион кроме первого
    2 - Любой крупный капитал основан на криминале.

    Твк что за криминал имел ввиду Форд касательно себя???

    • насчет первого миллиона могу рассказать историю ! Я знаю пожилуую женщину, ее отец в свое время не дал Форду денег в долг, потому что не верил в "эти моторизированные кареты" Она, совсем не бедная, все посмеивается о такой упущенной возможности.


      Кстати, он хоть и вышел из семье фермеров, но был совсем не беден тоже. Жена уже следующего Форда, Элеонора, была дочерью владельца огромного торгового дома - тоже более чем состоятельная семья.
      Вся семья очень много сделали для Детройта. И музеи дарили городу (несколько!!!), открывали школы, больницу Форда открыли, первые дали возможность рабочим получать ссуду на покупку домов или машин. Вот такие капиталисны с человеческим лицом! На самом дели Форд строил вполне пристойный социализм для своих работников, и попасть на работу в его компанию было очень престижно.

      А свой роскошный дом вместе с вледениями вокруг Элеонора подарила городу, там теперь музей. Это в 10 минутах от моего дома и каждое лето на деньги, накопленные с посещения музея они приглашают оркестр которые каждый вторник летом дает бесплатные концерты классической музыки. Вот такая эта Элеононра была!


      Вот сдесь ссылки на разные музеи, подаренные городу:

      http://www.hfmgv.org/

      http://www.fordhouse.org/

  • Ой, в комментариях столько интересного!

    Не меньше, чем в статье. А статья, как всегда, очень интересна!

    Оценка статьи: 5

  • Конвейер - это, во-первых, потогонная система, а во-вторых, однообразный труд не очень-то способствует развитию человека во всех отношениях. И у Стейнбека где-то написано, какой ужас был на фордовских заводах. А ещё Форд расстрелял демонстрацию у ворот своего завода - устроил "кровавое воскресенье"...

    Оценка статьи: 5

  • Между прочим, знаменитый музей истории Соединённых Штатов, основанный Генри Фордом в своём поместье поблизости от Дирборна и известный по сей день, первоначально именовался Институтом Эдисона.

    Оценка статьи: 5

  • ПО моему, всё таки на первое место надо поставить идею Форда дать миру маччовый автомобиль, который будет доступен и рабочему, и фермеру и мелкому торговцу. То, что он блестяще воплотил её в жизнь перекрывает все приписываемые ему отрицательные черты типа диктатор, неуч. и т.д.