А как работают люди с физическими недостатками в науке?
Галилео Галилей (1564−1642). Усовершенствуя телескоп, он погубил зрение. Галилей восхищался солнцем и проводил долгие часы, смотря на него, что стало причиной разрушения сетчатки глаза. Последние четыре года жизни Галилео был слеп, но продолжал научные исследования, опираясь на учеников: Кастелли, Торричелли и Вивиани. Последней книгой учёного стали «Беседы и математические доказательства двух новых наук», где излагаются основы кинематики и сопротивления материалов. Этот труд стал настольной книгой Гюйгенса и Ньютона.
Леонард Эйлер (1707−1783). В 1735 г. потерял правый глаз, когда выполнил в три дня правительственное задание, на которое академики требовали несколько месяцев. Второго глаза лишился в 1766 г., но ничто не могло ослабить его огромную продуктивность — Эйлер предпочёл потерю зрения пассивности. Слепой учёный, пользуясь своей феноменальной памятью, продолжал диктовать свои работы: за полтора десятка лет более 400 статей и 10 больших книг. После смерти оставил много рукописей, которые Петербургская академия публиковала в течение последующих 47 лет. Академик
Луи Брайль (1809−1852) — французский тифлопедагог. В 3‑летнем возрасте Брайль поранил себе глаз ножом, отчего развилось воспаление глаз, и он ослеп. В 1829 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно‑точечный шрифт для слепых — шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись для слепых.
А слепой экспериментатор и изобретатель?! Был и такой… в России. Вениамин Аронович Цукерман (1913−1993) — советский физик, основатель отечественной импульсной рентгенографии (фотографировал пулю в полёте!), начальник отдела в ядерном центре КБ-11 (Арзамас-16, ныне Саров). Герой Социалистического Труда (1962), доктор технических наук, профессор. Только слепота не позволила ему пройти в члены-корреспонденты АН СССР. Автор научных работ по процессам взрыва и детонации, один из инициаторов использования внешнего импульсного источника нейтронов в конструкциях ядерных зарядов. Помощником была жена Зина (З.М. Азарх) — она стала его глазами. К слепоте учёный готовился загодя — научился машинописи слепым методом. В книге «Люди и взрывы. Арзамас-16: 1994» он пишет о слепоте: «Освобождалось время от телевизора, кинотеатров, появлялась так необходимая для научной работы внутренняя сосредоточенность, развивалось пространственное воображение, тренировалась память».
Стивен Уильям Хокинг, род. в 1942 г. — английский физик-теоретик и популяризатор науки. Профессор математики. Изучал теорию возникновения мира в результате Большого взрыва, а также теорию чёрных дыр. Высказал гипотезу, что маленькие чёрные дыры теряют энергию, испуская излучение Хокинга, и, в конце концов, «испаряются». В 1974 году Хокинг стал членом Лондонского королевского общества, а в 1979-м профессором Кембриджского университета. Эту должность он занимал до 2009 года.
Уже в начале 1960-х у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые впоследствии привели к параличу. После диагностики заболевания в 1963 году врачи считали, что жить ему осталось два с половиной года, однако болезнь прогрессировала не так быстро, и пользоваться коляской он начал только в конце 1960-х годов. После трахеостомии Хокинг утратил способность говорить. Друзья подарили ему синтезатор речи, который установили на кресле-коляске. Некоторую подвижность сохранял только указательный палец на правой руке. Впоследствии подвижность осталась лишь в мимической мышце щеки, напротив которой закреплён датчик. С его помощью физик управляет компьютером, позволяющим ему общаться с окружающими. Несмотря на тяжёлую болезнь, он ведёт активный образ жизни.
Джон Форбс Нэш (1928−2015). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года за «Анализ равновесия в теории некооперативных игр», американский математик, новатор в области теории игр, дифференциальных уравнений и геометрии. Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения. По мотивам его биографии снят фильм «Игры разума» с Расселом Кроу в главной роли.
Таких ярких примеров немного, но это не мешает им светить во мгле физических несовершенств.
Мне оч жаль С. Фёдорова. Далось ему это пилотирование вертолёта? Таким кадрам надо присваивать титул "народное достояние" и всячески оберегать от рисков их жизни.
А знаменитый предколхоза Орловский тоже из этой когорты подвижнтков общего дела.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да, конечно. Но мне хотелось подчеркнуть именно делателей науки, так как там "делай как я говорю" не проходит.
0 Ответить
Связывать учёность с инвалидностью как-то не очень корректно и неловко. Колмогоров тоже плохо видел, зато хорошо считал, Э. Асадов лучшие стихи написал ослепшим. Конечно, инвалидность оттеняет творческие успехи, но это, если уж на то пошло, справедливо для любого творчества.
И учёные тут на общих правах.
У нас в Проектном отделе работал конструктором Зинуров на протезах двух ног. Был на практике с техникума, обвалились леса и он потерял обе ноги до колена. Потом закончил институт, был заядлым изобретателем,получил много патентов, внедрение его разработок имело большой эк/эффект.
Оценка статьи: 5
0 Ответить