• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Поль Мориа. Почему он стал так популярен в СССР?

Говоря о французской поп-музыке (в данном случае — связанной так или иначе с СССР), невозможно не упомянуть человека, который сделал очень много для ее популяризации. Очередным примером особых отношений Французской Республики и СССР служит деятельность французского композитора, аранжировщика, дирижера Поля Мориа.

Именно благодаря ему советские слушатели знакомились с французской эстрадной песней. А французские — с русскими песнями. А потом — не только французские, но и прочие европейские, а затем американские, и дальше — Азия.

Эта «особость» отношений, кажется, даже специально подчеркивалась. Не случайно ведь прогноз погоды в программе «Время» шел под французскую песню, заставка программы «В мире животных» шла под аргентинскую музыку, но тоже ставшую французской песней. А ведь это — не единственные примеры.

А знаменитая телевизионная передача «Кинопанорама»? Ее заставкой тоже стала французская песня — «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» («Прости мне этот детский каприз»). Многие могут помнить эту песню в исполнении Мирей Матье. И по самой передаче, конечно.

Все эти песни, как и многие другие, или написал, или аранжировал, или привез со своим оркестром Поль Мориа.

Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Отец был почтовый служащий, но любящий музыку и играющий на фортепиано и скрипке. Поэтому и профессиональное обучение мальчика не было для семьи чем-то неожиданным.

Поль Мориа успешно учился, однако выбрал стезю легкой музыки. Что тоже немаловажно, особенно в плане придания и сохранения некоего знака качества. А профессионализм позволил молодому композитору и дирижеру прекрасно аранжировать мелодии для своего оркестра. Более того, привносить и неожиданную «нотку» (например, старинный клавесин в оркестре), что делает стиль аранжировки неповторимым.

Успех к Мориа пришел очень рано и уже никуда не уходил. Сначала песня «Chariot» (в английском варианте — «I Will Follow Him»), написанная «собственноручно» (вошла затем в американский фильм «Действуй, сестра!»). Потом — аранжировки двух песен Поппа, которые стали пресловутыми «хитами» во всем мире, а в СССР одна из них стала заставкой передачи. А затем — еще одна.

Было и соавторство в сочинении киномузыки к фильмам «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» с Луи де Фюнесом, например, и некоторым другим.

Работал Поль Мориа и с Шарлем Азнавуром — писал, аранжировал, записывал с оркестром.

Затем Мориа стал музыкальным директором Мирей Матье, написал для нее и записал с ней ряд песен. Одну из этих песен, как пишут, он написал в СССР, на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде.

Но Поль Мориа не просто гастролировал в СССР (он и в Японии гастролировал немыслимое количество раз, став там сенсацией). Именно с СССР его связывали самые дружеские отношения. Его песни звучали не только как заставки телевизионных передач, они проникали в мультфильмы, выпускались на пластинках. Но и более того: Поль Мориа записывает со своим оркестром свои «русские пластинки».

С Сергеем Никитиным — версию песни «Под музыку Вивальди».

А еще — отдельная пластинка с более чем десятью русскими мелодиями «Russie de toujours» («Вечная Россия»). Эта пластинка была переиздана во многих странах.

Известный композитор Поль Мориа умер 3 ноября 2006 года в маленьком французском городе Перпиньяне, том самом, который почти на границе с Испанией. Песни его продолжают звучать, его оркестр существует (правда, там есть отдельные проблемы, связанные именно с сохранением музыкальной стилистики его создателя).

Поп-культура может быть страшной разрушительной силой. А может быть радостью. И даже в некотором роде — и дипломатией, если правильно к ней подойти…

Статья опубликована в выпуске 3.11.2017
Обновлено 27.09.2022

Комментарии (32):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • С такой мелодичностью как-то не получается (для меня) причислять его к поп-музыкантам. Или я не понимаЙ этот ПОП.
    На НТВ была передача с музыкальной заставкой на слова и мелодию Окуджавы "Надежды маленький оркестрик // под управлением любви." Этот бодрый маршик мне нравился.
    ...А прогноз погоды давали на слова Р. Рождественского (или перевода?)
    Оценка - 5 !

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 3 ноября 2017 в 01:39 отредактирован 3 ноября 2017 в 01:40 Сообщить модератору

      Сергей, Вы странным образом попали в самую точку. Дело в том, что именно поп сохраняет ту мелодичность, которую дала эпоха романтизма (19 век). В то время как т.н. академическая музыка прошла уже несколько следующих этапов, где мелодичность не была ни целью, ни средством, а чаще всего просто не была. ) Это ни хорошо, ни плохо, это какие-то и впрямь законы природы или общества, их до конца никто не понимает.

      То есть некие высшие (не знаю, как еще сказать) законы,которые от нас никак не зависят, тащат искусство все дальше,через все "измы", которые тоже не просто так появляются. А общественное подсознание часто нуждается еще в романтизме.

      Конечно - поп. Вторично (третично, и т.д) по отношению к тому, что было. Что по мелодиям, что по идеям.
      Конечно, поп, ибо сиюминутно и так и рассчитано. И так далее. Чистейшей воды поп. Но профессиональный, не тупой, не хамский, "не ниже пояса", апеллирующий к нормальным человеческим эмоциям.

      А НТВ - это ж уже не СССР ведь ))

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 3 ноября 2017 в 11:00 отредактирован 3 ноября 2017 в 11:03 Сообщить модератору

    Почему, почему... потому что правительство СССР решило, что именно эти исполнители наиболее близки по идеологии и духу им, а значит и всему советскому народу.
    За нас все решали.
    Впрочем, как многое решают и сейчас.

    • Игорь Ткачев, "правительство СССР" многое решало на пользу и радость "всему советскому народу". Сам вождь ЛИБ давал отмашку на прокат "Кавказской пленницы" и не только, вопреки "специалистам" из цензуры. ...Конечно, имели место отдельные неудачные решения... = Перечень безошибочных правителей-вождей в студию !=

  • Если зачислять в поп-музыку просто популярную музыку, тогда и Вивальди и Гершвин - короли поп-музыки.
    Да и Бах с Моцартом - поп-композиторы.

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 3 ноября 2017 в 12:17 отредактирован 4 ноября 2017 в 09:58 Сообщить модератору

      Нет, Игорь, это не совсем так. Точнее - не так, но вопрос интересный и очень важный.

      1.Просто некая часть искусства (в данном случае - музыки) становится элементом поп-культуры.

      2. Сама поп-культура возникла как она есть вообще-то прямо в 20 веке. Так сказать, с процессами общей демократизации (в хорошем смысл слова)))).


      3. Культура предыдущих веков была более-менее едина. Немецкий крестьянин в праздник, спев свою народную песню, шел в свой храм на службу и слушал Баха, и ему это было не влом.

      Вивальди был священник, но писал в том числе и светскую музыку, которая почему-то (опять же вопрос) оказалась элементом сегодняшней поп-культуры.


      Понятие "великий артист" - тоже недавнее.Явление фанатов - тоже с романтизма. "Жажда бабла" немереного - 20-ый.

      Но все эти вопросы, действительно, очень интересные и почти не изученные.

  • Евгений Рысин Читатель 12 марта 2020 в 21:20 отредактирован 13 марта 2020 в 22:28 Сообщить модератору

    Поль Мориа - большой мастер. Но зачем приписывать ему "I Will Follow Him" ("Chariot"), написанную Франком Пурселем?https://en.wikipedia.org/wiki/I_Will_Follow_Him

  • Владимир Ким Читатель 12 мая 2020 в 11:28 отредактирован 12 мая 2020 в 21:49 Сообщить модератору

    А точно "Кинопанорама", а не "В мире животных"?