• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

О чем забывают критики Михаила Тухачевского?

Аркадию Голикову, будущему писателю Аркадию Гайдару, не было еще и 14 лет, когда он ушёл в Красную Армию. За 4 военных года прошёл путь от рядового красноармейца до командира полка! Ранения и тяжёлая болезнь заставили его уйти из армии. Тогда он решился рассказать о том, что увидел и испытал. Своей биографии он дал очень точное название: обыкновенная биография в необыкновенное время…

А. И. Дягилев, «Командарм Тухачевский» Фото: ru.wikipedia.org

Обыкновенная биография в необыкновенное время сложилась у многих современников Гайдара. Среди них был и Михаил Тухачевский.

Летом 1914 года подпоручик Михаил Тухачевский, офицер престижного Семеновского полка, воюет на Западном фронте, воюет неплохо — за полгода получил пять орденов. В феврале 1915 года попадает в плен, потом побег из плена, и в Россию он возвращается только после Октябрьского переворота.

Михаил Николаевич Тухачевский в годы Первой мировой войны
Михаил Николаевич Тухачевский в годы Первой мировой войны
Фото: ru.wikipedia.org

Хотя Ленин надеялся создать республику без армии, заменив ее всеобщим вооружением народа, армию пришлось все же создавать. Михаил Тухачевский вступает в Красную Армию и получает работу в военном отделе ВЦИК. Он знакомится с видными большевиками — сначала с Куйбышевым, затем с Лениным и Троцким, вступает в партию большевиков. Именно после этого начинается его стремительная военная карьера…

Историк Юрий Жуков, вспоминая Тухачевского, не скрывает своего удивления: как поручик, который просидел всю Первую мировую войну в плену, вернувшись в Советскую Россию, сразу начал командовать армией и фронтом?

Память явно подвела историка. Забыл он о том, что до того, как большевики захватили власть в Москве, в ноябре 1917 года командующим войсками Московского военного округа был назначен рядовой большевик Николай Муралов. А после того, как Ленин отстранил от командования генерала Николая Духонина, Верховным главнокомандующим русской армии был назначен прапорщик Николай Крыленко, который отметил свое назначение по-большевистски — организовал самосуд над генералом Духониным.

Как правило, Михаила Тухачевского обвиняют за его поражение во время советско-польской войны. Критики не желают понять, что за поражением Тухачевского скрывается неумная политика партии большевиков.

С военной точки зрения наступление на Варшаву было нелепой операцией. Это была отчаянная попытка партии большевиков спасти мировую революцию. В ходе своего наступления Красной Армии надо было остановиться на линии Керзона, и с позиций победителя Советская Россия могла бы диктовать свои условия мира. После «чуда на Висле» уже Польша диктовала свои условия. Следует отметить, что в разгром частей Красной Армии внесли свой весомый вклад «сибирские» поляки, которые воевали в армии адмирала Колчака.

О чем забывают критики Михаила Тухачевского?
Фото: ru.wikipedia.org

Обвинения Михаила Тухачевского за его участие в подавлении восстания в Кронштадте и в Тамбове просто нелепы: бывший офицер царской армии выполнял приказ большевистского рабоче-крестьянского правительства. Критики Тухачевского обычно забывают, что в подавлении восстания в Кронштадте принимали участие делегаты Х съезда партии под командованием Ворошилова, а свой первый орден будущий маршал Жуков получил в Тамбове.

Командир 39-го Бузулукского кавалерийского полка Г. К. Жуков. 1923 год
Командир 39-го Бузулукского кавалерийского полка Г. К. Жуков. 1923 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Историк Юрий Жуков и другие уверяют, что по отношению к Тухачевскому и другим меры насилия при допросах не применялись. На кого рассчитана подобная ложь? Генерал Горбатов написал в своих воспоминаниях, как следователь выбивал у него показания, а потом, после войны, этот следователь уверял, что он Горбатова и пальцем не тронул.

Когда же наши историки будут говорить правду об истории России?

Статья опубликована в выпуске 24.03.2019
Обновлено 28.07.2022

Комментарии (73):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Возможно, ошибки Тухачевского относятся уже в 20-30, когда он был "главным советским маршалом"? Или сам факт того, чтон пострадал от кровавого сталинского режима - уже индульгенция?
    Будет ли продолжение, или автор статьи для себя уже все решил по Тухачевскому - на основании того, что вроде бы произошло в Гражданскую?

    Оценка статьи: 3

    • Валерий Хачатуров Мастер 24 марта 2019 в 02:23 отредактирован 24 марта 2019 в 02:28 Сообщить модератору

      Игорь Вадимов, Прежде чем задавать ворох нелепых вопросов, грандмастеру надо было вспомнить о том, что, касаясь поражения Красной Армии в войне с Польшей, Ленин в своей речи на Х съезде РКП(б) 8 марта 1921 года, в частности, отметил: «При нашем наступлении, слишком быстром продвижении почти что до Варшавы, несомненно, была сделана ошибка. Я сейчас не буду разбирать, была ли это ошибка стратегическая или политическая, ибо это завело бы меня слишком далеко, – я думаю, что это должно составлять дело будущих историков, а тем людям, которым приходится в трудной борьбе продолжать отбиваться от всех врагов, не до того, чтобы заниматься историческими изысканиями»
      Ошибки стратегического характера разбирались, и бесспорно, определенная вина за них лежит как на Тухачевском, так и на Сталине. Что же касается анализа ошибок политического характера, то его не было. Изворотливый Ленин же уходит от личной ответственности за поражение в войне с Польшей. У большевистского вождя не хватило мужества признать, что в конфликте с Польшей была допущена грубая политическая ошибка и, что ее основу составлял авантюризм и автором этой авантюры был сам Ленин.
      Ленин прекрасно знал, каким историкам будет поручено написать историю большевизма. Эта задача была возложена на красную профессуру. А она умела извращать и фальсифицировать историю и мы до сих пор барахтаемся в обломках сталинской историографии.

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 24 марта 2019 в 04:19 отредактирован 24 марта 2019 в 04:21 Сообщить модератору

        Можно было ответить короче - про 20-30 годы Тухачевского автор писать не будет, ему заранее все ясно. А кто несогласен - тому про войну с Польшей надо прочитать цитатку из Ленина.
        Я вопрос про работу Тухачевского после Гражданской, в 20-30, а мне в ответ - про Польскую кампанию...
        Я про строительство РККА перед Второй Мировой, а мне про авантюризм Ленина.
        Ленин умер в 1924, в от управления страной отошел года с 1922... Что Тухачевский делал на высших постах в военном руководстве СССР вплоть до 1937 года?
        Не надо мне про авантюризм и подлость Ленина - давно знаю и так.
        Про Тухачевского бы...

        Оценка статьи: 3

        • Игорь Вадимов, Я предложил свою тему. Критикуйте ее, громите меня, но не заставляете меня излагать Ваши мысли. А если Вы такой шибко грамотный, то объясните мне, безграмотному: почему Сталин расстреляв группу Тухачевского как фашистских шпионов, в августе 1939 года выпив за здоровье фюрера, стал интендантом гитлеровской армии?

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 24 марта 2019 в 09:47 отредактирован 24 марта 2019 в 09:49 Сообщить модератору

            А зачем мне Вас громить или критиковать, Валерий Хачатуров?
            Я всего лишь задал вопрос - будет ли в дальнейшем освещена последующая деятельность гр.Тухачевского?
            А Вы в ответ начали бредить, цитировать гр.Ленина, рассказывать сказочки для октябрят из времен гр.Брежнева и, походя, поставили вопросы, над которыми бьются историки уже много десятилетий.
            Хотя бы Вы высказали Ваше мнение о предвоенных событиях, в той мере в какой Вы информированы.
            Но! И это самое главное! Вы пишите! Пишите статьи, описывающие Вашу точку зрения, а не кидайтесь фразочками.
            Мне, например, очень интересно доказательство Великой теоремы Ферма - прошу Вас его представить, но обязательно в рамках разрешенных на ШЖ объемов, т.е. - не более чем 5000 символов.

            Оценка статьи: 3

            • Валерий Хачатуров Мастер 24 марта 2019 в 10:04 отредактирован 24 марта 2019 в 10:06 Сообщить модератору

              Игорь Вадимов, Цитата «А Вы в ответ начали бредить, цитировать гр.Ленина,…»

              В ходе спора надо доказать, что оппонент допустил ошибку. Анализ ошибки - сделал он эту ошибку в бреду или наяву, не является предметом спора. Господин болтун! Вы способны дать ответ на вопрос: в чем я ошибся, цитируя гр. Ленина? И зачем надо в моей теме вспоминать Ферма? Только для того чтобы показать свою эрудицию?
              Вас послать или сами уйдет?

              • Валерий Хачатуров, Ваша ошибка в том, что Вы надеетесь, оскорбляя меня, вызвать ответные оскорбления. Не выйдет.
                В чем Вы еще ошиблись? В том, что начали цитировать Ленина в ответ на мой вопрос - "а будет ли описание и анализ деятельности гр.Тухачевского в период между войнами, в 20-30 годы.
                Дело в том, что Ленин (хотя он, по-Вашему и "вечно живой", с чем я резко не соглашусь) все же умер в 1924 году, а посему он не мог знать, что будет Тухачевский делать после его смерти. А я спросил именно про это.

                Оценка статьи: 3

                • Валерий Хачатуров Мастер 24 марта 2019 в 10:38 отредактирован 24 марта 2019 в 10:55 Сообщить модератору

                  Игорь Вадимов, Ваша ошибка заключается в том, что Ваш детский уровень мышления не позволяет Вам понять, что, как и сам Тухачевский, так и его критики в своем большинстве были уродливыми детьми той системы, которую создал Ленин.
                  Да, Тухачевский совершил ряд ошибок. Только, осуждая Тухачевского, Вы не осуждаете его молчание, когда на операционном умер в Фрунзе, Вы не осуждаете Тухачевского за его несправедливую критику Свечина, Вы не осуждаете молчание Тухачевского, когда был арестован Гай, бывший командир корпуса, которого поляки назвали Гай-ханом.

                  • Вот всегда так - закаешься отвечать, а тут такой анекдои подвалит...
                    Валерий Хачатуров, а что если "мой детский уровень мышления" еще в 80е годы прошлого века (на базе анализа новой информации, тогда хлынувшей на нас всех потоком) заставил меня лично расстаться со сказочкой о добром дедушке Ленине, о храбрых краскомах, этаких рыцарях Революции, таких как Блюхер, Тухачевский, Ворошилов, Буденный - тогда что?
                    Правда, есть замечание - Ленин, по-Вашему, создал "систему"?
                    Он - один из творцов гигантской смуты, причем - далеко не главный. Намного главнее его в той смуте был Троцкий, а кроме него там, на вершине толпились и убивали друг друга еще пара десятков уродов.
                    А Ленин, создав гигантское кровавое болото, вышел из борьбы "по болезни" - и дальше служил только ширмой, зиц-председателем (впрочем - делал он это от души).
                    Так что первый шаг мы с Вами уже сделали - и в этом согласны на все сто процентов.
                    Готовы ли Вы сделать второй шаг?

                    Оценка статьи: 3

                    • Валерий Хачатуров Мастер 24 марта 2019 в 11:20 отредактирован 24 марта 2019 в 11:21 Сообщить модератору

                      Игорь Вадимов, Первое замечание: умейте отвечать за сказанное слово - зачем Вам потребовалось вспоминать бред и Ферми?
                      Второе замечание: Троцкий был видной фигурой, пока у власти стоял Ленин. Со смертью Ленина звезда Троцкого быстро закатилась, а Сталин, объявив учеником Ленина, в самой чудовищной форме воплотил в жизнь все идеи Троцкого.
                      -Нельзя строить армию без репрессий.- говорил Троцкий.
                      А разве Сталин думал иначе?

            • Татьяна Пучкова Модератор 24 марта 2019 в 12:00 отредактирован 24 марта 2019 в 12:05 Сообщить модератору

              Игорь Вадимов, Валерий Хачатуров, культура спора предполагает высказывания по существу вопроса и уважение оппонентов. Каждый имеет право на свое мнение. "Бред" или "дырявая память" и проч. не аргументы, а уровень аргументации.
              Давайте не будем опускать планку. Ну культурный же народ

              С уважением, модератор

              • Татьяна Пучкова, я просто не сумел придумать, как вежливо ответить, когда на вопрос - будет ли продолжение данной темы, о деятельности данного лица в 20-30 годв, в ответ следует текст "Игорь Вадимов, Прежде чем задавать ворох нелепых вопросов, грандмастеру надо было вспомнить о том, что, касаясь поражения Красной Армии в войне с Польшей, Ленин в своей речи на Х съезде РКП(б) 8 марта 1921 года, в частности, отметил: «При нашем наступлении, слишком быстром продвижении почти что до Варшавы, несомненно, была сделана ошибка. Я сейчас не буду разбирать, была ли это ошибка стратегическая или политическая, ибо это завело бы меня слишком далеко, – я думаю, что это должно составлять дело будущих историков, а тем людям, которым приходится в трудной борьбе продолжать отбиваться от всех врагов, не до того, чтобы заниматься историческими изысканиями»"
                Ну согласитесь, на вопрос "будет ли продолжение?" ответить можно "Да" или "Нет" - а цитата из Ленина - ну совершенно не в тему. Это не чушь, ибо вне контекста разговора имеет смысл. И как это назвать?

                Оценка статьи: 3

        • Валерий Хачатуров Мастер 24 марта 2019 в 08:33 отредактирован 24 марта 2019 в 08:41 Сообщить модератору

          Игорь Вадимов, Цитата: Ленин умер в 1924, в от управления страной отошел года с 1922..
          Уважаемый грандмастер! У Вас дырявая память.
          - Имя Ленина будет жить в веках! - утверждали лозунги советской эпохи.
          Вы позабыли и о том, что именно Ленин выступил с тезисом о незаменимости тов. Сталина.

      • Людмила Приходько Читатель 24 марта 2019 в 17:23 отредактирован 24 марта 2019 в 17:43 Сообщить модератору

        Валерий Хачатуров,если В.И.Ленин поручил красной профессуре фальсифицировать историю, то кто поручил белой профессуре, начиная со второй половины 80-х годов, фальсифицировать историю СССР? Сейчас мы живём в мире тотальной лжи, в стране где не прекращаются попытки расчеловечивания народа, изменения самоиндефикации.

        • Людмила Приходько, Белая профессура фальсифицировала историю СССР? Ваши доказательства? Должен напомнить Вам, что одной из жертв большевизма оказалась история государства Российского, которую красные историки заменили историей революционного движения. Русская дореволюционная историография была прекрасна своей неточностью. Русский историк имел право по-разному освещать события истории. Сталин перевел историю в разряд точных наук. Советский историк превратился в теолога, который повторял то, что говорили партийные шаманы. Стоило, например, историку Александру Некричу отклониться он партийной линии, то он тотчас же был предан анафеме и был вынужден покинуть СССР. Естественно, что в 20-30 годах непослушных историков наказывали строже.

    • Игорь Вадимов, "Мы друзей за ошибки проща-али, //лишь измены простить не могли..." (РР)

      Не ошибается тот, кто ничего не делает. Кто же в той круговерти событий не ошибался? Вон поэт Гумилёв схлопотал "революционную целесообазность" - тоже "ошибочка вышла"?

      • Сергей Дмитриев, Спор с Игорем Вадимовым – пустая трата времени. В полемике он ведет себя как большевик, у которого есть две точки зрения: его личная, правильная, и не правильная.
        Следует отметить, что в годы «оттепели» 20-х годов, когда в Красной Армии служили офицеры и генералы русской армии, в том числе и те, кто служил в Белой армии, шли бурные дискуссии по событиям прошедшей войны. Положение резко меняется на рубеже 20-30 годов. К критическим замечаниям болезненно реагирует сам Тухачевский, а про ошибки Сталина вообще говорить было нельзя.

    • Александр Гапенко Читатель 25 марта 2019 в 07:46 отредактирован 25 марта 2019 в 08:41 Сообщить модератору

      Игорь вы правы. сейчас сам факт репрессированности в период "сталинизма"является "подтверждением" невиновности личности и огульного оправдания "потерпевших". благо свалить на Сталина лично или на "больщевицкую"хунту элементарно - еще и аплодисменты будут. другой вопрос, что карательные меры были очень жесткие - можно было дать 10 лет а дали расстрел...но это не отменяет самого факта нарушения (преступления)

      • Александр Гапенко, господин сторонник Игоря! Вы способны понять правду истории? Тот факт, что после провала Тухачевского в войне с Польшей Ленин не списал бывшего офицера царской армии, а доверил ему важные карательные операции внутри страны, говорит о том, что Ленин прекрасно понимал: основные причины поражения не ошибки стратегии, а ошибки политики.
        Вы способны понять другую правду истории? Отправляя Тухачевского с подельниками на эшафот, Сталин судил его ни за ошибки в польской компании, и ни за жестокость по отношению к мятежникам, а потому что, как отмечал Ворошилов, в стране был раскрыт «военно-фашистский заговор». Раскрыв «военно-фашистский заговор» и отправив группу Тухачевского на эшафот, Сталин делает удивительное сальто-мортале: в августе 1939 года пьет за здоровье фюрера и берет на себя обязанности интенданта гитлеровской армии - последний эшелон в Германию ушел в ночь на 22 июня 1941года.
        Следует отметить, что после расстрела Тухачевского и других военачальников советская система существенно не изменилась. Авантюриста Тухачевского сменил авантюрист Жуков: трагедия 1941 года убедительно доказала, что должность нач. Генштаба оказалась Жукову не по плечу. Что же касается трагедии Западного Особого военного округа и Киевского военного округа, то она началась тогда, когда Сталин отправил на эшафот Уборевича и Якира.

  • Вполне взвешенная статья.Мой дядя по деду, переживший блокаду мослом конины, говорил мне, что Тухачевский пострадал из-за того, что сказал где-то на совещании:" т. Сталин думает, что только у него голова, а у остальных кочерыжки." Тухачевского и Ко вполне можно было перевести в резерв на чёрный день, а не применять ВМ. Многие же отсидевние в лагерях, проявили себя в ВОВ лучшим образом. И список таких "счастливчиков" длинный. В нём нашлось бы место и "подельникам Тухачевского". имхо. Оценка:5

  • Я понял, что ответа на мой вопрос, будет ли продолжение у этой статьи, мне не получить.
    Сергей Дмитриев, Валерий Хачатуров, вас тут двое.
    Если хотите спорить - спорьте между собой.

    Оценка статьи: 3

    • Игорь Вадимов, Не смею задерживать. Плодотворная полемика возможна только с человеком, который способен понять прочитанное и отвечать за сказанное слово. Спор с безответственным болтуном, который говорит, чтобы показать, что он что-то знает – пустая трата времени.

  • А чо в статье не упомянуты знаменитые газовые атаки Тухачевского против восставших крестьян, его приказы о взятии и расстрелах заложников. Радио Свобода (сборище лжецов, конечно) как то назвало Тухачевского "командиром карательной армии".

    • Анатолий Григорьев, Повторяю для глухих. «Обвинения Михаила Тухачевского за его участие в подавлении восстания в Кронштадте и в Тамбове просто нелепы: бывший офицер царской армии выполнял приказ большевистского рабоче-крестьянского правительства.»
      Вспоминая жестокость немецких генералов в годы ВОВ, глупо забывать о том, что на эту жестокость их благословил фюрер.

      • Бондарев Геннадий Читатель 24 марта 2019 в 20:29 отредактирован 24 марта 2019 в 21:39 Сообщить модератору

        Валерий Хачатуров, что не снимает ответственности с самого Тухачевского. А в разгроме под Варшавой вина лежит полностью на нём, ибо нефиг было отрываться от тыла. А ещё можно вспомнить его предложения по выпуску миллиона клёпочных танков М. И почему-то никто серьёзно не воспринимает его попытку гос. переворота, не верит в это, но просто так, ни за что, не расстреливали, посадить ещё могли, но вм давали не просто так.

        • Бондарев Геннадий, Александр Свечин, русский и советский военачальник, военный теоретик, публицист и педагог, автор классического труда «Стратегия», указывая на ошибки Тухачевского, безуспешно пытался объясним таким умникам как Вы, что бездарная политика способна навязать армии только бездарную стратегию.

      • Валерий Хачатуров, ах вот оно что, во всех ужасах творимых гитлеровцами виноват один фюрер! За что тогда Нюрнбергский трибунал судил бедных Герингов, Кальтербрунеров и прочих нацистских палачей?

        • Валерий Хачатуров Мастер 25 марта 2019 в 22:33 отредактирован 25 марта 2019 в 22:33 Сообщить модератору

          Анатолий Григорьев, в Германии за прославление фюрера можно получить тюремный срок. В России же победу, который одержал народ,отдают Сталину, хотя сам Сталин в своей речи в мае 1945 года сказал: спасибо русскому народу, за то,что не указал мне на дверь за допущенные ошибки.

          • Валерий Хачатуров, каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает. А слова Сталина про дверь - просто образец лицемерия. Он установил такой режим, что и подумать о его замене на посту вождя уже было опасно.

            • Анатолий Григорьев, «Да, народ отвечает за свое правительство, если он сам находится «в здравом уме и твердой памяти» и если он его свободно избрал.»
              «Каждый народ заслуживает своего правительства»... Нет, наоборот: каждый народ заслуживает,— и морально, и политически, — лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим. Каждое правительство призвано действовать, руководясь инстинктом самосохранения, присущим его народу; каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни.

              Русский философ Иван Ильин

              • Валерий Хачатуров, ну у Вас что ни слово, то перл. Перед кем отвечает народ за своё правительство? Перед Богом, так нету его или, даже если есть, он уже давно не вмешивается в земные дела. "Вне опыта" - как выразился Кант.
                "Находится в здравом уме и твёрдой памяти" это юридический термин означающий, что человек совершающий юридически значимое действие, психически здоров т. е. его умственные способности примерно такие же как и у всех людей. Хотя понятие это весьма относительно. Вон недавно Макаревич заявил, что 80% населения Земли - дураки. Соответственно, 20% - цивилизованные нации и живут припеваючи, а остальные погрязли в войнах, нищете, религиозном фанатизме - т. е. живут в соответствии со своим умом.
                "Свободно избрал" - а кто должен обеспечивать это свободное избрание? Бог, США или кто-то ещё? Если сам народ, в силу своих умственных недостатков, не способен организовать честные выборы, то кто ему доктор? Вот и получаются выборы без выбора, но очень похожие на настоящие, а после них - вполне заслуженная собачья жизнь.
                А Иванов Ильиных у нас полные пивбары, курилки, кухни. Все критикуют правительство, подразумевая в скобках, что вот если бы он, говорящий, был во главе правительства, то у нас бы уже текли молочные реки с кисельными берегами. А начнёшь копать глубже, выясняется, что человек не имеет ни малейшего понятия, что такое государство, как оно устроено, как работает, что такое демократия, правосудие и т. п. Более того, иногда случается, что такой "честный знаток" оказывается во власти - и он тут же превращается в бессовестного вора, взяточника, самодура.

                • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 27 марта 2019 в 13:19 отредактирован 27 марта 2019 в 13:22 Сообщить модератору

                  Вы, Анатолий Григорьев, просто поддались на тролление. Не стоит.
                  Знаменитый русский философ Иван Ильин - главный идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). А РОВС - это Русский Балканский Антипартизанский Корпус (сам РОВС гитлеровцы невзлюбили, создав на его основе ОРВС из тех же самых белых офицеров, в основном врангелевцев). Более 100.000 быв. офицеров, воевавших вместо немцев с югославскими партизанами! Героический поступок! Благородные белые рыцари, ставшие карателями во имя победы Великого Фюрера Германского Рейха! Ну, а после войны, соответственно, были суды и смертные приговоры...
                  В 30е под влиянием нацизма значительная часть РОВС превратилась в РФС (Русский Фашистский Союз). А ильин сумел от этого публично оказаться в стороне...
                  Ильин вначале жил в Германии, потом рассорился с гестапо и еще до Второй Мировой перебрался в Швейцарию...
                  (забавно, в Вики написано буквально, что он рассорился с гестапо... и его отпустили в Щвейцарию живым, не в гробу? Бывают же сказочники.)
                  И от создания РОВС как-то сумел отмежеваться.

                  Оценка статьи: 3

        • Костя Кирсанов Читатель 26 марта 2019 в 13:15 отредактирован 26 марта 2019 в 21:23 Сообщить модератору

          Анатолий Григорьев, а за что маршалов РККА в 1938 расстреляли? Слишком много тамбовцев на тот свет отправили?

          • Костя Кирсанов, т. е. по Вашей логике Нюрнбергский трибунал и сталинские репрессии одного поля ягоды?
            А маршалов расстреляли за участие в заговоре против Сталина. Хотя вопрос этот тёмный, считается, что его не было. Но по логике вещей он должен был возникнуть. Клика Сталина узурпировала всю власть в стране, ликвидировала всякую демократию. Принимались идиотские решения за которые никто не нёс ответственности. Один искусственный голодомор унёс жизни нескольких миллионов человек, и хотя бы один волос упал с головы Сталина.
            И наиболее вероятное место его возникновения - высшее военное руководство страны, именно оно имело наибольшие возможности ликвидировать сталинский режим. В пользу существования такого заговора говорят некоторые факты. Во-первых, об этом сообщали иностранные разведки, прежде всего немецкая; во-вторых, об этом говорили арестованные за несколько месяцев до Тухачевского командармы, указывая на него как на руководителя заговора; в-третьих, сам Тухачевский на другой день после ареста уже дал признательные показания и выразил готовность полностью сотрудничать со следствием. Этот заговор - единственное за что я уважаю Тухачевского, всё быдло дружно славило Сталина, а он пытался хоть что-нибудь сделать для исправления положения в стране.

  • Как то статья начинается с середины. Может быть, лучше было сначала перечислить претензии, а потом уже отвечать критикам?

  • Владимир Крылов Читатель 25 марта 2019 в 10:13 отредактирован 25 марта 2019 в 11:40 Сообщить модератору

    "Обыкновенная биография" Гайдара - это беллетристика. Разумеется, базирующаяся на жизненном опыте автора, но его собственную биографию не повторяющая.
    Это к слову.
    Автор, вы упустили пояснение, каким образом ваш подзащитный не только стал верно служить подлой, коварной, бестолковой партии большевиков, но и вступил в её ряды? Неужто только из карьерных соображений? Так в марте 18-го, когда он вступил в Красную армию, борьба только начиналась, власти большевиков отводили пару месяцев, и карьеристу логичнее было бы податься к белым.
    Я к тому, что ваша отчётливая установка - отгородить хорошего Тухачевского от плохой ВКПб, причём, исключительно умозрительно, изначально порочна и никаким образом его критиков не опровергает и не разоблачает.
    И ещё, мне просто любопытно. Горбатов утверждает, что следователь его бил. Следователь говорит, что не бил. Как вы выбираете - кому поверить? Откройте ваш метод, он пригодится всем.

    • Владимир Крылов, О чем можно говорить с человеком, который слову следователя НКВД верит больше, чем слову генерала, который прошел путь от Колымы до Берлина?...
      А следователь, который допрашивал генерала Горбатова, неожиданно нашелся. Кто-то из читателей сообщил Горбатову, что следователь Столбунский, названный в его книге, жив и здоров. Горбатов потребовал, чтобы человек, вымогавший у него побоями ложные признания, был наказан. Конечно, к уголовной ответственности его не привлекли, даже пенсии не лишили. Но, человек не мстительный, Горбатов побывал все же на собрании в ЖЭКе, где Столбунского исключали из партии. Тот, смертельно испуганный, повторял как заведенный: «Горбатова я пальцем не тронул, пальцем не тронул...» Лгал, конечно. Но защищался он, ссылкой на то, что Горбатов так и не подписал на себя вынужденного «признания» в предательстве родины, а ведь кругом все подписывали...

    • Владимир Валентинов Читатель 26 марта 2019 в 00:20 отредактирован 26 марта 2019 в 08:56 Сообщить модератору

      Владимир Крылов! Мне больше нравится, когда Гайдарчику, на день рождение, оставили "беляков", чтоб лично мог утопить в проруби. Полагаю, эти борцы "за народное счастье" были хуже фашистов. (не встречал в исторической литературе, чтобы именитые и др фашисты получали на день.рож. подарки для массового утопления в проруби)
      А , насчет, бил-не бил -тогда был народ, побывавший в плену у япошек. Вы полагаете нужно бить? Или есть иные методы пыток? Очевидным образом, как пытать, описывать не буду - слишком длинная методичка, да и стажировка требуется

      • Валерий Хачатуров Мастер 26 марта 2019 в 09:14 отредактирован 26 марта 2019 в 09:22 Сообщить модератору

        Владимир Валентинов, У Вас серьезные пробелы в истории, г-н «Валентиновчик». «Гайдарчик», как Вы позволили себе сказать, за участие в подавлении тамбовского восстания ордена не получил. Значит, проявил жалость к восставшим. А вот будущий маршал Победы Жуков свой первый орден получил за Тамбов. Значит, проявил революционную сознательность.
        В свое время легендарный Козьма Прутков сказал: “Полагая себя историком, он рассказывал анекдоты”. Уважайте историю и не выдавайте за историческую правду глупые анекдоты.

      • Ох, люди-люди... Что Вы сами, что тот, кто Вам ответил.
        Почитали бы хоть Википедию...
        Гайдар был задержан ГПУ для допросов об излишней жестокости. Он там расстрелял уйму не только "бандитов", но и тех, кто им сочувствовал. Дело получило огласку, настолько громкую (по числу расстрелянных), что вынуждено было вмешаться ГПУ. Гайдара допросили, пожурили и перевели бить бандитов в другое место РСФСР. Потому и не наградили.
        А расстрелянных оформили "правильно" задним числом.
        Вот только Гайдар Человеком был. То что он в 17 лет по дурости и лихости натворил - он накрепко запомнил и сам себя не простил. И снились они ему (из дневников самого Гайдара) вплоть до самой войны. Он, может, потому так себя залихватски-геройски на фронте потом и вел - что хотел искупить свою вину перед невинно убиенными.

        Оценка статьи: 3

        • Валерий Хачатуров Мастер 26 марта 2019 в 14:19 отредактирован 26 марта 2019 в 14:41 Сообщить модератору

          Во время службы на Кубани Гайдар был командиром роты одного из стрелковых полков. Каких-либо документов, связанных с пребыванием Гайдара на Кубани в кубанских архивах нет. Однако нашелся один казачок, который утверждал, что именно Аркадий Гайдар ограбил его деда...
          В 1994 году в Тамбове вышла в свет книга с названием: Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919–1921 гг. ("Антоновщина"): Документы и материалы
          Про зверства Аркадия Гайдара не сказано ни единого слова.

  • Валерий Хачатуров Мастер 26 марта 2019 в 13:58 отредактирован 26 марта 2019 в 13:59 Сообщить модератору

    Позвольте дополнить. В польских военных сводках за 1920 г. упоминается кавказский корпус Гай-Хана. Только никакого Гай-Хана не было, а был Гайк Дмитриевич Бжишкянц, который начинал службу в Красной Армии выборным командиром дружины левых эсеров г. Самары. Когда на собрании Самарской дружины левых эсеров кандидатуру Гайка Бжишкянца утверждали в должности командира отряда, один из левых эсеров предложил называть своего командира товарищем Гаем, так как фамилия Бжишкянц была для волжан очень непривычной. Так имя превратилась в фамилию и во всех документах по Красной Армии Гайка Бжишкя́нца именовали Гай Дмитриевич Гай. Вначале Гражданской войны в 1918 г. Гай командовал знаменитой 24-й "Железной" кавалерийской дивизией, а во время наступления на Варшаву - кавкорпусом. Почему Гай-Хан? Так о нем писали в то время все польские газеты, подразумевая, что на Европу движется страшная сила всадников из калмыцких степей и предгорий Кавказских гор. Поймать Гай–Хана и уничтожить красную конницу стало делом польской чести. Польские войска пошли ловить калмыцко-казацко-кавказскую конницу. Прижатый поляками к Пруссии, Гай был вынужден перейти границу и уйти в Пруссию. Маршал Пилсудский высоко оценил действия Гай-Хана.
    Когда русский писатель-эмигрант Роман Гуль создавал свои очерки о красных командирах, официально звания «маршал» в Советском Союзе тогда еще не было. Писатель, участник гражданской войны на стороне белых, выбрал из красных командиров тех немногих, кого считал достойными «маршальского жезла». В числе выбранных им красных командиров, достойных, по его мнению, звания маршала был и Гая Гай. Воинское звание «маршал» было введено в Красной Армии в сентябре 1935 года. А Гай в июне 1935г. будет снят со всех постов, уволен из РККА, исключён из партии, а в июле 1935 г.был арестован по обвинению в «создании военно-фашистской организации в РККА». Это, по-видимому, был первый случай ареста красного командира пролетарского происхождения. В декабре 1937г. Военный трибунал Верховного Суда СССР приговорит Гая к высшей мере наказания.
    Трудно сказать, почему разгром командного состава Красной Армии Сталин начал именно с Гая. Даже комдив Шмидт, комдив, который однажды публично пригрозил Сталину, что обрежет ему уши, был арестован после Гая. У диктаторов есть свои капризы….

  • Молот Ведьм Читатель 27 апреля 2019 в 21:36 отредактирован 28 апреля 2019 в 08:32 Сообщить модератору

    Тезисно о неточностях:
    1. Автор не отражает главную причину успешной карьеры Тухачевского - протекцию Троцкого, почему то сравнивая того с Мураловым (член РСДРП с 1903 года) и с Крыленко (член РСДРП с 1904 года). Причем тут же подтасовал факты и обвинил Крыленко в организации убийства Духонина. Наверное, чтобы два раза не вставать.
    2. Потом попытался отмазать Тухачевского от идиотизма командования его в советско-польскую войну причем отмазал классически, опять обвинив "неумную политику партии большевиков". Видимо юго-западный фронт возглавляли эсэры, раз ему "неумная политика большевиков" побеждать не мешала.
    3. Дальше автор, показывая свою белячью сущность, опосредованно восславил адмирала Колчака, через "сибирских поляков" - видимо автор обожает лузеров и посредственностей в военном деле.
    4. Потом пошел знаменитый Тамбов с якобы обвинениями маршала в участии в этом мероприятии. Но он обвиняется не в участии, а в методах подавления. Не может быть, что автор, как знаток биографии Тухачевского, не знал бы истории про отравляющие газы.
    5. ну а дальше "остапа понесло" совсем. Что стоит смелая историческая аналогия насчет пыток в отношении Тухачевского. Почему то примером был назначен Горбатов, которого пытали совсем в другое время.
    Конечно же автор не упомянул "гениальную" деятельность маршала когда он занимал должность заместителя наркома по вооружениям и мы встретили войну с якобы новым вооружением, но при этом непригодным для войны.
    И отвечая на завершающий вопрос автора статьи. Никогда, если подобные "историки" так тенденциозно будут изучать эту историю.

    • Vasilij Tuev Читатель 12 мая 2019 в 12:14 отредактирован 12 мая 2019 в 15:36 Сообщить модератору

      Молот Ведьм, автор и комментатор старательно обходят главное: Тухачевский - главарь вооруженного заговора против советской власти, за что и был приговорен к расстрелу; кстати, свою вину как в показаниях на следствии, так и на суде признал.

  • Римма Жданова Читатель 14 июня 2019 в 11:18 отредактирован 14 июня 2019 в 15:35 Сообщить модератору

    НАКОНЕЦ хоть одна грамотная статья о маршале, который внес много положительного в развитие Красной Армии, десант, ракетная техника, военный альпинизм, радиолокация и много другого, все это продвигалось, развивалось вопреки противодействиям ворошилова-буденого

    • Чудны дела твои, Господи!
      А я-то раньше был уверен, что Тухаческий - это танкетки и Т-35, попытка создать первые крылатые ракеты...
      И куча других ошибок.
      Говорите десант - и начальни ВВС РККА Баранов, это сделавший - ни при чем?
      Радиолокация - и тот факт, что работы начались уже после 1937 - тоже побоку?
      Ну-ну...

      Оценка статьи: 3

  • Борис Борисов Читатель 15 июня 2019 в 15:07 отредактирован 16 июня 2019 в 01:33 Сообщить модератору

    "Как правило, Михаила Тухачевского обвиняют за его поражение во время советско-польской войны. Критики не желают понять, что за поражением Тухачевского скрывается неумная политика партии большевиков."
    --------
    Простите, а каким образом "неумная политика" может помешать полководцу исполнить элементарные требования, являющиеся азами военного дела? Например, постараться предугадать планы противника, опираясь на данные разведки и общий анализ обстановки? Сам Тухачевский в своих воспоминаниях откровенно признавался, что "не знал, где противник"! То есть, с разведкой в его войсках обстояло не просто плохо, а ОЧЕНЬ плохо. Поэтому контрудар Пилсудского под Варшавой явился для "гениального полководца" абсолютной неожиданностью. Кто в этом виноват, тоже "партия большевиков"?
    Про остальные ляпы не хочется даже говорить: жаль времени и нервов, если откровенно.

    • Валерий Хачатуров Мастер 16 июня 2019 в 07:05 отредактирован 16 июня 2019 в 07:07 Сообщить модератору

      Борис Борисов, учите историю. Глупая политика Николая 1 привела Россию к поражению в Крымской войне, глупая политика Николая 2 привела к поражению войны с Японией, глупая политика Сталина стала причиной поражения КА в первый период ВОВ, глупая политика КПСС заставила СССР ввязаться в войну в Афганистане. Так что глупо винить Тухачевского за глупости партии большевиков, которая мечтала о мировой революции.

    • Валерий Хачатуров Мастер 16 июня 2019 в 07:45 отредактирован 16 июня 2019 в 07:47 Сообщить модератору

      Борис Борисов, ( Дополнение к сказанному) Вспомним события недавнего прошлого, когда Павел Грачев пообещал взять Грозный за два часа. Опытный военный стал жертвой политиков, как некогда им стал Тухачевский.

      • Валерий Хачатуров, Вы сами не понимаете, как Вы здорово описали сходство двух военачальников. Именно так!
        Пашка-Мерседес и Тухачевский - два сапога-пара.
        И подонок Пашка, бросивший кучу танков на узкие улочки, предварительно сняв с них динамическую защиту - чтобы их из простого РПГ можно было зажечь, да сделал, как последний идиот, без пехотного прикрытия, хотя это - азы.
        И Тухачевский, заведший армию, без разведки, без подготовки, почти без фуража и боеприпасов под фланговые удары под Варшавой...
        И оставшиеся без нашего внимания Ельцин и Троцкий, самозваные командующие, нихрена в деле не понимающие.
        Ну, приравнивать Ельцина к Троцкому - перехлест, оба подонки, но Троцкий - суперподонок, а Ельцин - так, Борька-алкаш....

        Оценка статьи: 3