• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Почему падают самолеты?

Люди с давних времен мечтали научиться летать. Уже древние греки придумали миф об Икаре — как великий изобретатель и механик Дедал придумал крылья и научился летать, и как из-за собственной неосторожности в полете погиб его сын Икар. С тех пор многое изменилось…

Герберт Дрейпер, «Оплакивание Икара» (фрагмент), 1898 г. Фото: Общественное достояние

Сегодня ежедневно в тысячах пассажирских лайнеров из города в город летают сотни тысяч людей — и ведь все они рискуют погибнуть в авиакатастрофе. Велик ли риск?

Надо сказать, что риск этот не слишком велик, на автодорогах разбивается в разы больше людей. Но статистика — это одно, а когда в авиакатастрофе гибнут близкие нам люди, то взгляд на статистику сразу и сильно меняется.

Когда братья Райт совершали первые полеты, о судьбе Икара первые энтузиасты полетов даже не думали. Но в 1910 году произошла первая авиакатастрофа.

23 сентября 1910 года самолет капитана Мациевича, взлетевший на Комендантском аэродроме, развалился в воздухе. Капитан упал с высоты примерно 400 метров и разбился насмерть. Парашютов тогда еще не было.

Капитан Лев Макарович Мациевич — первая жертва авиакатастрофы в России
Капитан Лев Макарович Мациевич — первая жертва авиакатастрофы в России
Фото: Общественное достояние

Прошло время, для пилотов и летчиков-наблюдателей ношение парашютов, придуманных для них средств спасения, стало обязательным.

Но вместе с тем появился флот пассажирских самолетов. Если из пункта А в пункт Б на телеге, или в автомашине, или на поезде можно доехать за несколько дней или недель, а самолетом можно долететь всего за несколько часов, то люди часто выбирают полет на самолете. Вопреки опасности разбиться.

До Второй мировой войны лететь куда-то самолетом было экзотикой. Уже были регулярные рейсы между крупными городами в Европе, США или в СССР, но поездки поездом или на пароходе были более привычны.

Исторические фото, «Автофургон с рекламой Аэрофлота в Москве», 1950-е гг.
Исторические фото, «Автофургон с рекламой Аэрофлота в Москве», 1950-е гг.
Фото: Общественное достояние

В конце 1940-х, начале 1950-х годов появились самолеты, рассчитанные на 50 и более пассажиров, а в середине 1960-х начали летать Боинги-747, в которых было 500 и более пассажиров (известен случай, когда Б-747 вывез 1122 человека за один полет).

Тысячи и десятки тысяч самолетов летали из города в город, от одного континента на другой, перевозя в год миллионы пассажиров. При том, что каждый самолет — очень сложная машина. И очень уязвимая. Потому почти каждый год происходят авиакатастрофы и гибнут люди. Причинами этих катастроф являются или отказ техники, или человеческий фактор. Или их сочетание.

За многие десятилетия было сделано очень многое для обеспечения безопасности полетов, сегодня полететь куда-то на самолете намного безопаснее, чем, скажем, поехать туда же на машине. Но самолеты все равно продолжают падать. Почему?

Мне кажется, что за всеми авиакатастрофами так или иначе стоит обычное человеческое разгильдяйство.

Вот в 1956 году над Большим Каньоном столкнулись два самолета, Lockheed L-1049−54−80 Super Constellation компании Trans World Airlines (TWA) и Douglas DC-7 авиакомпании United Air Lines (UAL). Один из них летел в Канзас-Сити, а другой в Чикаго. Диспетчеры бережно проложили им обоим курс так, чтобы они не пересеклись в воздухе, назначили им разную высоту — на всякий случай, вдруг да пересекутся.

Мемориал жертвам катастрофы
Мемориал жертвам катастрофы
Фото: Chloe93, ru.wikipedia.org

А пассажиры обоих рейсов пожелали посмотреть на Гранд-Каньон. И пилоты обоих рейсов решили устроить этот аттракцион. Ведь в то время воздушный перелет был забавой для толстосумов, не выполнять их причуды для рядовых сотрудников компании могло оказаться… может быть, и не опасно, но лучше было выполнить пожелание пассажиров.

В итоге оба пилота нарушили дисциплину полетов, и не только курс, но и заданный каждому из них высотный эшелон. В итоге самолеты столкнулись, погибли все 70 человек на двух рейсах. По итогам расследования авиакатастрофы было принято решение строго следовать полетному плану и по курсу, и по высоте — не выполняя прихоти пассажиров.

Прошли годы и десятилетия, изменились самолеты, стали летать намного выше, быстрее, перевозя намного больше пассажиров. Изменилась работа пилотов — ее сильно облегчила автоматика, взявшая на себя большую часть работы пилота, если все в самолете работает правильно.

Но автоматика, увы, не всегда способна работать безотказно. И иногда после поломки автоматики пилоты просто не успевают понять, что именно произошло и как спасти самолет.

Почему падают самолеты?
Фото: WikiImages, pixabay.com

Появляются новые авиадвигатели, самолеты получают новую, более удобную авионику, при помощи которой управлять намного проще и удобнее. Но если в новых авиационных приборах оказался технический дефект? Как пилоты смогут управлять самолетом, если они привыкли во всем полагаться на управляющий компьютер?

И самолеты продолжают падать, убивая свои экипажи и пассажиров, разрушая все строения в месте своего падения.

Более того — создатели самолетов, уверившие в то, что самолеты их фирм, созданные много десятилетий назад, летают более чем надежно, начинают их улучшать, «оптимизируя» технологию самолетостроения. Ведь чем выше прибыль — тем лучше авиакомпании. И в итоге новые «супер-улучшенные» самолеты начинают просто падать, убивая своих пассажиров и экипаж.

Вот совсем недавно на слуху была история с новым Б-737. Сделали его в 1967 году, первый коммерческий полет он совершил в апреле 1968 года. С тех пор его стали эксплуатировать и модифицировать. Сейчас, по данным статистики, в воздухе постоянно находится около 1200 Б-737, они садятся и взлетают в среднем каждые 5 секунд.

Очень удачный самолет получился. Уже более 50 лет летает. Но раз за разом «улучшая» его с целью «оптимизации» расходов на постройку и эксплуатацию, инженеры фирмы «Боинг» уменьшали его запас надежности.

Boeing 737 MAX 8 SCAT Airlines
Boeing 737 MAX 8 SCAT Airlines
Фото: Sanator2240, ru.wikipedia.org

До тех пор, пока новейшие Б-737-МАХ не начали падать. Ибо новые двигатели, которые на них начали ставить, изменили центровку самолета, и он стал в некоторых ситуациях опасно задирать нос. Чтобы избежать этого неприятного эффекта, вместо серьезной работы по изменению самолета придумали задать компьютеру, который управляет им, новую функцию: если он «видит», что самолет задирает нос, программа заставляет его опустить.

Беда в том, что на самом деле компьютер ничего не видит. Он просто реагирует на информацию от датчиков. И если датчики неисправны… Значит, самолет обречен, компьютер загонит его в пике — и в землю.

Так разгильдяйство продолжает убивать людей и крушит самолеты. Что в 1956 году, что в наше время. Не знаю, бессмертна ли мафия. Но разгильдяйство — точно бессмертно.

Статья опубликована в выпуске 23.07.2020
Обновлено 27.08.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В ближайшем будущем авиацию подстерегает еще одна неприятность - в связи с "улучшением" законодательства, призванного защитить краснокнижные виды, людям, работающим с хищными птицами и охраняющим аэропорты от пернатых, будет сложно легализировать своих крылатых помощников.

    Оценка статьи: 5

  • Разгильдяйство, неумение думать о людях - вот и причины падений.

    Оценка статьи: 5

    • Я об этом, Магдалина Гросс, и писал.
      В "Расследованиях авиакатастроф" описано несколько катастроф произошедших из-за того, что в ночном полете (или при полете в трудных метеоусловиях) отключился автопилот, самолет начал падать - а пилоты даже не поняли, что происходит и как это исправить!!!(за те 2-3 минуты, что у них были, пока не стало слишком поздно)

      Оценка статьи: 5