Рекомендаций народных умельцев, как использовать их по иному назначению, очень мало. Поэтому, если вам не нужен в автомобиле музыкальный центр, а дома — метеостанция или пульт управления, то судьба морально устаревшего планшета незавидна — пылиться за ненадобностью на полке.
И все-таки есть довольно неожиданная сфера применения таких планшетов, позволяющая продлить им жизнь — предметная фотография и макросъемка. Ведь планшет можно использовать в качестве источника мягкого рассеянного света. И в некоторых случаях планшеты превосходят традиционные источники света.
С одним-двумя планшетами можно обустроить небольшую мобильную фотостудию в любом уголке квартиры. После фотосессии устаревший планшет отправится на хранение, современный же будет использован по своему прямому назначению.
Планшеты мобильны, они могут устанавливаться в любом месте, им не нужны вечно мешающие электрические провода. При работе с планшетами также не нужны защитные экраны и фильтры, рассеивающие свет. Огромное количество светящихся пикселей планшета на плоском экране излучает мягкий, равномерный свет. Практически бестеневой, что очень ценно в фотографии. А яркость экрана, как известно, на планшете легко регулируется.
Поэтому они с успехом заменят громоздкие фотобоксы и софтбоксы с их аксессуарами (стойки, студийные вспышки или мощные лампы).
В предметной фотографии обычно применяется классическая световая схема с использованием трех источников: основной рисующий свет, выравнивающий свет и подсветка фона.
- Рисующий свет расположен спереди, со стороны фотокамеры. И он — самый яркий. В качестве рисующего обычно используется боковой свет, поднятый выше освещаемого предмета. Эту роль может выполнить и вспышка, направленная в потолок.
- Фоновый свет применяется в случаях, когда необходимо осветить фон, подчеркнуть его фактуру и цвет и создать пространственную глубину снимка, отделяя снимаемый предмет от фона.
- Выравнивающий свет направлен на снимаемый предмет сбоку с двух сторон. Его задача — осветить теневые части предмета и подсветить тени, неизбежно возникающие от рисующего света, сделать их менее глубокими, малозаметными.
Вот в этом качестве в статичной схеме освещения и можно использовать планшеты, установив их как можно ближе к предмету и перпендикулярно камере:
А общая схема статичного освещения двумя планшетами и вспышкой будет такова:
Наличие у планшетов чехлов-обложек намного упростит процесс их вертикальной установки. Вкупе с обычной винной пробкой и надфилем они с успехом заменят специальные подставки:
А что, если в вашем распоряжении только один планшет, как применить его в качестве освещения?
В этом случае можно прибегнуть к эффективному динамичному освещению предмета, применив способ, напоминающий технику «light painting — светопись»: установить на камере длинную выдержку и планшетом в руке равномерно осветить снимаемый предмет. Чтобы исключить влияние других источников света, съемку желательно осуществлять в темноте.
Как и при статичном освещении, значение диафрагмы следует выбирать в диапазоне, обеспечивающем необходимую глубину резкости — F/8-F/11. Выбор минимального значения светочувствительности ISO поможет минимизировать шумы на фото, неизбежные на длинных выдержках. Также желательно использовать функцию «Подавление шума», если таковая имеется у фотокамеры.
Примерная схема динамичного освещения выглядит так:
Естественно, что все манипуляции с планшетом, схематично отображенные на минутном видео, надо выполнить в течение немногих секунд. Но при определенной сноровке сделать это нетрудно.
Для регулировки яркости экрана можно установить находящуюся в свободном доступе в AppStore утилиту Screen Light Color для iPad. А для планшетов на Android скачать с Google Play аналогичное приложение Color Screen Light.
Эти приложения позволяют не только регулировать яркость экрана, но и придавать ему то или иное цветовое излучение. Во многих случаях цветная подсветка фона или снимаемого предмета делает фото более эффектным:
Как видите, использование планшетов в предметной фотографии не только возможно, но и очень удобно. Несколько необычно выглядит съемка при динамичном освещении. Здесь фотограф буквально рисует будущее фото, определяет, с какой стороны ярче высветить снимаемый объект, какие тени убрать, как подсветить или, наоборот, затемнить фон,
Спасибо на добром слове, Леонид.