• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ашот Гарегинян Профессионал

Каким бывает спам и что с ним делать?

Слова сопровождают человека всю его жизнь. Он меняется — меняется и характеризующий его лексикон. Впрочем, речь здесь даже не об отдельных человеках, а о широких людских массах. Нет, за всех сразу, конечно, не скажу: промышляющий в Тайванском проливе ловец трепангов вряд ли мыслит и высказывается точно так же, как упертый байкер из Долгопрудного или, скажем, любавичский ребе с окраины Хайфы. Тем не менее, человечество с разной степенью результативности осваивает новые понятия, неизбежно входящие в нашу повседневность. Такие, как, например, спам.

Сегодня только ленивый не разражается проклятиями в адрес этого электронного бедствия, вламывающегося в компьютерные сети повсеместно — от Шпицбергена до самой до Канберры. Невзирая на национальную принадлежность, социальное положение и политические пристрастия пользователей. Никто уже, пожалуй, и не вспомнит, что первоначально упругое словечко «спам» носило вполне нейтральный характер. Причем было напрямую связано с пропитанием. Spam — комбинация слов SPices (специи) + hAM (ветчина) — таков был товарный знак мясной гастрономии производства компании «Хормел фудс» (Hormel Foods Corporation). Мясные консервы с этим товарным знаком появились семьдесят лет назад — в 1937 году и во время второй мировой войны стали одним из основных продуктов питания солдат американской армии. Однако ныне спам характеризует не консервированное мясо. В компьютерном сленге это слово приобрело иное значение — «практически бесполезная информация, принудительно рассылаемая электронным абонентам». Тоже, в общем-то, фарш, но несъедобный и вредный.

Кучи такого фарша, усердно рассылаемые спамерами, загромождают наши почтовые ящики. Естественно, этот процесс вызывает у пользователей бурю далеко не положительных эмоций. Тем не менее, такие рассылки давно превратились в доходный бизнес. И рано или поздно любой пользователь начинает выуживать из своей почты всякие разные суперпредложения.

Автор свидетельствует это на собственном опыте. Дня не проходит, чтобы в моих почтовых ящиках не появлялось нечто подобное. К примеру, некий Энрике Родригес предлагает часы «под Rolex», обещая 25%-ную скидку при покупке двух и более часов. Иван Викентьевич рассчитывает заинтересовать меня возможностью приобрести диплом или аттестат любого российского вуза или техникума (прейскурант прилагается). Эрика Рудольф убеждена, что мне не прожить без виагры. Отправитель, скромно подписавшийся «Убийца аппетита», рекомендует чудо-препарат для похудения. А Мубариз Зейналов призывает воспользоваться услугами агентства недвижимости «Биг Сити Лайт», которое предлагает в аренду квартиры и комнаты в Москве. И так далее, в таком, значит, разрезе…

Если подобная муть приходит вам не чаще одного-двух раз в месяц, можно просто удалять ее из почтового ящика. Однако, когда спама становится много, с ним хочется как-то бороться. При этом в большинстве случаев не рекомендуется поддаваться на содержащееся в спамерском письме предложение «нажмите на эту ссылку, чтобы перестать получать сообщения»: вполне возможно, что после этого вы станете получать не меньше, а даже больше спама, поскольку своим действием покажете спамеру, что ваш почтовый ящик действует и вы читаете письма. По той же причине и отвечать спамеру не надо.

Рискну предположить, что большинство пользователей с ненавистью удаляют мусорную почту. Однако, судя по всему, есть и те, кто читает «деловые предложения». Ведь, если бы не было потребителей, спам давно исчез бы как класс. Провайдеры и пользователи постоянно кумекают над тем, как не пропустить спамерские письма в почтовый ящик. Спамеры изобретают новые хитрости, чтобы пройти сквозь стену, антиспамеры — отыскивают щели и заделывают их.

 — Ни в коем случае не следует открывать ссылки, приводимые в спамовских посланиях: вполне вероятно, что вы нарветесь на вирус, — предостерегает директор информационного агентства «Ноян тапан» Тигран Арутюнян. — Или, сами того не ведая, откроете какую-то программу и станете ее абонентом. А потом с вас начнут требовать деньги за какие-то услуги. В любом случае, лавина спама забивает ваш почтовый ящик. Поэтому надо по возможности регулярно проводить его «инвентаризацию».

Как правило, такие послания не содержат личного обращения, зато имеют захватывающие заголовки, к примеру — «Мы предлагаем реальный заработок» или «Обратитесь к нам — и вы не пожалеете!!!». Сегодня растут шансы поймать потенциального потребителя через Интернет. Поэтому спам растет как на дрожжах. Разносчики виртуальной рекламы, закусив удила, рвутся вперед.

До недавнего времени такая реклама не становилась предметом сколько-нибудь серьезных исследований. Надо полагать, мало кому охота копаться в электронном мусоре. Однако вселенский характер, который приобрели рекламные рассылки, заставил-таки преодолеть предрассудки. И вот недавно немецкие ученые Беата Шмюкле и Тобиас Хи опубликовали лингвистическое исследование спама как рекламного явления (B.Schmuckle, T. Chi: «Spam: Linguistische Untersuchung einer Neuen Werbeform»). Предметом их наблюдения стали тексты спамовок. Шмюкле и Хи дифференцировали эти тексты по трем категориям: личные, псевдоличные и безличные. Первая группа характеризуется маскировкой рекламы под обычное письмо. Здесь, как правило, есть приветствия, тон сообщений — непринужденный (порой даже с оттенком игривости). Тем самым получателя пытаются убедить в том, что данное сообщение не является рекламой. Но при этом сообщения составлены так небрежно, что на них вряд ли «купится» даже самый малоопытный пользователь.

С псевдоличными уже посложнее. Такие сообщения конструкционно и стилистически часто очень напоминают традиционную рекламу. Но тут спамера подводят попытки величать получателя по имени. То есть, логин используется как обращение. В результате получается нечто вроде «Здравствуйте, Drdodo». И желанная цель, думается, остается малодостижимой.

Что касается безличных писем, то к таковым причисляются сообщения, написанные в форме традиционных пресс-релизов, а также графический спам. Те, кто конструирует «рулонные» длинные повествования о конференциях или семинарах, явно не дают себе труда подумать над тем, как получатель будет воспринимать эту информацию. А графический же спам можно, пожалуй, охарактеризовать как вынужденный трюк для того, чтобы в очередной раз пробить фильтры.

Как бы то ни было, пользователям сети приходится терпеть потоки спамовок. Возможно, спам не является прямым мошенничеством: в некоторых случаях рассылаемая реклама может вполне соответствовать действительности. Но все-таки спамер «ворует» ваше внимание, время, а часто и непосредственно деньги — если доступ в Интернет у вас платный. Правда, пока что-то не приходилось слышать о судебных процессах, ответчиками в которых выступали бы спамеры. Неподсудное это пока деяние — спамерство. Но неприличное. Так что очень желательно, чтобы сие почаще вспоминали те, кому не терпится осчастливить нас «уникальными предложениями».

Статья опубликована в выпуске 25.02.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: