• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Что можно сделать из старого катушечного стереомагнитофона?

Не спешите думать, что таких не осталось… К счастью, остались, и не только у коллекционеров. Самая «хрупкая», с точки зрения надежности, часть катушечных магнитофонов — механическая, лентопротяжный механизм, сокращенно ЛПМ. Все остальные части, включая усилители звуковой частоты, выходят из строя намного реже, ибо не имеют механических частей. Это позволяет найти применение «старичкам» и сегодня.

Часто в самостоятельном музыкальном творчестве бывает важным получить эффект реверберации (эхо-эффект), но делать специальную конструкцию затруднительно, часто нет времени и необходимых радиоэлементов. Тогда берется катушечный магнитофон со сквозным каналом, к примеру, Орбита-106С. Затем несложные манипуляции, приводящие к потрясающему (!) эхо-эффекту. Части музыкальной композиции, в том числе отдельные части слов, повторяются то в правом, то в левом канале. Как это сделать?

Соединительный звуковой кабель с разъема стереотелефонов (с обозначением XS6) подключают к универсальному входу (XS3); причем для увеличения времени реверберации в 2 раза на одном из штекеров соединительного кабеля с помощью паяльника меняют местами выводы 3 и 5 (перекидывают местами стереоканалы).

Включением режима «Вход трансляционной линии» на передней панели катушечного стереомагнитофона время реверберации можно уменьшить в 2 раза. И еще в 2 раза — переводом работы ЛПМ на скорость 19,05 см/с; для этого лентопротяжный механизм должен быть исправен.

Если один канал отключить вовсе и перевести магнитофон на скорость 9,53 см/с, создается интересный эффект повтора целых слов. Для этого эксперимента используется электретный микрофон МКЭ-9А, предварительно включенный в разъем микрофонного входа.

Качественная сторона звуковоспроизведения с реверберацией зависит от положения регуляторов магнитофона: так регуляторы тембра определяют частотную полосу повторяемого сигнала, уровень записи — усиление сигнала, громкость — количество фиксируемых повторений. Используя различные сочетания положения регуляторов (на обоих стереоканалах положения регуляторов может быть различным), можно добиться весьма интересного эффекта, когда звук повторяется поочередно — то в правом, то в левом канале.

И еще много-много интересных эффектов можно получить из такого «старичка», на что (воспроизводство эффектов) сегодня потребуются специализированные и подчас дорогостоящие электронные устройства.

К примеру, стереомагнитофон и стереомагнитофон-приставка различаются тем, что у последнего отсутствует мощный усилитель низкой частоты с выводом на акустические системы (стереоколонки). Но предварительный высококачественный усилитель, с выхода которого можно подавать сигнал на эквалайзер или отдельный усилитель, есть у каждой подобной модели.

Первая цифра в обозначении марки катушечного стереомагнитофона обозначает класс; самый высший имеет начальную цифру «0». Буква «С» в конце маркировки обозначает «стерео». Так старые катушечные стереомагнитофоны и сегодня можно применять минимум как мощные усилители, а максимум как устройства с оригинальными звуковыми эффектами. Качество же звука в исправных, но старых отечественных катушечных стереомагнитофонах высшего и первого класса не уступает современным «китайским» домашним кинотеатрам.

«Катушечники» и сегодня могут приносить пользу.

Статья опубликована в выпуске 2.02.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Николай Лаврентьев Читатель 2 февраля 2011 в 21:52 отредактирован 2 февраля 2011 в 21:54 Сообщить модератору

    Андрей Кашкаров, статью открыл скорее случайно. Так сказать, по старой памяти ( в своё время немало времени просидел, занимаясь занимательной модернизацией и усовершенствованием катушечных магнитофонов, но их время прошло).

    Статью обсуждать даже не возьмусь. И оценивать тоже. Хотя, на мой взгляд, больше, чем на тройку она не тянет. Поэтому ставлю её высший балл.

    Единственную поправку только сделаю: ЛПМ всегда назывался лентопротяжным механизмом, а не лентопротяжечным. А экранированный провод никогда не назывался "экраном".

    Оценка статьи: 3

    • Николай Лаврентьев, экранированный провод ВСЕГДА у нас назывался "экраном" (производное от - экранированный, да, это сленг, возможно, не распространненный на все тусовки и дома, где "кто-то кое где у нас порой" на коленке мажет паяльником). Сегодня кого не спроси - все радиолюбители, что, впрочем, вполне соответствует и этому слову. Что до ЛПМ, то, не смотря на сленг, Википедия действительно дает ваше трактование, как верное. Благодарю за подсказку.
      А уж как вы статью открыли, прокомментировали, я умываю руки. Редакторы и поставили опцию для того, чтобы некоторые ходили, комментировали и ставили оценки в свое удовольствие. Общение, понимаешь... по мне хоть -3 поставьте, верите, нет... Она не для этого писана.

      Оценка статьи: 5

      • Андрей Кашкаров,
        экранированный провод ВСЕГДА у нас назывался "экраном"

        «У вас», это у кого? У профессионалов «экраном» называется металлическая оплётка провода или кабеля (если он коаксиальный), служащая для защиты внутреннего проводника от внешних наводок.

        Сегодня кого не спроси - все радиолюбители

        Статус легко проверить по диплому.

        Википедия действительно дает ваше трактование.

        Это не моё «трактование», а общепризнанное профессиональное, используемое в практике много десятков лет. Википедия же появилась относительно недавно, т.е. намного позже термина ЛПМ.

        Редакторы и поставили опцию для того, чтобы некоторые ходили, комментировали и ставили оценки в свое удовольствие.

        Уже начинаю жалеть, что воспользовался этой опцией.

        Оценка статьи: 3

  • Олег Антонов Аксакал 6 февраля 2011 в 18:31 отредактирован 6 февраля 2011 в 18:52 Сообщить модератору

    Устарело лет на пятнадцать минимум.
    Часто в самостоятельном музыкальном творчестве бывает...
    Сечас все самостоятельное музыкальное творчество строится на основе ПК. Который прекрасно поможет получить реверберацию и "еще много-много интересных эффектов" с гораздо более управляемыми и предсказуемыми параметрами. Без привлечения древнего ящика в полкубометра объемом.
    Кстати, из вступления статьи вроде как выходит, что ЛПМ может быть неисправным? Спешу вас разочаровать, для такого применения ЛПМ как раз должен быть исправен, так как задержка сигнала обеспечивается именно одновременной записью на ленту и воспроизведением с ленты двумя сдвинутыми относительно друг друга головками. Именно для этого нужен сквозной канал - отдельные усилители записи и воспроизведения. Во многих катушечных и практически во всех кассетных эти усилители частично совмещены и там это работать не будет.
    Сдается мне, что все это - отголоски прочитанной вами статьи из радиолюбительского журнала 80-х годов без какого-либо понимания существа вопроса.

    Оценка статьи: 3

    • Олег Антонов, да...
      Еще раз о названии статьи, даже не поленюсь. "Что можно сделать из старого катушечного магнитофона?. Знаковое слово - "что". Далее написано, что именно можно сделать, а можно... и не делать. "Устарело лет на 15". Устарело... не более чем - как и сами катушечные магнитофоны, кстати в качестве примере приведен именно Орбита-106С, имеющий даже не один сквозной канал. ПК - осилит и большее - об этом написано в первом комментарии. ЛПМ - написано в статье - должен быть исправен - в чем здесь противоречие?
      Орбита 106С заметно менее по объему, чем указываемые вами полкубометра.
      "Во многих катушечных и практически во всех кассетных эти усилители частично совмещены и там это работать не будет". Да, в некоторых, особенно 2-го класса катушечных и почти во всех кассетных - не будет. И что из этого?

      Оценка статьи: 5

  • Андрей Кашкаров, про ,экран, очень сомнительно

  • Обычный ПК разве это не осилит? Проще и с несопоставимым качеством.

  • Статья имеет совершенно конкретное название, что и отражает ее суть. Желательно прочитать все же ее прямо с названия, и не выискивать в ней микрофонов типа МД201 или МД-68 ("не ищи Джавдета в Сухом ручье, Саид, его там нет") их там тоже нет. Что можно сделать, если имеешь сам "катушечник", а также пленку и желание - благое и непринужденное? То и написано. А уж будет ли Саид это делать или даст почву для новых комментариев, ибо, ибо, самому лучше и точнее написать, видимо, трудно, тут уж дело хозяйское. Для этого и создана ситуация обсуждения: один пишет, другой читает и... выискивает. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Кашкаров, ну все в кучу и ревербератор и класс магнитофонов, и разница между магнитофоном и приставкой.
    Андрей, соединительный провод - это провод, а "экран",это металлическая оплетка этого провода. Если сам провод и называют где нибудь экраном, то только в вашей тусовке. Для создания эффекта реверберации необходима пленка. Где вы ее сейчас возьмете? Ну и о каком качестве можно говорить, если применить микрофон МК-68? Даже МД201 не поможет, т.к. все магнитофонные микрофоны предназначались для записи речи в быту, и поэтому частотный диапазон и коэффициент шума у них очень низкие.

    Оценка статьи: 2