• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Скорость на рельсах, или Что такое поезд-экспресс?

В статье начала века из энциклопедии Брокгауза и Ефрона про железную дорогу и скорости на ней экспрессами называли «поезда, едущие со скоростью до 60 км/час, или более того». Скорости экспрессов начала века в наше время не соответствуют даже скоростям медлительных грузовых поездов. А в те времена, сравнивая эти скорости не с… автомобилем, а с телегой, запряженной лошадьми, получалось, что и впрямь — экспресс.

Petronilo G. Dangoy Jr. Shutterstock.com

Рекордные скорости на короткой мерной дистанции паровозы начали давать уже через пару десятилетий, в Америке скорость под 200 км/час паровоз дал еще в конце XIX века. Но между мерной дистанцией для рекордов и скоростью, с которой ездят рейсовые поезда — дистанции огромного размера.

Ведь что такое железная дорога? Как в детской считалке — «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…». А когда скорый поезд проносился по рельсам с чудовищной по тем временам скоростью 75 км/час, после этого все обходчики спешили — надо было до следующего поезда укрепить рельсы, забив поглубже в шпалы костыли, расшатавшиеся от нагрузок, возникавших в момент прохода курьерского поезда.

Поезда первой половины ХХ века были ограничены в скоростях не только из-за малой мощности тогдашних паровозов, но и из-за ограничений, накладываемых устройством железной дороги. В том числе — наличия некоторых неровностей на путях и деревянных шпал, которые со временем могли погнить, а кроме того, по прошествии некоторого времени и некоторого количества прошедших по ним поездов, нуждались вначале в дозабивке костылей, укрепляющих рельсы (в течение нескольких дней проходившие поезда могли ослабить крепление рельсов), а впоследствии — и в замене самих шпал, разрушенных костылями.

Изобретение бетонных шпал позволило сделать осмотры рельсового хозяйства значительно менее регулярными. К тому же, позволило увеличить скоростной режим. Но самое главное — рост культуры строительства, позволивший сооружать насыпь железной дороги, а на ней рельсовые пути с прочностью и точностью, позволявшими поездам развивать значительно более высокие скорости, чем на дорогах 50 лет назад с деревянными шпалами, и гораздо меньшими требованиями к гладкости пути.

В развитых странах Европы и Японии очень сильно развита сеть скоростных железных дорог. А недавно, сделав рекордный прорыв, к ним присоединился и Китай.

Во Франции — система TGV (с французского «скоростной поезд»), трассы которой объединяют города северо-востока Франции с городами юга, запада и с несколькими городами Швейцарии. Сеть TGV также связана с поездами Талис (Бенилюкс-Германия) и с английским Интерсити. Скорость — до 320 км/час по специальному пути и до 200 км/час по обычным путям. Первые поезда пошли в 1981 году. Поезда ходят по специально созданному для них пути.

В Англии система Интерсити-Экспресс соединяет все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса. Скорость — до 225 км/час. Эксплуатация была начата в 1950 году. Поезда ходят по общим с остальными поездами путям.

Система «Талис» (Thalys) соединяет Париж с Брюсселем, Кёльном и Амстердамом. Поезда ходят как по обычным путям, так и по сверхскоростным, сделанным специально для них. Движение было открыто в 1996 году. Максимальная скорость — до 300 км/час.

В Японии экспресс «Синкансен"("новая магистраль») был введен в эксплуатацию еще в 60-е годы. Максимальная скорость — до 300 км/час. Ширина путей отлична от принятой в Японии, так что ходить сверхскоростные поезда могут только по сделанным специально для них путям. Построены и эксплуатируются шесть линий между крупнейшими городами Японии: Токио, Осака, Хаката, Хатинохэ, Омия, Ниигата, Такасаки, Нагано, Яцусиро и Кагосима. Вначале планировались как пассажирские, так и грузовые перевозки, но вскоре остались только пассажирские перевозки.

В Америке огромная сеть железных дорог. Вдоль восточного побережья между городами Вашингтон, Балтимор, Филадельфию, Нью Йорк и Бостон курсирует «Асела экспресс». Эти поезда курсируют по специальной скоростной магистрали общей длиной 735 км. Максимальная скорость 241 км/час, а средняя — около 110 км/час (в разных поездах разнится в зависимости от количества остановок).

В России между Москвой и Санкт-Петербургом и между Москвой и Нижним Новгородом ходят «Сапсаны». Ходят по обычным путям, поэтому скорость ограничена 250 км/час. Перевозки пассажиров на этих трассах оказались весьма выгодны, железные дороги тут отобрали кучу пассажиров у Аэрофлота, ибо при сравнимых ценах доехать оказалось быстрее, чем долететь (с учетом регистрации, доехать до аэропорта, приехать от аэропорта и т. п.).

А в Китае построили суперновую супержелезную супердорогу: Маглев — от слов magnetic levitation (вроде как «магнитоплан»). Поезда курсируют от конечной станции метро города Шанхая до аэропорта Шанхая. Скорость — до 431 км/час. Дорога постепенно достраивается. Скоро ее длина может достигнуть 175 км.

Вот только можно ли назвать это железной дорогой, если собственно от дороги остались только поезда, а вместо самой железной дороги поезд опирается на магнитное поле, и на этой опоре летит над самим полотном, что и позволяет развить такую скорость?

Статья опубликована в выпуске 7.08.2013
Обновлено 27.04.2016

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Скоростные - здорово, только очень много критики по Сапсанам: высокая цена, обычные пригородные электрички отменены за час до и после его прохождения плюс переезды через пути (местные автобусы) тоже - местному населению очень неудобно. Всего три остановки - а как же остальные пункты (это по поводу использования тех же путей, что и для обычных поездов)? Цена соизмерима с самолетной. А опыт эксплуатации украинских Хюндаев - это уже анекдоты. Лично мне при поездке в Москву/Киев лучше вечером выехать и рано утром быть уже на месте. Да еще почти в полтора раза дешевле на обычном фирменном поезде, чем на скоростном.
    С другой стороны упор сместился - если, как вы писали, составы были нужны для промышленности, то теперь - перевозят людей в то время как для людей уже есть альтернатива - самолеты/поезда, а для промышленности альтернативы нет. Короче "что такое хорошо и что такое плохо" и "кому хорошо" сейчас не настолько очевидно.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, у меня дача после Малой Вишеры. Так что знаю не по наслышке - да, множество Сапсанов заставляет переносить электрички.
      Но все же их число постоянно увеличивают - и, как мне кажется, пустыми они не ходят. Цена - великовата, да, но и авиабилет - не дешевле. А тут - за то же время от центра до центра.
      А товарняки - как трюхали со скоростью курьерского начала прошлого века - так и трюхают.

      Со временем, наверное, будут говорить, что, мол товарняки едут всего 200км/ч - скорости прошлого века, то ли дело экспрессы с их... (намного больше) км/ч.

    • Юрий Лях, и правильно, что три остановки! Это же спецлиния - из мегаполиса в мегаполис. Я прямо обзавидовалась. На Украине я часто курсировала между двумя крупными городами - южным и западным. Названные в статье экспрессы пролетели бы эти 738 км часика за три - четыре. А украинский тихоход тащится и поныне чуть не сутки. Каждые полчаса останавливается.

  • Забыли итальянский Eurostar(ETR)

  • И немецкий Intercity-Express (ICE)

  • Я помню сериал про огромный поезд из двухэтажных вагонов со всеми удобствами, который всё мчался без остановки. И ещё Галактический Экспресс 999 вспоминается. А также рассказ Киплинга "007" и некоторые произведения Жюля Верна и Артура Конана Дойла.