• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Какие бывают программы?

Часто бывая на сайтах с софтом, встречаешь такие надписи — shareware, freeware, demo, adware и другие. Что они означают? Все эти надписи указывают на тип распространения программы.

Freeware — это свободно распространяемые программы, за использование которых не нужно платить, благодаря чему «freeware» стало синонимом слова «бесплатно». Как это ни странно, сегодня, когда продажа программ является прибыльным бизнесом, число сторонников freeware даже среди серьёзных компаний не уменьшается. Браузер Microsoft Internet Explorer, программа общения ICQ — всё это примеры популярных бесплатных продуктов.

Shareware — «попробуй, прежде чем купить». Программа, которая распространяется как shareware, представляется потребителям бесплатно — пользователь платит только за время загрузки файлов по интернету или за носитель (CD или DVD). В течение определённого срока, обычно это тридцать дней, он может пользоваться программой, тестировать её, осваивать её возможности.

То есть, вам предоставляется возможность убедиться в том, что программа надёжно работает в установленной на компьютере операционной системе, не конфликтует с «железом», например, традиционно «капризными» драйверами видеокарты и звуковой платы, и удостовериться, что заявленные разработчиком функции действительно присутствуют и работают без ошибок. И если после этого срока пользователь решит продолжить использование программы, он должен зарегистрироваться, заплатив автору определённую сумму. В противном случае пользователь обязан прекратить использование программы и удалить её со своего компьютера. Не случайно в последнее время всё больше крупных компаний (среди них — корпорация Microsoft, Symantec, Adobe), ранее распространявшие свои продукты только в «коробочных» вариантах, которые можно было приобрести в компьютерных магазинах, выпускают shareware-версии с ограничением по времени работы.

Demo — демонстрационные программы, имеющие ограниченный набор функций, они предназначены для ознакомления покупателя с продуктом, а иногда это просто видеоролики, похожие на презентацию программы. Предназначены они для ознакомительных целей: если пользователю программа понравится, он может произвести оплату и получить полную версию продукта. Наиболее широко распространена практика применения demo-версий в играх: почти каждая новая игра выходит одновременно в виде полной версии и в виде варианта, включающего в себя несколько начальных уровней, который можно бесплатно скачать через Интернет.

Public domain software — как и freeware, public domain программы также распространяются бесплатно. Однако в отличие от freeware, где автор программы сохраняет все права на неё, разработчик public domain отказывается от всех авторских прав на соответствующую программу: такие программы распространяются вместе с исходными текстами и любой желающий может вносить в программу свои изменения и создавать на её основе новые программы. К сожалению, тип public domain software не оправдал себя. Основная цель Public Domain — свободное распространение программ без всяких ограничений — вскоре потеряла свое значение. Каждый мог взять исходные тексты программы, слегка модифицировать их, а затем распространять эту программу как собственную на коммерческой основе. Автор исходной программы, отказавшись от авторских прав на неё, не имел никакой возможности защитить своё творение. И для того чтобы восстановить справедливость, появился тип Open Source (открытый исходный код). Авторы должны распространять свой продукт вместе с исходниками. Open Source — это требование к лицензии на программный продукт, которая называется The Open Source Definition (OSD).

Adware — это тип программ, которые во время своей работы демонстрирует пользователю рекламу в виде графических баннеров и при каждом клике на неё разработчик получает денежные отчисления от рекламодателей. Adware сочетает в себе черты freeware и shareware, т.к. пользователь может использовать программу бесплатно и не обязан её регистрировать. Хотя у пользователя есть стимул зарегистрировать программу, т.к. после регистрации показ рекламы отключается.

Так как загрузка новых рекламных баннеров осуществляется по интернету, то adware — это в основном такие программы, для работы которых требуется соединение с интернетом — например, браузеры, download-менеджеры, программы дозвона или ускорения соединения.

Перечисленные выше типы программ являются наиболее популярными среди разработчиков. Однако существуют и другие, менее популярные категории программ, о которых нельзя не упомянуть.

Donationware — эти программы распространяются бесплатно, и их регистрации не требуется, однако разработчик программы в документации указывает, что если пользователю программа нравится, то он может (именно может, а не обязан) выслать автору небольшое вознаграждение. Размер вознаграждения либо определён чётко, либо оставлен на усмотрение пользователя — «кто сколько может».

Homepageware — эти программы напоминают adware. Пользователь не обязан оплачивать регистрацию, но незарегистрированная копия программы при каждом запуске автоматически меняет начальную страницу установленного в системе браузера на домашнюю страницу программы. Homepageware не очень распространено, видимо, потому, что такое варварское обращение с пользовательскими настройками очень раздражает. Кроме того, такая программа сегодня, во времена скандалов, связанных с нарушением приватности и распространением «троянских коней», вызывает подозрение — не производит ли она какие-либо другие более вредоносные действия?

Postcardware, Cardware, Careware — экзотические способы распространения программ, при котором автор просит пользователей зарегистрироваться, прислав ему почтовую открытку или отгадав простенькую загадку. А бывает и такое, что в лицензионном соглашении к программе сказано, что пользователь должен на час, день или неделю перестать жаловаться на жизнь и сказать кому-нибудь слова одобрения!

Статья опубликована в выпуске 12.07.2007

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: