• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вячеслав Гринин Дебютант

Как научиться изобретать, или Что такое ТРИЗ?

Не более двухсот лет человечество знакомо с такими изобретениями, как пароход и железная дорога. Чуть больше ста лет назад было изобретено радио. И лишь в последние 40−50 лет начался бурный рост количества всевозможных изобретений. Это и искусственные спутники Земли, и компьютеры, и атомная энергия, видеомагнитофоны и CD-проигрыватели. Весь список изобретений и открытий, сформировавших облик жизни современного человека, занял бы десятки страниц!

Существует мнение, что сейчас сложно что-то изобрести… Это верно лишь отчасти. Просто потенциальные изобретения сейчас стали более наукоёмкими, практически недоступными обычному человеку, пусть даже и с высшим образованием.

Однако если не замахиваться на глобальные изобретения, а довольствоваться малым, то и в повседневной жизни можно найти место изобретению, пусть и небольшому. Например, разве не является изобретением специальный шарнирный механизм подвески евроокон, позволяющий открывать окно не только относительно вертикальной оси (как обычное окно), но и относительно горизонтальной оси, когда окно немного откидывается вниз, давая воздуху свободный доступ внутрь помещения и защищая помещение от дождя и проникновения посторонних людей? Разве не изобретение, например, разводной ключ?

Глядя на многие инженерные решения вокруг себя, думаешь: «Разве я не смог бы придумать это?». Но когда дело доходит до реальных задач, мозг наш начинает работать по стандартной схеме поиска решений по аналогии с уже существующими решениями или методом проб и ошибок.

Наверняка Вы слышали имя всемирно известного изобретателя Томаса Алвы Эдисона. Нельзя отрицать его огромный вклад в мировую копилку изобретений! В числе его достижений: усовершенствование телефона, изобретение фонографа, лампа накаливания, изобретение электрических патрона, счетчика и выключателя, электрификация железной дороги и многие другие изобретения и усовершенствования. Всего более тысячи изобретений!

Пример его работы — изобретение лампы накаливания. Взяв за основу лампу Лодыгина (угольные стержни в вакууме), Эдисон в 1878 году приступил к решению этой задачи. Он перебрал более 6000 материалов для изготовления нити лампы. Цель его состояла в том, чтобы найти наиболее долговечный материал, да к тому же такой, который не требовал бы создания вакуума в колбе лампы. Да, он нашел решение, но на это потребовались несколько лет работы по перебору многих тысяч различных материалов. Это был чистый метод проб и ошибок, который при терпении и усидчивости давал хорошие результаты. Главным изобретением Эдисона, однако, является изобретение научно-исследовательских институтов. При изобретении щелочного аккумулятора Эдисон догадался 50000 проб разделить на 1000 сотрудников, каждый из которых должен был перебрать всего 50 вариантов.

Но что делать, если под рукой у Вас нет этой тысячи сотрудников? Есть только один человек и одна задача. Возьмем пример из жизни. Все мы пользуемся утюгами, у кого-то утюг современный — с хорошим терморегулятором и с паром, а у кого-то обычный советский утюг. Каким бы ни был Ваш утюг, у Вас может возникнуть такая ситуация: Вы ушли на работу, и спустя полчаса Вас начинают терзать смутные сомнения, перерастающие в панику — выключен ли утюг? Хорошо, если дома остались дети, им можно позвонить и попросить выключить утюг. А если дома никого нет? Как избавить себя от тревоги по поводу не выключенного утюга? Давайте попробуем на этом примере рассмотреть пример использования замечательного изобретения Генриха Сауловича Альтшуллера — Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Обобщив результаты скрупулезного анализа тысяч изобретений из патентного фонда, Г. Альтшуллер сделал потрясающий вывод, что все существующие изобретения можно свести к использованию ряда общих приемов и методов. Изучив эти методы, обладатель инженерного образования, умеющий пользоваться библиотекой и интернетом, получает хороший шанс стать изобретателем и даже зарабатывать на этом деньги.

По сути своей, ТРИЗ представляет собой набор алгоритмов и большой (но ограниченный) список различных изобретательских приемов.

В общем случае решение задачи распадается на четыре этапа.
1. Диагностика. Исследование задачи и определение недостатков, которые следует устранить.
2. Редукция. Составление модели противоречия, конфликта.
3. Трансформация. Выбор метода решения задачи и ее непосредственное решение.
4. Верификация. Проверка решения задачи на правильность и оптимальность.

В случае с утюгом:
1. Нужно снизить риск возникновения пожара от утюга.
2. Находим противоречие. Утюг должен быть включен, чтобы им можно было пользоваться по назначению, и утюг должен быть выключен, чтобы избежать возникновения пожара.
3. Необходимо разрешить противоречие, полученное на третьем шаге. Для этого можно разделить требования во времени. То есть, утюг включен, когда им гладят. И утюг выключен, когда им не гладят. И пусть вся эта схема выглядит немного смешно и банально. Просто пример такой обыденный. При решении более сложных задач с помощью ТРИЗ будет уже не до смеха. Я как инженер могу предложить встроить в схему утюга реле времени, которое через 10 минут после включения утюга насильно выключает его, и простейший датчик, который снова запускает реле времени при любой встряске утюга. Здесь мы использовали метод «введения обратной связи».
4. Таким образом, мы получили решение, достаточно сложное в техническом плане, однако позволяющее справиться с поставленной задачей. Данное решение предполагает изменение конструкции утюга на заводе-изготовителе и является дорогим решением.

Где-то прочитал полуанекдотическую ситуацию о том, как один хороший психолог избавил женщину от постоянной тревоги за невыключенный утюг. Он порекомендовал ей брать утюг с собой, когда она идет на работу! Тогда, стоит только тревоге появиться в душе, можно заглянуть в сумку и увидеть выключенный утюг. Гениально!

Вообще, очень сложно в двух словах объяснить, что такое ТРИЗ. Если Вы заинтересовались этим вопросом, просто наберите в любой поисковой системе слово «ТРИЗ» и наслаждайтесь! Успехов Вам в решении повседневных изобретательских задач.

Статья опубликована в выпуске 21.08.2006
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: