• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Чьими именами названы цвета?

Как известно, любой из цветов, которые только можно увидеть на экранах наших компьютеров и гаджетов, описывается всего тремя числами, представляющими интенсивность красной, зеленой и синей составляющих в данной точке экрана. Простой подсчет показывает, что таким образом можно представить более 16 миллионов цветов. Реально же из этого многообразия используется только около 1200 цветов.

Фото: Depositphotos

Невесомая, казалось бы, субстанция, цветовоспроизведение, может приносить изрядный доход. Большинство крупных компаний желают стать брендами, то есть всерьез и надолго приучить покупателей к своему присутствию на рынке и — хорошо бы — к тому, что продукция данной компании является для покупателя самым лучшим в мире выбором. А в деле очарования мелочей быть не может. Это вам любой Дон-Жуан скажет.

Тициан,
Тициан, «Любовь небесная и Любовь земная», ок. 1514 г. Цвет плаща Венеры (справа) — тициановый
Фото: ru.wikipedia.org

В бренде все должно быть прекрасно. В том числе и цветовая гамма. Алый цвет, белые буквы — и мы вспоминаем вкус кока-колы. Маленькая бирюзовая коробочка — и у женщины чаще бьется сердце: подарок от Tiffany. По улице несется желтая стремительная машина — уже по специфическому желтому окрасу видно: Рено. Все эти цвета тщательно выбраны и даже запатентованы, чтобы никто другой ими воспользоваться не мог.

Можно ли запатентовать цвет? Можно, как говорит нам мировой опыт. Конечно, при этом следует доказать патентоведам, что этот цвет давно принадлежит фирме-заявителю и уже превратился в один из ее существенных признаков.

Но кроме этого следует четко определить, на какой цвет подается заявка. Нельзя «приписать» компании все красные, желтые, зеленые цвета. Каждый «главный цвет» содержит множество различных оттенков, легко различаемых глазом. Этот оттенок и следует патентовать.

Для точного указания значения цветового оттенка используется его числовое значение (представленное чаще всего в виде шести шестнадцатеричных цифр).

Так, цвет этикетки кока-колы обозначается числом #F40000, а цвет, используемый для упаковки фирмы Tiffany, — числом #81D8В0.

Главным экспертом в области цветов, красок и цветовоспроизведения считается институт изучения цветов Panton. Эта компания возникла в 1963 году. Она разработала множество способов подбора наиболее адекватных цветов по заказам других компаний. В базе данных фирмы Panton цвета размещаются под условными номерами.

В 2016 году Panton подобрал фирменные цвета трем российским компаниям — Сбербанку, МТС и Газпрому.

  • Для Сбербанка был выбран зеленый цвет, имеющий цветовое значение #00693C, а номер в базе данных Pantone 349.
  • МТС получила красный цвет со значением #D52B1E и с номером в базе данных Pantone 485.
  • «Газпрому», естественно, достался синий цвет, номер которого в базе данных Pantone 300CV, а соответствующее этому цвету значение — #005DB9.

Но все-таки не человек для цвета, а цвет для человека. А посему одного числа, пусть даже шестнадцатеричного, для полноценной ориентации в списке цветовых оттенков не хватает, и рядом с числами пишут второй, более понятный человеку ключ — уникальное название каждого оттенка на английском языке. Например, уже упомянутый бирюзовый цвет, «захваченный» фирмой Tiffany, так и называется Tiffany Blue. Некоторые из этих названий цвета переводят с английского на русский, а некоторые так и оставляют на латинице.

Для наречения цветовых оттенков используются самые разнообразные слова:

  • Тут и цветочные названия: Iris (Ирис), American Rose (Американская роза), Heliotrope (Гелиотроп), Fuchsia (Фуксия).
  • И названия овощей и фруктов: Apple Green (Яблочно-зеленый), Carrot (Морковный), Eggplant (Баклажановый).
  • Оттенки сравниваются и с цветом драгоценных камней: Malachite (Малахитовый), Emerald (Изумрудный), Amber (Янтарный).
  • И с цветом военной формы американской армии и флота: Air Force Blue (Военно-воздушный синий), Army Green (Армейский зеленый), Khaki (Хаки).
  • И с цветом крупных университетов: Boston University Red (Красный Бостонского университета).
  • Есть названия совершенно неожиданные, например, Bondi Blue (Вода пляжа Бонди). Кто из читателей скажет, где этот пляж находится?

Было бы удивительно, если бы в этом обширном списке не отыскалось несколько эпонимов, то есть цветовых оттенков, названных по именам людей.

И предчувствия не обманывают. Названия нескольких цветов так или иначе связаны с именами различных людей. Они существуют, пусть и не слишком известные широкой публике.

Надо думать, что первыми среди людей, в честь которых именуют те или иные цвета, окажутся самые главные и самые известные специалисты по краскам, художники. В самом деле, в таблице цветовых оттенков есть, например, тициановый цвет, Titian, названный в честь великого живописца Возрождения Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio; 1489 — 1576), который жил и творил в Венеции.

Цветовое значение тицианового цвета #D53E07, он коричнево-оранжевый. Его можно увидеть на многих картинах Тициана, и только на них. Современным языком выражаясь, художник сделал этот цвет своей торговой маркой. Увидишь его на картине — и не ошибешься: Тициан рисовал.

Дмитрий Быков в своем стихотворении «Венеция» перечисляет «фирменные знаки» Венеции, к которым относит и этот цвет.

Маньеризм люблю венецианский,
Ренессанс на крайнем рубеже —
Тинистый, цианистый, тиранский,
Тицианистый уже.

В этом списке назван еще один цвет, на этот раз это светло-голубой циан. А может быть, это и цианид, который веселые ребята из Венеции пускали в ход, если надо было уничтожить врага. Большие мастера тайных убийств были венецианцы!

Специфический зеленый цвет на картинах Веронезе. Чудо в Канне Галилейской.
Специфический зеленый цвет на картинах Веронезе. Чудо в Канне Галилейской
Фото: ru.wikipedia.org

Оттенок зеленого цвета, Paolo Veronese Green, числовое значение которого #009B7D, назван в честь другого знаменитого художника Возрождения, который жил в Вероне, о чем и проговаривается в его прозвище. Этот оттенок зеленого цвета встречается на картинах Паоло Веронезе (Paolo Veronese; 1528 — 1588).

А особого рода коричневому оттенку цвета, который встречается только на картинах фламандского художника Антониса Ван-Дейка (Antoon van Dyck; 1599 —1641), присвоили имя этого художника: Van Dyke Brown. Его цветовое значение #664228.

Автопортрет Антониса ВанДейка и цвет Van Dyke Brown в качестве фона на нем
Автопортрет Антониса ВанДейка и цвет Van Dyke Brown в качестве фона на нем
Фото: ru.wikipedia.org

Французский художник Ив Кляйн (Yves Klein; 1928 — 1962) любил дзюдо, а еще он любил синий цвет. Именно монохромные картины, исполненные в синем цвете особенного оттенка (цветовое значение которого #002FA7), принесли ему известность. Благодаря особенному рецепту приготовления краски картины не тускнели со временем: синий цвет, даже по прошествии нескольких лет, по-прежнему радовал глаз. Ив Кляйн запатентовал свой способ изготовления краски в мае 1960 года. А благодарные потомки присвоили изобретенному Кляйном цвету его имя: International Klein Blue.

Дочь американского президента Теодора Рузвельта Алиса (Alice Lee Roosevelt Longworth; 1884 — 1980) художницей не была, но была писательницей и светской львицей. А еще дамой своенравной и такой, что за словом в карман не полезет. Ее бракосочетание со спикером палаты представителей Николасом Лонгвортом в 1906 году (к слову сказать, неудачное) было одним из самых шикарных за всю историю США. Невеста надела бледно-голубое платье, и этот наряд произвел такой фурор, что модельеры назвали этот цвет «Alice Blue».

А тут еще деятели искусства подсуетились. В 1919 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Irene» с хитом «My Beautiful Alice Blue Gown» («Мое любимое бледно-голубое платье»). И этого оказалось достаточным, чтобы «голубой алисин цвет» стал известен всем. Его цветовое значение #F0F8FF. И кстати, он довольно популярен у профессионалов, тех, кто занимается версткой интернет-сайтов. Потому что этот цвет попросту красив.

Раскрашенная вручную фотография Алисы Рузвельт-Лонгворт. Цвет Alice Blue здесь отсутствует
Раскрашенная вручную фотография Алисы Рузвельт-Лонгворт. Цвет Alice Blue здесь отсутствует
Фото: ru.wikipedia.org

Если уж речь зашла о профессионалах, которые создают сайты, следует сказать несколько слов об Эрике Мейере (Eric A. Meyer), который внес значительный вклад в эту технику. Среди прочего, он придумал каскадные таблицы стилей (Cascading Style Sheets или CSS), которые значительно упрощают работу дизайнера.

У Эрика Мейера была маленькая дочка Ребекка (Rebecca Alison Meyer), которая умерла в 2014 году в возрасте 6 лет от рака головного мозга. Отец, дабы увековечить память умершей, ввел в таблицу оттенков новый цвет, с числовым значением #663399 В, который назвал «Rebeccapurple» («Пурпурный Ребекки»). Ну, что же, увековечивание памяти — одно из назначений эпонимов.

Статья опубликована в выпуске 1.11.2018
Обновлено 20.07.2022

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 1 ноября 2018 в 05:38 отредактирован 1 ноября 2018 в 05:44 Сообщить модератору

    Об именных цветах рассказано много, но не раскрыта тема сочетания цветов, которые бывают достаточно дикими и режут глаз.В эблеме известной почтовой фирмы FedEx d and F вплотную примыкают друг к другу, а их следовало бы разделить белой полоской шириной в 1/2 , 1/3 толщины линии букв. Среди оттенколв красного цвета есть американский красный. Подтверждением этого известен случай из торгового обмена. Ю/корейская фирма была озадачена тем, что плащи её красного цвета не находят покупателей в США.дело оказалось в оттенке красного цвета.Когда его скорректировали, плащи стали расходиться лучше. Примером весёлого разноцветья служит лоскутное одеяло.
    Оценка :4

  • Татьяна Пучкова Модератор 1 ноября 2018 в 09:42 отредактирован 1 ноября 2018 в 09:42 Сообщить модератору

    "В 2016 году Panton подобрал фирменные цвета трем российским компаниям — Сбербанку, МТС и Газпрому. "
    В каком смысле подобрал фирменные цвета? Определил индексы уже существующих цветовых решений в своей палетке?
    Цвета перечисленных логотипов появились задолго до 2016 года. Например, Сбербанк ребрендинг своего логотипа провел в 2009 году.

    • Татьяна Пучкова, неужели непонятно...
      Происходит наглейший распил госсредств.
      Когда по приказанию Грефа сменили эмблему Сбербанка, сместив на ней галочку чуть влево и на это списали, судя по статьям в прессе многие миллиарды рублей - сразу было видно. Дела сбербанка идут слишком хорошо и Грефу его заокеанские хозяева велели опустить Сбербанк, разрешив при этом его хорошо обворовать, что он и провернул.

      • Игорь Вадимов, ну это как раз понятно. Непонятно только, при чем здесь Panton?)
        Или у нас еще раз заплатили за соответствие логотипов мировым стандартам цвета? Дескать у Сбербанка не абы какой зеленый, а зеленый " номер в базе данных Pantone 349."
        Это вывело Сбербанк на новый уровень?
        Понимаю, нейромаркетинг и все такое. Но не до такой же степени...(

        • Татьяна Пучкова, именно до такой. Любой ребрендинг - повод потратить много денег на новое платье короля.

          • Марк Блау, про новое платье короля согласна.
            Но в случае с Пантоном не ребрендинг, а приобретение вышеперечисленными кампаниями права на эксклюзивное использование фирменных цветов своих логотипов. Проще говоря, к имени/названию цвета добавили фамилию/ индекс Пантона. Чтоб никто и никогда больше...

            Деньги потрачены, регистрационное свидетельство получено. Но поскольку Пантон не единственный международный стандарт, а в каждом цвете существует большое количество смесевых оттенков, неразличимых на первый взгляд для простого обывателя. То выглядит эта регистрация, как попытка получить патент на использование фамилий Иванов, Петров, Сидоров. Как говорится, понты дороже денег.
            Глупо, смешно и, увы, грустно.

  • Наталия Нечухаева Наталия Нечухаева Грандмастер 6 ноября 2018 в 22:29 отредактирован 6 ноября 2018 в 22:30 Сообщить модератору

    С удовольствием дочитала статью, узнала много интересного и, наконец, увидела любимую аббревиатуру CSS. Без нее статья была бы неполной. ИМХО.
    Спасибо автору!

    Оценка : 5

    Оценка статьи: 5