• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Валентина Пономарева Грандмастер

Почему мы так говорим? Боги Древнего Рима в современном языке

Немало слов в современном лексиконе имеют «божественное» происхождение из античного Рима. Обо всех поговорить, конечно же, не удастся, так что оставим за рамками статьи самые известные и обратимся к тем, что употребимы часто, но связь их с именами древних богов менее узнаваема.

В своей речи, особенно профессиональной, мы не обходимся без терминов, которые, по определению, обозначают понятия в какой-либо области знания. А в Древнем Риме Термин был божеством границ, покровителем пограничных камней и столбов, межей. Культ Термина был введен Титом Тацием, с которым сражался в незапамятные времена еще легендарный Ромул, брат Рема.

Позже римский царь Нума Помпилий ввел в «красный календарь» римлян праздник Терминалий, отмечавшийся 23 февраля, — день сближения соседей и прекращения споров (поскольку считалось, что Термин еще и примиритель), а также установил закон, по которому земледелец, выкопавший пограничный камень, подлежал проклятию.

Кстати, о календаре. В римской мифологии богиня, благословляющая начало каждого месяца, звалась Календарией.

Традиция праздничных салютов, впервые вошедшая в обиход у древних этрусков и перешедшая к римлянам, тоже связана с божественным именем Салюты (Салюсы), ответственной в то время за здоровье и благополучие. По традиции осенью, когда по погодным условиям прекращались военные действия боевитых латинян, к ней обращались за посредничеством в мольбе Юпитеру и Роме о благополучии Рима, а больные круглогодично (и не реже, чем Эскулапа) просили Салюту дать здоровье.

В родных мне северных широтах лишь в теплое время года бьют фонтаны, названные так по имени Фонта (Фонса) — божества источников, также позаимствованного римлянами у этрусков. Фонтаналии, праздники в его честь, отмечались ежегодно 13 октября, и цветочные венки, брошенные римлянами, качались в этот день на водах повсеместно. Примечательно, что этот праздник был популярен и у рабов, поскольку им дозволялось законом быть служителями культа Фонта.

Так что 13 октября в Древнем Риме, видимо, был условной датой межклассового консенсуса. А слово «консенсус», как и «консультация», «консилиум» хранит память о Консе, древнеримском божестве собранного и упрятанного в подземные хранилища зерна. Они открывались дважды в год, 21 августа и 15 декабря, в праздник консуалий, сопровождавшийся состязаниями пастухов и возложением венков, то есть увенчанием, лошадей и мулов. Этот праздник в мифологии памятен еще и причиной упомянутого в начале статьи конфликта, из-за которого бился с Титом Тацием Ромул: похищением этим самым Ромулом женщин-сабинянок. Позднее из-за созвучности имени небожителя Конса со словом «совет» он стал почитаться как бог добрых советов.

Восторженно произнося: «Гений!», мы не задумываемся о том, что у римлян он был первоначальным божеством, — основателем рода, а затем — богом мужской силы и способностей. День рождения римского гражданина отмечался как праздник в честь его Гения, которому приносились бескровные жертвы (к слову сказать, божество первого крика ребенка и зарождения речи звалось Ватикан). Свои Гении были у семей, городов, общин и целых народов. Иногда, правда, предполагалось, что их два: добрый и злой. Забавно: в латинском языке «гений» — слово женского рода.

В наше беспокойное время нередко звучит «маньяк», «мания», — необязательно в качестве диагноза, но и на бытовом уровне. Так вот, если у древних греков Мания, воплощавшая неистовство и безумие, обрекала человека на самоуверенность, презрение к божественным и людским обычаям и традициям, вселяя бушующие непреодолимые страсти, то у римлян она была богиней подземного царства, и ее изображения вывешивали над входом в дом для его защиты.

Самым удивительным образом изменился смысл слова «гонор», которым сегодня характеризуется чванство, высокомерие, заносчивость и спесь. А ведь в античные времена это было именем римского бога заслуженной почести за доблесть и мужество. Гонор — звучало гордо!

Наверняка кому-то есть что добавить к этому очень краткому обзору. Но цель его заключается не в демонстрации познаний, а в том, чтобы поделиться интересом к происхождению слов, дабы относиться к тому, что говорим и пишем, внимательнее и уважительнее.

Статья опубликована в выпуске 2.11.2007
Обновлено 2.11.2007

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: