• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Женечка МД Грандмастер

Как появился праздник Ивана Купала и с чем он связан?

Иван Купала — это самый таинственный и мистический праздник в году, дошедший до наших дней из древности. Спустя столетия это праздничное действо остается не менее популярным и у современных людей. Иван Купала привлекает своими необычными традициями и обрядами. Однако как появился этот праздник и с чем он связан, мало кто знает.

Марина Александровна Катайкина (Денисенко), «В ночь на Ивана купало» (фрагмент), 1999 г. Фото: artchive.ru

Праздник Ивана Купала, или Иванов день, в давние времена широко отмечался не только славянами. Его чтили по всей Европе. Об этом свидетельствуют упоминания о том, что во Франции Ивановский костер зажигал сам король. Это празднество было связано с постоянной датой и отмечалось в ночь с 23 на 24 июня (по старому стилю). Праздник был приурочен к очень важному событию — летнему солнцевороту. День начинал уменьшаться, а ночь увеличивалась.

Иванов день почитали и наши предки. В наши дни его отмечают 7 июля.

  • Этнограф и беллетрист Максимов утверждал, что купальские празднования свершались еще язычниками в честь свадьбы бога Солнца, женой которого была светоносная Заря-зарница. Важным элементом солнечной свадьбы было купание светила в воде. От этого и произошло название праздника — Купала.
  • Другие же исследователи убеждены, что в древности это был праздник Купала — божества земных плодов, урожая, изобилия и воды.

Еще в прошлом веке Иванов день считался наиболее важным и почитаемым из разгульных празднеств, проходивших в течение года. Чтобы оздоровиться, наши предки купались на заре этого дня, а также устраивали баню и заготавливали веники для парной на весь год. Пращуры именовали этот день чистоплотным.

И. И. Соколов, «Ночь на Ивана Купалу», 1856 г.
И. И. Соколов, «Ночь на Ивана Купалу», 1856 г.
Фото: общественное достояние

Существует поверье, что в купальскую ночь — самую короткую в году — запрещено спать. Объяснялось это тем, что именно в эту ночь вся нечисть становилась наиболее активной. Особенно в селах верили в беснование оборотней, русалок, водяных и леших. Ведьмы же слетались в эту таинственную ночь к Лысой горе, находящейся в Киеве, на главный шабаш в году. Славяне верили, что колдуньи в Иванов день отбирают у коров молоко и портят урожай хлеба.

Характерной чертой Ивана Купалы являются многочисленные обычаи и предания, которые тесно связаны с растительным царством. Так наши предки веровали, что в купальскую ночь вся растительность и все живые существа наделяются способностью разговаривать между собой. А деревья в эту ночь могут даже перемещаться с места на место.

При этом самым главным моментом Иванова дня был сбор целебных растений и трав. Так праздник приобрел свое второе название — Иван Травник или Иван цветной. Это является явным свидетельством того, что народ свято верил в целебные и чудодейственные травы, распускающиеся именно в ночь на Ивана Купалу. И неспроста, ведь в этот период наступает летний солнцеворот и природа достигает своего наивысшего расцвета. Часть трав и цветов принято было собирать в дневные часы, часть ночью, некоторые только на утренней заре.

В. Прушковский, «В купальскую ночь (или „Цветок папоротника“)», 1875 г.
В. Прушковский, «В купальскую ночь (или „Цветок папоротника“)», 1875 г.
Фото: общественное достояние

Пращуры считали, что только в Иванову ночь можно найти и сорвать цветок папоротника, ставший настоящим героем всего праздничного действа. С волшебным цветком связано много преданий о кладах. К тому же мифический цветок якобы наделял нашедшего особенной силой и возможностями. Счастливчик становился прозорлив, начинал понимать всех живых существ, мог стать невидимым и принять любой облик.

До восхода солнца наши предки старались набрать цветков ивана-да-марьи. Славяне верили, что если заложить в каждый угол избы по цветочку этого растения, то ни один вор не сможет переступить порог дома.

Вода и огонь служили основными символами очищения в эту ночь. Еще в древние времена они почитались разными народами. Так зародился обряд купальских огней и ночного омовения.

Купальский костер был обязательным славянским атрибутом праздничной ночи. Считалось, что его огонь священен, он очищает. Добывать его следовало исключительно трением дерева о дерево. Этот костер олицетворял собой земное подобие Солнца. Поэтому, чтобы очиститься перед началом жатвы, быть сильным и здоровым, наши пращуры прыгали через него.

Г. И. Семирадский, «Иван Купала»
Г. И. Семирадский, «Иван Купала»
Фото: общественное достояние

Другим символом купальской ночи, связанным со стихией воды, был девичий веночек. Девушки, расспрашивая воду о своей судьбе, пускали венки по реке.

Обязательной на Ивана Купала была и общая вечерняя трапеза, которая проходила на берегу водоема под деревом.

Иван Купала является отголоском древнего празднества язычников — летнего солнцестояния. Все обряды в этот период призваны восхвалять цветение и плодородие земли. Дни летнего солнцестояния считались точками календарного отсчета и у наших пращуров.

Статья опубликована в выпуске 7.07.2020
Обновлено 6.07.2023

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: