• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Магдалина Гросс Грандмастер

Святитель-труженик. Кто основал Печёрский монастырь в Нижнем Новгороде?

Никогда не думала, что писать на религиозную тему так трудно. Слова приходится подбирать очень внимательно, чтобы не написать лишнего и не обидеть чувств тех, кто крещен в православной вере. Поэтому, если кто-нибудь из вас увидит какие-либо неточности, прошу не судить строго…

Печерский Вознесенский монастырь Фото: ru.wikipedia.org

Если подойти к нашему городу снизу по Волге, глазам отрывается неизгладимое зрелище: на высокой горе стоит большой белокаменный монастырь с зелёными куполами. Это тот самый Печёрский монастырь, о котором когда-то писал В. А. Сологуб в своём произведении «Тарантас»:

Если когда-нибудь придётся вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печорскому монастырю. Вы его от души полюбите. Уже подходя к нему, Вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно. Сперва все бытие ваше как будто расширится, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега.

Вознесенский собор. Начало XX века. Фото М. П. Дмитриева
Вознесенский собор. Начало XX века. Фото М. П. Дмитриева
Фото: ru.wikipedia.org

Многие знают о существовании в нашем городе Печерского мужского монастыря, но далеко не всем известно имя того, кто основал его в IV веке. Поэтому мне хотелось бы обратиться к духовной теме и рассказать о человеке, благодаря которому жители и гости нашего города могут просто с подножия горы прийти и полюбоваться на церкви, купола и колокольню.

А кто-то поднимется и зайдёт внутрь — и тогда глазам представится широкий монастырский двор, где посажены зелёные ёлочки, а с июня и до глубокой осени цветут розы. А тому, кто зайдёт в храм, откроются невиданные доселе расписные стены и богатый иконостас. Но всё это можно увидеть сейчас, а много-много лет назад…

Саврасов А. К. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода, 1871 г.
Саврасов А. К., «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», 1871 г.
Фото: ru.wikipedia.org

На рубеже 20−30-х годов XIV столетия прибыл на Нижегородскую землю монах по имени Дионисий. Позднее он стал крупнейшим историческим деятелем своего времени, а тогда его появление было связано с основанием в Нижнем Новгороде православного монастыря.

К сожалению, найти много информации о детстве и юности Дионисия у меня не получилось. Единственное, что удалось — отыскать то, что мирское имя будущего святителя было Давид и что был он из очень благочестивой семьи. Когда я узнала о том, что посвятить свою жизнь служению Богу он решил едва обучившись грамоте, невольно подумала: «Какова же была сила духа у этого мальчика, если ему не было ещё и десяти лет, а он уже выбрал себе жизненную дорогу!»

Ещё больше удивило то, что ради достижения своей цели он в возрасте 15 лет пешком дошёл до Киева, где и получил опыт монашеского жития. Для тех, кто в будущем видел себя священником, Киево-Печерская обитель становилась своеобразной первой ступенью в выбранном жизненном пути. Давид не стал исключением. Именно там он был пострижен в монашество и принял там же священнический сан с именем Дионисий.

Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода)
Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода)
Фото: ru.wikipedia.org

Получив благословение духовного отца, Дионисий в 30-е годы XIV века отправился в землю Нижегородскую, где стал основателем обители, которая впоследствии сыграла выдающуюся роль в духовной, политической, хозяйственной и культурной жизни Поволжья.

Говорят, что после революции 1917 года, когда на служителей церкви начались открытые гонения, в монастыре прятались послушники и монахи. Непонятно, чем безобидная братия могла вызвать неприятие со стороны большевистского движения, но, тем не менее, факт остаётся фактом.

Шестьсот же лет назад отец Дионисий начал с того, что на крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона, по примеру древних насельников Киево-Печёрской лавры, выкопал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике очень быстро распространилась по окрестностям, и к Дионисию в пещеру стала стекаться братия из желавших так же, как и он сам, полностью посвятить жизнь Богу.

Однако вскоре растущему числу монахов стало тесно в пещерах, и отец Дионисий стал замечать, что жизнь в сырой каменной или земляной келье была далеко не каждому под силу. Тогда он решил построить первую деревянную церковь. Она была возведена чуть выше по склону и получила название церкви во имя Вознесения Господня. Первый возведённый храм и дал главное имя обители. Рядом с ним выросли кельи, хозяйственные постройки и звонница.

Церковь Преображения Господня в Печерах, построенная на месте старого монастыря
Церковь Преображения Господня в Печерах, построенная на месте старого монастыря
Фото: ru.wikipedia.org

Отец Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита. Сейчас, глядя на красивые храмы с зелёными куполами, сложно представить себе то, что монастырь когда-то начался с маленькой деревянной церкви.

Будучи наставником в истинах христианской веры, игумен Дионисий учил братию высоким правилам благочестия, монашеского жития, подвижничества. Он наставлял людей как словом, так и делом: он подавал личный пример особо строгой иноческой жизни, так как хотел видеть в учениках устроителей новых и новых обителей на Руси.

Не гонялся он ни за личной выгодой, ни за тем, что сейчас принято называть «финансовым благополучием». Наоборот, игумен Дионисий устроил жизнь в монастыре по принципу строго общежительства — «общего жития». Монахи не имели собственности, всё имущество было общим. Вместе, не исключая настоятеля Дионисия, работали на пропитание. Если не было необходимости, монахи не выходили за монастырские врата.

Для церковного и хозяйственного порядка отцом Дионисием были заведены особые кормовые (или вкладные) книги, куда монахи записывали все вклады и пожертвования, сделанные разными лицами.

Сохранившиеся надгробные плиты на монастырском кладбище
Сохранившиеся надгробные плиты на монастырском кладбище
Фото: ru.wikipedia.org

Если говорить о деятельности настоятеля, выражаясь современным языком, то можно сказать, что был он и экономистом, и бухгалтером, и кладовщиком, и строителем. Конечно, в те времена таких специальностей не существовало, но если хотя бы на секунду представить себе, сколько мог сделать всего один человек! При этом он не занимался ни пустословием, ни прозябанием в праздности. Тружеником он был, каких было мало даже по тем меркам.

В религиозно-историческом музее — кстати, таких музеев очень мало на территории России — можно увидеть летопись, в которой говорится, что, приняв предводительство над братией в трудах и подвигах иноческого пути, отец Дионисий не переменил ни своего смирения, ни принципов трудолюбия и милосердия. «Всем служа, и собою образ всем дая», он ранее других выходил на все церковные работы и службы.

За обширное знание вопросов веры, за свои высокие нравственные качества, отец Дионисий снискал любовь не только у монахов, но и у именитых и знатных людей того времени. Обитель, им основанную, почитали и бояре, и великие князья. Они приходили в монастырь, чтобы испросить у настоятеля совета, молитв, получить благословение.

Вход в Архиерейские палаты
Вход в Архиерейские палаты
Фото: ru.wikipedia.org

Для Нижегородской земли святитель Дионисий стал, как преподобный Сергий для земли Московской — светильником веры, великим подвижником и духовным преобразователем. Святитель Дионисий был лично известен многим православным иерархам своего времени: митрополиту Феогносту, святителю Алексию — митрополиту Московскому и всея Руси, удостоившему Дионисия сана игумена, а затем и архимандрита, а также преподобному Сергию Радонежскому. Много потрудился Дионисий как для процветания обители, так и для блага всей Святой Руси.

Надо отметить, что Святитель Дионисий был по натуре человеком очень скромным. Будучи возведённым митрополитом московским Алексием в 1374 году в сан епископа Суздальского и Нижегородского, он не кичился своей высокой должностью, а продолжал трудиться как физически, так и духовно, там, где в этом была необходимость.

Статья опубликована в выпуске 5.08.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за информацию

    Оценка статьи: 5

  • Судя по всему, Давид был аристократом. Если ему не светила высокая государственная должность, а интерес к совершенствованию образа жизни и экономического уклада сограждан у мальчика появился в детстве, то единственным способом воплотить свои идеи в жизнь было примкнуть к духовенству. Мне симпатичны истории средневековых святых, которые были трудягами и организаторами, - сразу ясно, за какие качества в стародавние времена человека уважали.
    А с большевиками церковь поссорилась по ряду причин, главной среди которых была та, что в царской России церковь была связана с государством, потому политическая смута начала ХХ века не могла обойти стороной монастыри. Ну, странно бы было бы, если бы политически активные граждане, имевшие голос в решении важных государственных дел внезапно согласились бы с тем, что отныне они никакого влияния на политические решения не имеют.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо Вам.
      Да, святые, которые много трудились, у меня тоже вызывают чувство большого уважения. Кстати, некоторые страницы биографий разных святых очень похожи. Например, Сергий Радонеждский тоже выступал за принцип "общежития". Прославился он так же и смирением и любовью к братьям нашим меньшим. В частности, когда о нём рассказывают, говорят, что ему удалось приручить даже медведя! И в точности такое же описание жизни мы находим, когда читаем про Серафима Саровского. Он тоже кормил с рук бурого медведя, который настолько привязался к человеку, что даже ел хлеб с его рук.
      Большевики же, может быть, и хотели изменить жизнь к лучшему, но на самом деле были очень грубыми людьми, да к тому же ещё и не особенно образованными. Были бы более умными - не стали бы ссориться с церковью, которая имела большой вес в глазах населения.