Игорь Вадимов Грандмастер

Андрэ Нортон. О чем пишет Великий Мастер американской фантастики?

Женщине труднее стать мастером в профессии, чем мужчине. Точнее — так же трудно, как и мужчине. А вот чтобы тебя признали мастером, если ты женщина — это намного труднее. Я хотел бы рассказать про Великого Мастера американской фантастики, лауреата двух десятков литературных премий, создателя фантастических миров Андрэ Нортон.

Когда-то давно меня покорил колдовской мир Эсткарпа. Мрачный готический мир, в котором борьба добра и зла имеет сильную магическую составляющую. Автор придумал Вселенную, в которой существует множество миров, и между мирами имеются двери, проходы, в которые знающие могут войти, навсегда покинув свой мир.

Я запомнил фамилию автора и стал направленно искать его книги. И нашел не фэнтези, а космическую фантастику, книгу «Саргассы в космосе», захватывающую не меньше, чем мир Эсткарпа. И только много времени спустя я узнал, что автор этих книг — Андрэ Нортон, женщина.

Элис Мэри Нортон родилась 17 февраля 1912 года в Кливленде, штат Огайо, США. Ее родители любили книги и приучили к чтению дочь. Девочка мечтала стать учителем, преподавать в школе историю. Но началась Великая Депрессия, посему она решила заняться журналистикой.

Отучилась два года в университете на курсах журналистики, начала писать статьи, но работу нашла только в библиотеке. Женщине в те времена трудно было пробиться в журналистике или в писательской среде.

Свою первую книгу она издала в 1934 году, это был военный роман. Тогда же ей посоветовали взять псевдоним, чтобы казалось, что автор — мужчина. Она пошла даже дальше и сменила имя. Вместо Элис Мэри она стала Андрэ Элис и далее издавалась под именем Андрэ Нортон.

Но первый успех ей принес роман «Сын Звёздного человека», изданный в 1952 году. Целых 18 лет пробивалась Мэри к славе писателя.

В 1955 году вышел роман «Саргассы в космосе», первый роман цикла «Королева Солнца» (всего семь книг).

В 1958 году вышел роман «Звёздные врата». Читателям он понравился сразу, а вот экранизирован был только в 1994 году, мгновенно снискав огромный успех у зрителей. Оглушительный успех фильма подвиг кинобизнес на создание сериала «Звёздные врата», который шел 10 сезонов (было снято 214 серий), что однозначно говорит о колоссальном успехе.

В фантастике Андрэ Нортон своих миров не создавала. Это были «просто» очень интересные приключения героев в будущем, очень похожем на настоящее.

Тот же роман «Саргассы в космосе» — о риске в далеком космосе, о том, какова цена того шампанского, которое пьют за успех те, кому улыбнулась удача. Автор видит освоение дальнего космоса похожим на покорение Дикого Запада в США — когда толпы авантюристов валом валили на дикие земли в надежде на богатство. Большинство из них нашли там свою смерть, обогатились единицы — те, кто был и храбр, и решителен, да вдобавок к этому им повезло остаться в живых.

Ну, а про «Звёздные врата» вы знаете и сами — наверняка смотрели фильм и сериал. Оказывается, в наше время (напомню — сама книга вышла в 1958, а фильм вышел на экраны в 1994 году, страна в этот период разительно изменилась) существует некий секретный проект, связанный с древним артефактом, который современные американские ученые сумели оживить, и оказалось, что это путь на другие планеты Вселенной, дверь в иные миры за десятки световых лет от Земли, в которые при помощи Звёздных Врат можно попасть практически мгновенно.

Мир «Войн во времени» — это опять наш мир, наше время (первый роман «Торговцы во времени» был напечатан в 1958 году), и секретная правительственная организация борется за сохранение мира, ибо изобретена машина времени, при помощи которой враг пытается разрушить мир. но Росс Мэрдок, бесстрашный борец за мир (во всех смыслах этого слова) помогает сохранять цивилизацию, не давая совершиться в нашем прошлом фатальным изменениям, которые при помощи машины времени могут принести пришельцы из будущего.

Обложка книги
Фото: Обложка книги

Хотя лично мне все же больше понравился «Колдовской мир» Эсткарпа и его главные герои — Саймон Треггарт, его жена, колдунья Джелит и их трое детей, Кемок, Каттея и Киллан. Их приключения — основа серии из 10 книг. В этих книгах главные герои сражаются с Тьмой за Свет, то есть за свободу и независимость.

После первых десяти книг последовала серия «Предания колдовского мира», а затем «Секреты колдовского мира».

За полвека работы писательница написала больше 120 книг, романов, повестей и сборников рассказов, многие из которых переведены на различные языки народов мира. За вклад автора в американскую фантастику Американская ассоциация писателей-фантастов присвоила Андрэ Нортон звание Великого Мастера.

Вы еще не читали романы Андрэ Нортон? Зря, вам стоит их найти и прочитать — хотя бы те, что есть в свободном доступе в Интернете.

Статья опубликована в выпуске 6.11.2020