• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вероника  Башурина Профессионал

Как группа METALLICA написала свои лучшие баллады, сменила имидж и обрела второе рождение?

В октябре 1990 года Metallica приступила к студийной работе, информацию о которой никому не разглашала. Такая таинственность повлекла за собой множество слухов и домыслов. Поклонники и критики периодически высказывали предположение о том, что теперь музыка группы будет абсолютно не такой, как прежде…

Перейти к предыдущей части статьи

Результатом длительного таинственного затворничества стал альбом, вышедший в свет 12 августа 1991 года. В записи принимал участие канадский продюсер Боб Рок, которого впоследствии назвали человеком, принёсшим группе Metallica колоссальный успех.

Пятый по счёту альбом так и назывался — «Metallica», что немного удивительно, ведь обычно одноимёнными бывают дебютные альбомы. Нетипичной стала и обложка, где на чёрном фоне изображён логотип группы и свернувшаяся змея в более светлых тонах. Фанаты нарекли новую запись «Чёрным альбомом», а сами музыканты некоторое время называли «Змеиным», хотя этот вариант не прижился.

Джеймс Хэтфилд высказался о новом творении так:

Я не возлагал слишком больших надежд на этот альбом, хотя знал, что многие песни в нём — лучшие из всех тех, которые были написаны нами за всю нашу историю.

Сказать, что перед нами совершенно новая Metallica, нельзя, хотя действительно изменилось многое. Песни стали короче, темп медленнее, появилось больше мелодичности. Явно заметен переход от «трэша» к классическому «хард» и «хэви». Голос Хэтфилда стал более многогранным — теперь былая брутальность и резкость сочеталась с гипнотической глубиной и мягкостью.

В целом творчество группы стало более универсальным и доступным даже далёким от «металла» слушателям.

Настоящее украшение пятого студийного альбома — эмоциональные баллады «The Unforgiven» («Непрощённый) и «Nothing Else Matters» («Остальное не имеет значения»), в которых максимально раскрылся вокальный потенциал Джеймса.

«The Unforgiven» рассказывает о том, что человек страдает, проживая жизнь по чужим правилам, не проявляя инициативы, не пользуясь своими преимуществами и упуская все шансы.

«Nothing Else Matters» — самая лиричная композиция в альбоме, с красивыми акустическими переборами и оркестровой аранжировкой гениального Майкла Кэймена. Джеймс Хэтфилд посвятил эту песню своей любимой девушке, по которой сильно скучал во время гастролей. Разговаривая с ней по телефону, Джеймс сочинил вступительные переборы на открытых 1, 2, 3 и 6 струнах, так как мог играть на гитаре только одной рукой.

Впоследствии многие музыканты исполняли кавер-версии этой великолепной баллады.

Женский вариант, исполненный несравненной Доротеей Пэш (Doro).

Русскоязычная версия в исполнении Олега Абрамова, известного как Radio TAPOK.

«Чёрный / Змеиный» альбом стал одним из самых влиятельных в музыкальном мире, после которого у Metallica появилось множество последователей.

Очередное знаменательное событие состоялось 28 сентября 1991 года, когда Metallica выступила на Тушинском аэродроме в Москве в рамках фестиваля «Monsters of Rock». В истории СССР это был первый открытый бесплатный концерт с участием зарубежных рок-звёзд, который посетили 500 000 человек. Охрану на фестивале обеспечивали омоновцы и служащие внутренних войск. Этот концерт стал международным триумфом группы Metallica.

В июле 1992 года начались совместные гастроли Metallica и Guns `n Roses. 8 августа на Олимпийском стадионе в Монреале с Джеймсом Хэтфилдом произошёл непредвиденный несчастный случай во время исполнения баллады «Fade To Black».

Перед началом концерта пиротехники сообщили группе о новых спецэффектах, которые будут использованы — фейерверки, установленные по краям сцены. Но не предупредили, что прежние тоже останутся… Оказавшись в опасной части сцены, Джеймс попал под четырёхметровый огненный поток, вследствие чего получил сильные ожоги левой руки и лица. Страдающего от мучительной боли и шока, его отвезли в местную реанимацию. К счастью, Хэтфилд довольно быстро оправился от огненных травм.

25 августа турне возобновилось, но некоторое время гитарные партии вместо Джеймса исполнял Джон Маршалл.

В январе 1993 года начались очередные гастроли, названные «Nothing Else to Roam» («Негде больше бродить»). В Мехико музыканты познакомились с бас-гитаристом Робертом Трухильо, который спустя много лет присоединится к Metallica.

5 июня в английском Милтон-Кейнсе на арене Milton Keynes Bow состоялся исторический концерт, где на разогреве у Metallica играла группа Дэйва Мастейна Megadeth. Наконец-то десятилетняя война между группами была закончена!

Успешно завершив турне, длившееся почти три года, Metallica в феврале 1995-го отправилась в калифорнийскую студию «The Plant Studios» для работы над очередным альбомом. Спустя несколько месяцев у музыкантов было колоссальное количество материала, которого с лихвой хватило бы не на один, а на целых два полноформатных альбома.

Почти весь 1995 год Metallica провела тихо и спокойно, вдали от общественности. Исключениями стали несколько событий, заслуживающих внимания.

В конце августа группа отправилась в мини-турне, которое получило название «Escape From The Studio» («Побег из студии»). На концертах впервые были исполнены две новые композиции — «Devil's Dance» и «2×4».

Через некоторое время музыканты посетили канадскую провинцию Юкон, где выступили на «Ледяной вечеринке», спонсированной пивоварней «Molson Breweries». Metallica выступила в огромном шатре, который имел форму клевера и подогревался топливными батареями.

4 июня 1996 г. вышел в свет новый альбом «Load» («Загрузка»). В нём кардинально изменилось всё — от музыкальной направленности до имиджа участников. Теперь все четверо предстали перед публикой с короткими стрижками. В музыке практически не осталось «трэша» — это был чистый классический хард-рок с элементами блюза. В текстах появилось больше самоанализа и аллегорических зарисовок.

Сами музыканты Metallica назвали альбом «Load» точкой отсчёта великого возрождения группы.

Следующего альбома «Re-Load» («Перезагрузка») не пришлось долго ждать. Его релиз состоялся 18 ноября 1997 года. Лучшей композицией в нём стала «The Unforgiven II» — мелодичная и проникновенная баллада о любви и сомнениях в ответном чувстве, о победе над одиночеством и желании разделять все жизненные трудности с любимым человеком.

В 1998 году Metallica вновь порадовала поклонников, выпустив альбом под названием «Garage Inc». Вспомнив былые «гаражные деньки», ребята записали отличный сборник каверов на песни своих любимых исполнителей. Самыми яркими композициями, на мой взгляд, стали «Turn the Page», «Astronоmy» и «Whiskey in the Jar».

1999 год знаменовался грандиозным событием для группы и её многочисленных поклонников. 21 и 22 апреля в Сан-Франциско, в театре «Berkeley Community Theatre» прошли великолепные концерты Metallica с Симфоническим оркестром под руководством гениального Майкла Кэймена.

Публика впервые услышала две новые композиции — «No Leaf Clover» и «-Human».

«No Leaf Clover» — великолепная философская песня о том, что иногда удача и достижение целей являются лишь новым этапом трудностей на жизненном пути. Данная композиция, также выпущенная в виде сингла, заняла верхнюю позицию в чарте «Mainstream Rock Tracks».

Начало нового столетия принесло музыкантам Metallica трудности и испытания.

В январе 2001-го басист Джейсон Ньюстед покинул группу из-за застаревших травм позвоночника и шеи. А летом Джеймсу Хэтфилду пришлось пройти курс лечения от алкоголизма после путешествия по суровой Сибири.

Затишье длилось почти год и дальнейшее существование группы было под сомнением. Вернувшись после реабилитации, Джеймс посвящал репетициям не более четырёх часов в день, а остальное время проводил со своей семьёй. Но всё же постепенно и медленно шла работа над материалом для нового альбома.

В апреле 2002 года Джеймс Хэтфилд, Ларс Ульрих и Кирк Хэммет приняли участие в записи шоу «MTV Icon», посвящённого группе Aerosmith. Это был первый «выход в свет» группы после реабилитации Джеймса.

5 июня 2003 года был выпущен очередной альбом, который был назван «St. Anger», что в переводе означает «Праведный гнев». По звучанию и смысловому наполнению он очень отличается от всех предыдущих работ Metallica. Критики охарактеризовали представленный здесь музыкальный стиль как «альтернативный металл» с элементами «ню-металла» и «грув-металла». На мой взгляд — хаотичное брынчание кастрюль… Ударные звучат ужасно, а гитарные соло вовсе отсутствуют.

В текстах песен затрагиваются темы обречённости, клаустрофобии и прочих депрессивных настроений.

Припоминаю один интересный казус, связанный с альбомом «St. Anger». В середине 2000-х музыкальные магазины и ларьки всё ещё изобиловали «пиратскими» записями. Так мне посчастливилось купить кассету, на которой вместо заглавной песни «St. Anger» оказалась совершенно посторонняя композиция — «Gone With You» финской рок-группы Am I Blood. Обман раскрылся гораздо позже, а в то время даже усомниться не могла, что это не Metallica. Звучит, как вполне логичное продолжение «Load / Re-Load».

Что ж, это в очередной раз подтверждает, какое огромное влияние оказала Metallica на другие музыкальные коллективы.

Новым бас-гитаристом группы стал американец мексиканского происхождения Роберт Трухильо. Он родился 23 октября 1964 года в калифорнийском городе Санта-Моника. До участия в Metallica играл в группах Suicidal Tendencies и Black Label Society, а также с Оззи Осборном.

Почти два года продолжалось турне в поддержку альбома «St. Anger», которое называлось «Summer Sanitarium Tour 2003». А в 2005 году Metallica решила сделать перерыв и провести максимум времени со своими семьями и друзьями.

В феврале 2006 года на официальном сайте группы появилась информация о прекращении сотрудничества с Бобом Роком, являвшимся продюсером всех альбомов Metallica, начиная с 1991 года. Музыканты отдали предпочтение Рику Рубину, признанному самым влиятельным продюсером за последние 20 лет.

20 февраля 2007 был выпущен трибьют-сборник «We All Love Ennio Morricone», в котором Metallica блистательно исполнила композицию «The Ecstasy of Gold», вдохновлявшую рок-музыкантов более 20 лет.

К записи нового студийного альбома под названием «Death Magnetic» («Cмертельное притяжение») приступили 12 марта 2007 года, а его релиз состоялся 12 сентября 2008. За всю историю группы это первый альбом, в котором каждый музыкант принимал участие в написании песен. В целом работа получилась качественной, особенно заключительная часть трилогии «The Unforgiven III», инструментал «Suicide & Redemption», а также феноменальная баллада «The Day That Never Comes».

Джеймс Хэтфилд высказался об альбоме так:

Это плод наших совместных трудов, огромной работы внутри коллектива. Мы вновь обрели способность общаться, совместное движение вперед, особая атмосфера, а также условная пуля, от которой нам удалось увернуться. Весь опыт мы пережили как единая группа… Альбом мрачный, но в конце тоннеля мы видим свет. Всех нас вдохновило «предсмертное» состояние, в которое группа впала во время «St. Anger». Мы были как никогда близки к концу, и надеюсь, что ближе мы к нему уже не подберемся. Но в каком-то смысле этот опыт подарил нам вдохновение второго рождения.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 31.10.2020
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: