• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Совет богов. О чем и с кем советовался Зевс?

Может ли человек обойтись без советов? Безусловно, нет! Даже если он не хочет ничего слушать — ему придется принимать (или не принимать) то, что ему предлагают окружающие. Видимо, это идет от сотворения мира.

Питер Пауль Рубенс, «Совет богов», 1625 г. Фото: artchive.ru

Один из древнегреческих мифов рассказывает о том, что Зевс собрал всех 11 богов Олимпа (Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Гера, Гестия, Гермес, Гефест, Деметра, Посейдон) посоветоваться (Овидий, Метаморфозы, книга первая). Что его заставило пойти на это? Сильнейший гнев: один из людей принес ему в жертву человека!

Сильным в душе запылав и достойным Юпитера гневом,
Созвал богов на совет

Приглашенные явились без промедления. Как, откуда и куда — вот как это описывает Овидий:

Есть дорога в выси, на ясном зримая небе; Млечным зовется
Путем, своей белизною заметна.
То для всевышних богов — дорога под кров Громовержца,
В царский Юпитера дом. Красуются справа и слева
Атрии знатных богов, с дверями, открытыми настежь.
В передней же части чертога
Встали пенаты богов-небожителей, властию славных.
Это-то место — когда б в выражениях был я смелее —
Я бы назвал, не боясь, Палатином великого неба.

Панорама Млечного Пути, сделанная в Долине Смерти, США, 2005 г.
Панорама Млечного Пути, сделанная в Долине Смерти, США, 2005 г.
Фото: Dan Duriscoe, ru.wikipedia.org

Атрии знатных богов — атриум — внутренний световой двор, куда выходили двери всех помещений дома; пенаты богов-небожителей — изображения богов-покровителей домашнего очага, Палатин — один из семи главных холмов, на которых расположен Рим.

В этом отрывке Овидий как бы ведет читателя по городу самого Зевса: дома богов (с их устройством римского периода, когда творил Овидий) на пути к дому верховного владыки. Попутно Овидий упоминает о тех, кто лишен божественного сана:

Чернь где придется живет.

Замечание «расселись в покоях мраморных боги» — указание на то, что дом Юпитера — не из бедных.

На возвышеньи, рукой опершись на скипетр из кости,
Трижды, четырежды Он потряс приводящие в ужас
Волосы, поколебав и землю, и море, и звезды.

Скипетр из кости — символ верховной власти.

Юпитер излагает свое недовольство тем, что происходит на земле: в прошлом он победил тех, кто хотел завоевать небо. В те времена

от единого рода
Происходила война и единый имела источник.

Статуя Юпитера Тонанса. Национальный музей Прадо, IV в н. э.
Статуя Юпитера Тонанса. Национальный музей Прадо, IV в н. э.
Фото: Dodo, ru.wikipedia.org

И победа, видимо, досталась несложно. Но в момент, когда Юпитер советуется с богами, положение во всем мире изменилось:

Ныне же всюду, где мир Нереевым гулом охвачен,
Должен смертный я род погубить

Нерей — бог водяной стихии. Мир Нереевым гулом охвачен — речь идет о суше, о земле.

Клянусь я реками Ада, что под землей протекают по роще стигийской,
Было испытано все. Но неизлечимую язву
Следует срезать мечом, чтоб здравую часть не задело.

Реки ада, что под землей протекают по роще стигийской — река забвения Лета, река Коцит из слёз, река Стикс, на берегах которой боги приносят свои клятвы.

Данте и Вергилий, идущие по замёрзшему Коциту. Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии»
Данте и Вергилий, идущие по замёрзшему Коциту. Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии»
Фото: ru.wikipedia.org

Почему столько трагизма в речи Юпитера?

Есть полубоги у нас, божества наши сельские; нимфы,
Фавны, сатиры и гор обитатели диких — сильваны.
Если мы их до сих пор не почтили жилищем на небе,
Землю мы отдали им и на ней разрешили остаться.
Но, о Всевышние! Все же довольно ль они безопасны,
Ежели мне самому, и вас, и перуна владыке,
Козни строить посмел Ликаон, прославленный зверством?

Сильван (лат. «из лесов») — божество-опекун из римской мифологии
Сильван (лат. «из лесов») — божество-опекун из римской мифологии
Фото: ru.wikipedia.org

Ликаон принес в жертву человека! Мало того, он поднес эту жертву Юпитеру! И верховный властитель озабочен безопасностью своих подданных: нимф, фавнов, сатиров и прочих «сельских божеств» — этот людоед может добраться и до них! Что делать? Как быть? Уничтожить злодея! И не только его — всё население, потому что им правит Эриния (богиня мести и ненависти).

Всем протяженьем земли свирепо Эриния правит.
Словно заговор тут преступный замыслили! Значит,
Пусть по заслугам и казнь понесут! Таков приговор мой.

Совет советом, но Юпитер уже принял решение! И что совет?

Речь Громовержца одни одобряют, еще подстрекая
Ярость его; у других молчание служит согласьем.

Вслед за оглашением приговора появляются нешуточные вопросы:

каков будет вид земли, лишившейся смертных,
Все вопрошают, и кто приносить на жертвенник будет Ладан?
Иль хочет зверью он отдать опустелую землю?

Что слышит в ответ высокое собрание:

И на вопрос их в ответ, — что его-де об этом забота, —
Вышних царь запрещает дрожать и, не схожее с прежним,
Он обещает явить — чудесным рождением — племя.

Викентий Бриоски, «Девкалион и Пирра», 1813 г.
Викентий Бриоски, «Девкалион и Пирра», 1813 г.
Фото: ru.wikipedia.org

(Юпитер выполнил свое обещание: он оставил в живых Девкалиона и Пирру, которые «родили новых людей».)

Совет закончился, все боги вернулись к своим делам…

P. S. Один из самых интересных моментов в этом рассказе Овидия — совет по сути не был советом: на этом собрании Юпитер объявил свое решение и только. Выражаясь современным языком — видимость демократии! Причем были те, которые безусловно были согласны с Юпитером и даже настраивали его на более жесткое решение, но были и умеренные. Видимо, была еще и оппозиция, которая склонила Юпитера к созданию нового племени людей. Хотел Овидий или нет — он описал процесс принятия решений в Риме: есть прямая ссылка на Палатин.

Рафаэль Санти, «Совет богов», 1518 г.
Рафаэль Санти, «Совет богов», 1518 г.
Фото: artchive.ru

Рафаэль Санти, «Совет богов» фрагмент (Юпитер, Посейдон (с трезубцем), Гефест (с вилами), Афина-Паллада, Амур, Афродита, Гера, Гестия), 1518 г.
Рафаэль Санти, «Совет богов» фрагмент (Юпитер, Посейдон (с трезубцем), Гефест (с вилами), Афина-Паллада, Амур, Афродита, Гера, Гестия), 1518 г.
Фото: artchive.ru

Рафаэль Санти, «Совет богов» фрагмент (Меркурий, Деметра), 1518 г.
Рафаэль Санти, «Совет богов» фрагмент (Меркурий, Деметра), 1518 г.
Фото: artchive.ru

Рафаэль Санти, «Совет богов» фрагмент (Марс, Плутон, Аполлон, Артемида, Гестия, Гефест), 1518 г.
Рафаэль Санти, «Совет богов» фрагмент (Марс, Плутон, Аполлон, Артемида, Гестия, Гефест), 1518 г.
Фото: artchive.ru
Статья опубликована в выпуске 18.03.2021

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сначала было не совсем понятно, но после PS-прям бальзам на сердце! Всё поняла. . Тяжеловат Овидий для меня.

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Завьялова, прежде всего - спасибо за комментарий. Про Овидия - он (по современным понятиям) невероятно сложен: все события излагаются вразброс, текст - как бы стихи, но чтобы попасть в размер, надо постараться и прочитать не один раз, пока не получится что-то приемлемое. Но что привлекает - необычность построения фраз! Тяжело, но интересно!

      • Борис Рохленко, вот я и перечитываю по два-три раза, что бы хоть немного понять о чем вообще речь. Без ваших комментариев это было бы совсем невозможно. Что вас сподвигло заняться Овидием?

        Оценка статьи: 5

        • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 19 марта 2021 в 09:50 отредактирован 19 марта 2021 в 09:51 Сообщить модератору

          Лариса Завьялова, поначалу это было желание понять: кто и что на картинах Рубенса, как они связаны между собой. Естественно, это привело к первоисточнику: у него много картин по сюжетам Овидия. А потом - меня захватил процесс иллюстрации Овидия, то есть: каждая легенда в свое время, начиная с семнадцатого века, иллюстрировалась и гравюрами, и живописью. И вдруг пришла мысль: собрать всё это под одной обложкой! Что я сейчас и делаю. Такие попытки были в прошлом, но автор просто пересказал сюжеты. Исчезла поэтическая составляющая "Метаморфоз". Мне это показалось недостаточным. Вот так всё и движется: сюжет, поэзия, картины или гравюры.