• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Ифис и Анаксарета. Что уготовила им судьба?

Любовь — это счастье или мука? Как сказал поэт: «Без любви не стоит жить». А как жить с неразделенной любовью? Муки любви бывают настолько нестерпимыми, что влюбленный уходит из жизни. Иногда — угасает, иногда… Такую историю поведал Овидий в четырнадцатой книге «Метаморфоз».

Фото: Depositphotos

Анаксарета — девушка из знатного троянского рода — приглянулась простолюдину Ифису, который в надежде увидеть ее лишний раз при каждом удобном и неудобном случае оказывался возле ее дома. Он пытался сделать своими союзниками ее кормилицу, ее рабов — всё напрасно.

Жалкое чувство свое он поведал кормилице; молит
Не отвергать его просьб, призывает питомицы имя.
К каждому он из рабов приближался со льстивою речью,
Голосом всех он просил, в тревоге, помочь доброхотно.

Любовный огонь доводил его до полубезумия, он писал предмету своей страсти любовные послания и вешал их на ее двери:

Часто свои поручал он признания нежным дощечкам,
Сам же в то время венки, орошенные влагою слезной,
Вешал на двери ее…

Пытаясь смягчить ее безразличие, он временами ложился на порог ее дома:

простирал он на твердом пороге
Нежное тело свое и замок проклинал злополучный.

Анаксарета не поддается. Мало того, она насмехается над назойливым поклонником, она не оставляет ему никакой надежды.

Ифис решается на самоубийство! Он произносит перед ее дверью прощальные слова:

Ты победила! — умру; веселись, о железное сердце!
Пусть бездыханная плоть насытит жестокие очи!

Он решил повеситься на ее двери:

к косякам, украшавшимся часто венками,
Влажные очи свои подымая и бледные руки,
К притолоке он узлом тесьму привязал и, промолвив:
«По сердцу ль этот венок жестокой тебе и безбожной?»

Веревка на притолоке, голова в петле… Он покончил счеты с жизнью… Тело страдальца отнесли его матери, которая и оплакала его, и обрядила в последний путь.

Рабы закричали. Подняв, его тело
К матери в дом отнесли, — отец к тому времени умер.
Та, прижимая к груди, обнимая холодные члены
Сына, сказала все то, что несчастным родителям впору…

Покойного Ифиса несут к погребальному костру — мимо дома Анаксареты:

Вот через город идет плачевное шествие скорби,
Желтое тело к костру провожая на смертных носилках.
Дом находился как раз на пути прохожденья унылой
Этой процессии; звук ударов по груди до слуха
Анаксареты достиг…

Виновница несчастья из любопытства решила посмотреть, что происходит, кого хоронят:

Но увидала едва на носилках лежащее тело,
Окоченели глаза, побледнело лицо и из тела
Будто вся кровь отлилась.

Анаксарета превратилась в камень:

Попыталась обратно ногами
Переступить, — не могла. Головой повернуться хотела —
Тоже не в силах; уже занимает помалу все тело
Камень, что ранее был в бесчувственном сердце.

Виргиль Солис, «Ифис и Анаксарета» иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1581 г.
Виргиль Солис, «Ифис и Анаксарета» иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, 1581 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Немецкий художник Виргиль Солис — книжный иллюстратор из Нюрнберга — соединил в своей гравюре два финальных эпизода трагического рассказа. Слева — Ифис, повесившийся у входной двери, в проеме двери — прислуга Анаксареты. Правее видна похоронная процессия: Ифиса несут на носилках. Слева на балконе — Анаксарета, виновница трагедии, смотрит на мертвое тело своего обезумевшего от страсти поклонника.

Статья опубликована в выпуске 27.06.2021

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: