• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Нечухаева Грандмастер

Какие книги убрали из школьной программы?

Фобии советских школьников

Советов, как побороть чувство страха, в Интернете предостаточно. А о том, как они насаждались в советской школе, не так уж много: у каждого в бэкграунде есть свой собственный ужастик. И не обязательно это страх перед насмешками одноклассников, учителями или экзаменами. У меня это были уроки литературы, точнее, отдельные произведения из обязательной школьной программы.

Фото: Иллюстрация к балладе «Лесной царь» в переводе В. Жуковского

Все мы в детстве боимся чего-то, иногда реального, иногда иррационального. Бывают «общие» страхи — потери близких, смерти, высоты, темноты. Позже к ним присоединяются более взрослые. Но отдельно стоят страхи перед художественными произведениями — книгами и фильмами.

В советское время триллеров на экране или по телевизору нам не показывали, а книг мы читали достаточно. Среди них были ну очень страшные сказки Гауфа, некоторые из сказок братьев Гримм, Андерсена, Гофмана. Чем богаче была домашняя или соседская библиотека, тем больше была вероятность прочесть еще один детский триллер.

Но самые страшные лично для меня произведения мы проходили в школьные годы чудесные. Что ни произведение, то ужас и безысходность. Приведу список навскидку, а потом расскажу, чего больше всего на свете в течение нескольких школьных лет боялась я.

«Муму» — из всех замечательных лиричных произведений великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева в начальной школе мы подробно разбирали именно этот рассказ. Не один день смаковали подробности, писали план сочинения на тему. Если бы не школьная программа, я бы к этому произведению и не прикоснулась.

«Мальчиш-Кибальчиш» — гайдаровского Тимура с его командой вынесли на внеклассное чтение, а вот этот ужастик мы должны были чуть ли не наизусть учить. Кстати, чему он был посвящен?

Из Википедии:

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» — художественное произведение советского писателя Аркадия Гайдара. Впервые сказка опубликована в апреле 1933 года в газете «Пионерская правда» под названием «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.

Вот здорово, даже в нашем детском «главном печатном органе» был опубликован этот страшный рассказ о мальчике, который представлял передовой класс товарищей-мальчишей и разоблачил подлого Мальчиша-Плохиша. Тот в отместку поджёг склад с боеприпасами хороших мальчишей и помог врагам-буржуинам схватить главного.

И заковали Мальчиша в тяжёлые цепи, и посадили в каменную башню, и был отдан приказ пытать Мальчиша-Кибальчиша самой страшной Мукой, чтобы выпытать у него Военную Тайну Красной Армии. Но тот оказался стойким оловянным солдатиком и только рассмеялся в лицо врагам.

Красная Армия, конечно, и ворвалась, и разгромила, но было уже слишком поздно — Мальчиш-Кибальчиш погиб, но память о нём осталась:

Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают лётчики — привет Мальчишу!
Пробегают паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!

Иллюстрация к рассказу А. Гайдара «Мальчиш- Кибальчиш»
Фото: Иллюстрация к рассказу А. Гайдара «Мальчиш- Кибальчиш»

«Легенда о Данко» повествует о герое третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Некий юный и самоотверженный Данко живет в мире, где люди думают только о себе, где потеряли свет в душе и не способны осветить себе его сами (эти слова можно отнести к каждому второму из нас). Но Данко не такой, он не думает о себе, а помнит о тех, кто рядом. Не задумываясь, вырывает из груди свое пылающее сердце и дарит людям свет. Еще один Кибальчиш.

«Медный всадник» — у А. С. Пушкина немало страшилок для неокрепших детских умов, но меня и многих одноклассников пугал именно этот страшный Командор, памятник Петру I. Вот как вкратце описывает сюжет Валерий Брюсов:

Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него… и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

Любой на месте героя повести тоже обезумели бы от ужаса, если бы перед ним предстало такое видение. Книжку хотелось поскорее захлопнуть, но надо было читать и пересказывать.

Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Фото: commons.wikimedia.org

«Лесной царь» — баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте (1782 г.) в переводе Василия Жуковского, в которой рассказывается, как отец с маленьким сыном скачут на коне через лес в непогоду (в самое неподходящее время, вечерней порой). Сыну мерещится, что его манит к себе лесной царь, отец пытается объяснить, что это всего лишь плод воображения мальчика. Отец не отреагировал даже на крик сына, когда тот закричал, что лесной царь нагнал его. Когда они наконец доезжают до дома, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв. Кстати, дух ли убил ребенка, или это был бред его больного воображения, не детализируется.

Чем не хоррор для школьника? Однако после детального разбора по полочкам и написания очередного сочинения становится уже не страшно, а скучно.

И, наконец, мой личный ужастик, от воспоминания о котором долгое время мурашки ползли по спине.

Это произведение на всех школьных утренниках и показах читала громовым голосом моя одноклассница Наташа Машенкина, крупная и высокая, с длиной русой косой. Поскольку читать ей приходилось на выступлениях долгих пять лет, то и образ она оттачивала: косу по-разному закидывала, металла в голосе подпускала, местами завывала, как иерихонская труба, местами понижала голос до шепота.

Эдуард Георгиевич Багрицкий
Эдуард Георгиевич Багрицкий
Фото: ru.wikipedia.org

Это было стихотворение «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого, написанное им в 1932 году, то есть в то время, когда в стране свирепствовал голод из-за раскулачивания и изъятия у селян продовольствия. Друг поэта, писатель Исаак Бабель, писал о нем очень тепло: «в светлом будущем все будут состоять из одесситов, умных, верных и весёлых, похожих на Багрицкого». Но ничего из «светлого» Багрицкого школьники не учили, а заучивали отрывок из «Смерти пионерки».

Судя по причитаниям матери над умирающей от скарлатины дочерью, лирическая героиня стихотворения — девочка Валя — происходила из семьи «кулаков», у которых отнимали нажитое, ссылали или расстреливали. Но на уроках упор был другой: пионерка Валя даже в бреду отталкивала от себя религиозный крестик, благодаря чему и вошла в ранг пионеров-героев. Хотя как можно смерть от скарлатины превратить в гибель за дело коммунизма?

Кстати, это стихотворение, прозвучавшее в исполнении молоденькой Галины Польских в фильме «Дикая собака Динго», не произвело на меня такого страшного впечатления, как чтение Наташи.

Приведу стихотворение полностью, потому что тот, кто не учился в мои годы, не имел несчастья слышать эти строки, в сокращенном же виде они не так поражают воображение:

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.

Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь —
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.

Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?

Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?

Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.

Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.

Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.

Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза…
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.

Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина —
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.

Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики
Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.

Духотой спаленных
Губ не освежить —
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,

Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла, —

Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу —
Как пойдешь к венцу!

Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова —
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом —
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле — навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь — на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
«Валя, будь готова!» —
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

«Я всегда готова!» —
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.

И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И припав к постели,
Изнывает мать.
За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все! Но песня
Не согласна ждать.
Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов
В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

Слава Богу, с 1990-х «Смерть пионерки» исключили из школьной программы, чем перестали мучить впечатлительных школьников.

Недавно я наткнулась на статьи, где этому литературному произведению приписывают мистический смысл: мол, в стихотворных строчках скрыто страшное заклинание, призывающее смерть, и вслух его читать нельзя! Так или иначе, впоследствии, если на встречах выпускников должна была присутствовать Наташа Машенкина, я на них не ходила.

Статья опубликована в выпуске 25.06.2021
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Точно написано!

    Оценка статьи: 5

  • А я в детстве и юности любила ужастики. В школе читала романтические произведения Гоголя - "Страшную месть", "Вечер на кануне Ивана Купалы". Нестрашное у Гоголя даже неинтересно было читать. Ещё А. К. Толстого "Упырь", "Семья вурдалаков". Эдгара По читала, правда, вне школы.
    Вот что из школьной программы наводило лёгкие мурашки - это сказка Одоевского "Игоша" и "Бежин луг" Тургенева (позже, уже во взрослом возрасте, прочитала его же рассказ "Живые мощи", и тоже страшновато было).

  • Владимир Щербина Читатель 27 июня 2021 в 17:51 отредактирован 28 июня 2021 в 08:24 Сообщить модератору

    "в стране свирепствовал голод из-за раскулачивания и изъятия у селян продовольствия" - автор, вы перечитали "Огонёк" )? Большевики забирали хлеб, чтобы заморить голодом людей (рука-лицо)?
    "девочка Валя — происходила из семьи «кулаков», у которых отнимали нажитое, ссылали или расстреливали." - очередное натягивание совы на глобус ). Автор, вам не стыдно нести ахинею в массы )?

    • Владимир Щербина, не надо регистрироваться под одноразовым ником, чтобы сказать мне фе". Отвечая на вопрос-нет, не стыдно. Раз опубликовали, значит, редакция посчитала не полной ахинеей. Кстати, для новеньких- у нас тут, на просторах ШЖ, приветствуется плюрализм. Если вы родились до 80-х, можете даже знать значение этого слова.

    • Владимир Щербина, автор просто "так видит"...
      Что поделаешь, некоторые из азарта и неистовости той эпохи ничего не поняли, от слова "совсем".
      Поверьте, в зарубежной прессе 1930х про СССР писали еще и не такое. А уж как Геббельс брехал!
      Голливуд, в фильмах которого все русские - или бандюки и наркоманы (если мужчины) или проститутки и шпионки(если женщины) -- тихо курит в сторонке.
      Но статья автору все же очень удалась - сколько эмоций вызвала!

      Оценка статьи: 3

  • Наталия Нечухаева Наталия Нечухаева Грандмастер 26 июня 2021 в 21:48 отредактирован 26 июня 2021 в 21:50 Сообщить модератору

    Раз уж пошел такой разброд в мнениях читателей и авторов ШЖ, которых я уважаю, я решила проверить: может, я одна была такая неадекватно восприимчивая? И нырнула в недра Интернета. Того, чего я начиталась там о той же "Смерти пионерки", приводить не буду. Как говорят сегодня мои студенты, "жесть". Причем такая, что мои детские страхи полной ерундой покажутся. Ну, попугала меня одаренная одноклассница, ну, строки Багрицкого не так легли. Но если есть желание и время, почитайте статью из "Нового мира". Волосы дыбом встанут.

    Олег Лекманов, Михаил Свердлов
    статья "Для кого умерла Валентина?"

    http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_6/Content/Publication6_6654/Default.aspx

    • Наталия Нечухаева, я вот тоже прочел эту "необычную" статью. Да, я вот сам, прежде, чем возмущаться образам стихотворений Багрицкого, должен был что-то подобное почитать - вот это самое оно! Если такие авторы будут очень стараться, то статья "Тема каннибализма в "Евгении Онегине"" увидит свет. Возможно, подобная работа уже существует и ждет своего часа - будем обсуждать этот роман в стихах - найдется.

      Оценка статьи: 5

    • Наталия Нечухаева, дорогая Наташа!
      Да кто Вам сказал, что Вы "неадекватно восприимчивая"????
      Ну просто "вы так видите".
      Вы - так видите. Я вижу совершенно по-другому, Гертруда Рыбакова - тоже по-своему.
      А Олег Лкманов и г-н Свердлов - видят все по- своему.Всегда интересно узнать чужое мнение.
      А в общем, Мао Цзе Дун сказал очень правильно "пусть расцветает сто цветов" - пусть у каждого будет свое мнение.
      Я не говорю инакомыслящим, что они "неадекватные" - не стоит так делать и Вам... Вот и все.

      Оценка статьи: 3

  • Мухамбек Рахманов Читатель 26 июня 2021 в 08:58 отредактирован 26 июня 2021 в 13:19 Сообщить модератору

    О чём вы господа?))) Сейчас двойки запретили ставить дабы не травмировать неокрепшую детскую психику, а вы о книгах.

  • Мне кажется мы читали в школе Муму слишком рано. Жестокость и гнетущая безысходность не для детей.

  • ... А у нас тоже Валя с большим подъёмом читала в школьном зале(коридоре) "Стихи о советском паспорте" и в конце поднимала руку с реальным паспортом.Имхо, многие стихи ВМ заслуживают экранизации, но нет энтузиастов с воображением..Статья в трЭнде охмурять советское прошлое. (от оценки воздержался)

    • Сергей Дмитриев,
      Ваша Валя была или жуликом, или, как когда-то говорили, «дурочка с переулочка», у которой её куриных мозгов не хватало понять, что стихотворенее Маяковского не об её внутреннем советском паспорте. Маяковский «потрясал» Загранпаспортом, ради получения которого он должен был вылизать не одну партийную задницу. И слова «Смотрите, завидуйте ...» были обращены только к жителям Эсэсэсэрии, которые даже мечтать о Загранпаспорте боялись.

      • Владимир Щербина Читатель 27 июня 2021 в 17:53 отредактирован 28 июня 2021 в 08:23 Сообщить модератору

        Владимир Радченко, "Маяковский «потрясал» Загранпаспортом, ради получения которого он должен был вылизать не одну партийную задницу." - вы по себе так судите )? Регулярно вылизываете задницы за ништячки )? Или может вы просто банальный антисоветчик, а )?

  • Чтобы "Лесной царь" не был страшен, ребенка нужно в дошкольном возрасте познакомить с "Фаустом" того же Гете - это рецепт, по которому воспитывали меня. А еще в курсе знакомства с классической русской литературой "Вечера на Хопре" Загоскина. Ну, и контрольный в голову - рассказы старших членов семьи о своей молодости, не адаптированные к возрасту слушателя (особенно зловещими были истории о трактовке сновидений в пехотных частях во время войны). Страшно было, но и красота повествований, чувства героев завораживали. Я сумел полюбить немецкий романтизм и готические новеллы, понимать мистические мотивы в историях. Сейчас я сам балуюсь написанием мистических баллад.
    Шутки шутками, но каждый ребенок уникален. Я не нашел в материале призыва скрывать от детей трагические произведения искусства, просто преподносить их должен понимающий ребенка взрослый, а не одноклассница с громовым голосом. Багрицкого я прочел уже будучи взрослым, но к лагерю его почитателей, которые и посоветовали мне этого писателя, не примкнул - не мое. В школе же возмущали упрощенные рассказы про детей, хотелось дневников путешественников и побольше!

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, а в чем смысл Лесного царя? Зачем его читать? Выдающийся литературный слог? Или что? Я вот понять не могу, сюжет совершенно невыдающийся, мягко говоря.

      • Олег Стражников, "Лесной царь" - один из примеров поэзии немецкого романтизма. Относительно слога - все зависит от перевода, в оригинале мне оценить трудно - мой немецкий годиться только на то, чтобы называть лягушку frosh, напрочь забыв ее иные наименования. Читать это произведение стоит тем, кто любит мистические произведения, если этот жанр Вам не нравится - познакомиться с вкусами друзей, представить литературу эпохи, или восе не надо.

        Оценка статьи: 5

  • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 25 июня 2021 в 18:20 отредактирован 25 июня 2021 в 18:21 Сообщить модератору

    Лично я никогда не понимал смысла рассказа Чехова Каштанка. Мальчик садист, который привязывает мясо к веревке, собака глотает, мальчик вытаскивает. Извините, но что вырастет из этого малолетнего садиста? И эта, простите, каштанка предает клоуна, который дал ей еду и работу, и возвращается к этому малолетнему дебилу и его папаше с одной, практически как у Эллочки людоедки, фразой про столяра и плотника? И это детский рассказ?

    • Олег Стражников, согласна, и "Каштанку" хотела привести здесь. Но решила , что из-за двух собачек на меня столько собак навешают....И спасибо за вменяемую позицию. А насчет того, что включали в школьную программу и чем те дяди-тети руководствовались- не мне ко мне.

      Кстати, о той же Вале. С нынешней позиции и возраста маму ее жалко. И добро увезли, и дочь умирает, причем крещенная. И было бы маме спокойнее жить дальше, если бы та позволила ей крестик надеть.

      • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 25 июня 2021 в 20:17 отредактирован 25 июня 2021 в 20:17 Сообщить модератору

        Наталия Нечухаева, Валю очень жаль. Мать - нет. Банальная невежественная мещанка - чтобы как у людей: приданое собрать, с крестиком помереть. Все по шаблону. Ей не дочь нужна, а ритуалы, которые ей заменили жизнь.

        • Олег Стражников, а мы ведь не знаем...Можем только предполагать.
          А сейчас все крестиками обвешались с ног до головы, челом бьют поклоны в церкви, которую никогда не посещали. Я о старшем поколении, еще не вымершем.
          Мне для похорон папы с его коммунистическими и атеистическими взглядами пришлось специально просить с крышки гроба крест снять. Сначала заплатить, а потом , чтобы сняли.

  • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 25 июня 2021 в 18:17 отредактирован 25 июня 2021 в 18:22 Сообщить модератору

    К слову, Лесной царь - что там такого, чтобы в школе изучать, какие-то выдающиеся литературные достоинства?

  • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 25 июня 2021 в 18:12 отредактирован 25 июня 2021 в 18:12 Сообщить модератору

    Да нормальное стихотворение про Валю. Мать ее - просто дура невежественная и темная. Исключили, думаю, по политическим мотивам, так то стихотворение хорошее.
    Наталия, а Вы знаете, что раньше в школьной программе было стихотворение Пушкина "Мертвец" (или как оно правильно называется) - прибежали в хату дети... Вот уж ужас.

    • Олег Стражников, по-моему, это произведение называется "Утопленник" - интересная готическая баллада, основанная на русском фольклоре. Сомневаюсь, что с моей оценкой согласились бы дети. Во всяком случае, помню, что сверстники моей любви к старинным зловещим историям не разделяли.

      Оценка статьи: 5

      • Карл, спасибо, напомнили правильное название "Утопленник". Интересно, что Вы "балуетесь написанием мистических баллад". А где-то публикуете?

        • Наталия Нечухаева, стихи с элементом мистики размещаю в ВК.
          Замечу еще, что семья пионерки никакая не раскуркуленная - мать жалуется на то, что вынуждена покинуть вполне нормальное крестьянское хозяйство из-за болезни дочери (кошмар!). Предположение о том, что, потеряв ребенка, она потеряет и источник доходов можно, равно как и предположить, что она оставит деревню, где похоронила дитя, отправится в город, а там встретит усатого и румяного героя Гражданской войны и выйдет замуж. Оба предположения не более, чем авторские варианты в антураже эпохи.
          Что действительно актуально в произведении - описание реакции эмоционально незрелой личности на трагическое событие. Мать вместо того, чтобы сказать дочери, как она ее любит, обращает все душевные силы на веру в амулет (крестик). Возможно, Багрицкий верил, что в будущем все люди будут шибко сознательные, но индивидуальные психологические особенности это вообще из другой области.

          Оценка статьи: 5

          • Владимир Щербина Читатель 27 июня 2021 в 17:58 отредактирован 28 июня 2021 в 08:22 Сообщить модератору

            Карл-Август Аванти, "Мать вместо того, чтобы сказать дочери, как она ее любит, обращает все душевные силы на веру в амулет (крестик)." - мужчина, что у вас в голове )? У матери последняя надежда на бога! Крест, для верующих, не амулет. Вы-то эмоционально зрелый, что такое пишете )?

            • Владимир Щербина, каждый вменяемый человек понимает, что его личные взгляды еще и перенесенные на некую символику являются сугубо интимным делом. Родные люди нуждаются в нем, как в отце/матери/ребенке, а не обладателе вот этих самых взглядов. Многие предметы кто-то рассматривает как свои сакральные символы, а окружающие не видят в них никакого смысла, в отличии от чувств и эмоций, которые в социальном взаимодействии, которые универсальны во всех культурах.
              Чем вызвана Ваша агрессивность? Дискутировать Вам не интересно - это уже ясно. Однако, непонятно: у Вас истерика, или нездоровые фантазии, в которых из-за Ваших комментариев-коротышек всякий, кто их прочтет, разрыдается? В любом случае это очень нехорошее состояние. Боритесь с ним, искренне желаю удачи.

              Оценка статьи: 5

  • Какая хрень! Я согласна с Гертрудой.

    Оценка статьи: 1

  • Очень странное восприятие школьного курса литературы! Это как же вас воспитывали дома ? На каких слащавых рассказах и сказочках? Я, конечно, училась очень давно, в 50-е годы(выпуск 1957 г.), жизнь была трудной дома, и школа была нашим счастьем, а уроки литературы - особенно! Никакого ужаса от чтения перечисленных Вами произведений мы никогда не испытывали.И фильмы по этим произведениям мы смотрели с удовольствием... Особенно нравился фильм, и книга тоже - "Дикая собака Динго или повесть о первой любви". А как же тогда быть с литературой старших классов школы, совсем не читать книг о Первой мировой войне, об ужасах Второй мировой и Великой Отечественной? Вы полагаете, надо убрать из школьного курса и Л.Н. Толстого, и Ф.М. Достоевского, и А.С. Пушкина, и К.М.Симонова, и многих авторов второй половины ХХ века. Да, нынешняя молодежь и не читает почти, вот и выросло поколение слюнтяев и потребителей. Вчера по рассылке кто-то прислал картинку на смартфон - я ее сохранила, прикреплю здесь. Пожалуй, она по теме. Оценка за статью-3.

    Оценка статьи: 3

    • Гертруда Рыбакова, да боже упаси убирать , как вы пишете "из школьного курса и Л.Н. Толстого, и Ф.М. Достоевского, и А.С. Пушкина, и К.М.Симонова". И никогда не радовалась качеству современного образования, можете почитать мои статьи. Я подчеркнула, что некоторые произведения писателей или поэтов не стоило включать в обязательную программу школы, особенно младших классов в план. Сюда бы могли попасть и ужастики из зарубежных произведений, но их=то мы изучали всего год, и уже в старших классах.

      Впрочем, именно на такую реакцию я рассчитывала. Спасибо за дискуссию.

      Автор: Наталия Нечухаева
      Источник: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/105423/#post868375
      © Shkolazhizni.ru

  • Жуть, жуть, просто жуть.
    Особенно проняло про ужастик "Дикая собака динго"...

    Оценка статьи: 3