• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Троянская война. Почему поссорились Ахилл и Агамемнон?

Греки воюют с троянцами: они хотят вернуть Елену Прекрасную, которую от законного мужа увез Парис (царь Трои). В Троянской войне участвуют (кроме прочих) Ахилл и Агамемнон. И всё было бы хорошо, но они не поделили добычу: Агамемнон хочет силой забрать трофей Ахилла! Ахилл в страшном гневе.

Оноре Викторен Домье, «Ахилл и Агамемнон» Фото: commons.wikimedia.org

Ахилл обнажил меч, но его остановила Афина: не надо кровопролития. Ахилл подчинился ее воле. Но его гнев!.. Ахилл отказывается от союза с Агамемноном: он не может снести оскорбление!

Сын же Пелея с словами суровыми тотчас к Атриду
Вновь обратился, и в сердце нисколько не сдерживал гнева:
«Пьяница жалкий с глазами собаки и с сердцем оленя!

Ахилл говорит, что Агамемнон не добывал свои трофеи в бою, он отнимал военную добычу у своих союзников:

«Лучше и легче в сто раз по широкому стану ахейцев
Грабить дары у того, кто тебе прекословить посмеет».

Агамемнон своим требованием (отдать ему Брисеиду) обесчестил Ахилла, Ахилл бросает к его ногам свой жезл и говорит, что придет время — солдаты Агамемнона будут гибнуть толпами и захотят вернуть Ахилла, но Ахилл в это войско не вернется.

Жак-Луи Давид, «Гнев Ахилла», 1819 г.
Жак-Луи Давид, «Гнев Ахилла», 1819 г.
Фото: artchive.ru

Агамемнон спустил на море легкий корабль, поставил на него жертвенник и привел Хрисеиду. Его люди принесли в жертву сто голов скота («коз и быков без порока»), попутно воины Агамемнона получили от него указание бросить в море всё нечистое:

Все очищались они и нечистое в море бросали…

(Гомер не пишет ничего о признаках нечистого: была ли это пища, одежда или что-то еще.)

Хрисеида на пути к отцу, Агамемнон посылает своих людей к Ахиллу: забрать Брисеиду:

«В стан отправляйтесь скорей к Ахиллесу, Пелееву сыну,
За руки взяв, уведите прекрасную дочерь Брисея.
Если же он вам откажет, то девушку сам заберу я,
С большим пришедши числом, и хуже тогда ему будет».

Посланцы Агамемнона (с опаской за свою жизнь!) прибыли в стан Ахилла. Естественно, их появление не дало ему повода радоваться, но он понимал, что они — люди подневольные:

Их в своем сердце он понял и к посланным так обратился:
«Радуйтесь, други глашатаи, вестники Зевса и смертных!
Ближе идите: Атрид, а не вы предо мною виновны».

На картине итальянского художника Джованни Баттисты Тьеполо посланники Агамемнона Талфибий и Еврибат выводят Брисеиду из шатров Ахилла. Спиной к зрителю стоит Ахилл. Еще минута — и он расстанется со своей любимой пленницей
На картине итальянского художника Джованни Баттисты Тьеполо посланники Агамемнона Талфибий и Еврибат выводят Брисеиду из шатров Ахилла. Спиной к зрителю стоит Ахилл. Еще минута — и он расстанется со своей любимой пленницей
Фото: artchive.ru

Тяжелая потеря! Унизительная для героя! Унизительная настолько, что:

Тотчас покинул,
Весь в слезах, друзей Ахиллес и, от всех в отдаленьи,
Сел близ седого прибоя. Смотря в винночерное море,
Руки вперед протянул и к матери милой взмолился:

(Два слова о родителях Ахилла: мать — нимфа Фетида, дочь бога морей Нерея, отец — Эак, сын Зевса.)

«Мать моя! Так как на свет родила ты меня кратковечным,
Чести не должен ли был даровать мне высокогремящий
Зевс Олимпиец?»

«Так как на свет родила ты меня кратковечным» — лишенным бессмертия. «Чести не должен ли был даровать мне высокогремящий Зевс Олимпиец?» — иными словами, к потомку Зевса должны бы относиться с уважением и честью.

«Теперь же и малой меня он лишает.
Злую обиду широкодержавный Атрид Агамемнон
Мне причинил: отобрал у меня и присвоил награду».
Так он в слезах говорил.

Фетида поднялась к нему из морской глубины, села рядом, приласкала, утешила. Ахилл рассказал ей о своей обиде на Агамемнона и попросил заступиться за него у Зевса.

Ахилл напоминает ей, что он не раз слышал о ее очень тесных отношениях с Зевсом:

Часто ребенком в чертогах отца приходилось мне слышать,
Как ты хвалилась, что только тобою одной из бессмертных
Зевс чернооблачный был охранен от беды и позора
В день, как его олимпийцы другие сковать собирались, —
Гера, с ней Посейдон и дева Паллада-Афина.
Ты же, богиня, пришла и от уз избавила Зевса…

(До нашего времени не дошли предания о том, почему олимпийские боги хотели сковать Зевса.)

Жан Огюст Доминик Энгр, «Юпитер и Фетида», 1811 г.
Жан Огюст Доминик Энгр, «Юпитер и Фетида», 1811 г.
Фото: artchive.ru

Мамочка обещала Ахиллу замолвить слово перед Зевсом:

На многоснежный Олимп я отправлюсь, метателю молний
Все расскажу, и, быть может, его убедить мне удастся.

Статья опубликована в выпуске 24.07.2021
Обновлено 23.11.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: