• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Мудрецы Трои накануне схватки героев. Что занимает их умы?

После извещения Сна Обманного о близкой и непременной победе ахейцы получили преимущество внезапности, но Зевс послал (непонятно — зачем?) богиню радуги Ириду к Гектору — сыну царя Трои Приаму: предупредить о том, что надо готовиться к сражению. Мало того, Ирида посоветовала Приаму, как организовать управление его разноплеменным войском.

Кадр из к/ф «Троя», 2004 г. Фото: kinopoisk.ru

Приготовления к сражению закончились, троянцы выстроились против ахейцев. И тут Гектор предложил выставить по одному своих богатырей: кто проиграет — его войска оставляют поле битвы. Все ликовали: войны не будет!

А в это время в Трое:

С вестью меж тем к белорукой Елене явилась Ирида…
В доме застала Елену; огромную ткань она ткала, —
…на ней выводила сраженья
Меж конеборных троянцев и меднохитонных ахейцев,
Где от Аресовых рук за Елену они пострадали.

Конеборные троянцы — конники, меднохитонные ахейцы — в доспехах из меди, Аресовы руки — руки жесточайшего бога войны Ареса.

Елена Прекрасная в предчувствии войны готовит ковер с изображением военных бедствий, а Ирида говорит ей:

«Выйди, жена молодая, взгляни-ка на чудо, какое
Между троян совершилось и меднохитонных ахейцев!
Вел так недавно их друг против друга Apec многослезный,
Жаждали в битвах жестоких сходиться они на равнине.
Нынче безмолвно стоят. Прекратилась война.
Оперлися Воины все на щиты. И копья их воткнуты в землю».

И всё было бы замечательно, если бы не предстоящий бой двух ее мужей — настоящего Париса с прошлым Менелаем! В Елене проснулось страстное желание увидеть бывшего мужа, вернуться к родителями, в родной город. Вся в слезах, в сопровождении двух служанок она пошла к стенам города.

Сэр Фредерик Лейтон, «Елена на стенах Трои», 1865 г.
Сэр Фредерик Лейтон, «Елена на стенах Трои», 1865 г.
Фото: artchive.ru

Достигли Вскорости все они места, где Скейские были ворота.
Там над воротами, в башне, с Приамом, Панфоем, Фиметом,
С Лампом и Клитием и Гикетаоном, ветвью Ареса,
Укалегон с Антенором сидели, разумные оба.
Все — многочтимые старцы из лучших старейшин народа.
Старость мешала в войне принимать им участье; но были
Красноречивы они и подобны цикадам, что, сидя
В ветках деревьев, приятнейшим голосом лес оглашают.
Вот каковые троянцев вожди восседали на башне.

(Читатель, тебе не кажется, что этот текст скорее ироничен, чем серьезен? Более того, это насмешка над старостью!)

И тут Гомер доносит до читателя мнение народных масс:

Только увидели старцы идущую к башне Елену,
Начали между собою крылатою речью шептаться:
«Нет, невозможно никак осуждать ни троян, ни ахейцев,
Что за такую жену без конца они беды выносят!
Страшно похожа лицом на богинь она вечноживущих».

Энтони Фредерик Огастас Сэндис, «Елена Троянская», 1867 г.
Энтони Фредерик Огастас Сэндис, «Елена Троянская», 1867 г.
Фото: artchive.ru

И приговор:

«какова б ни была, уплывала б домой поскорее,
Не оставалась бы с нами, — и нам на погибель, и детям!»

Тем временем Елена приблизилась к царю Трои Приаму, который решил воспользоваться моментом и побольше узнать о противниках-ахейцах. Он подзывает к себе Елену и начинает расспрашивать ее:

«Что это там за ахеец, высокий такой и могучий?
Выше его головой меж ахейцами есть и другие,
Но никогда не видал я такого красивого мужа,
С видом почтенным таким. На царя он осанкой походит».

Елена отвечает:

«Там пред тобою пространнодержавный Атрид Агамемнон, —
И копьеборец могучий, и доблестный царь вместе с этим.
Деверь он был мне, собаке!»

(В этом ответе — ее горькое сожаление о том, что она сбежала с Парисом, ее презрительное отношение к самой себе: она называет себя собакой!)

Следующий попался на глаза Приаму:

«Ну-ка скажи и об этом, дитя мое милое, кто он?
Хоть головой он пониже, чем славный Атрид Агамемнон,
Но поглядеть — так пошире его и плечами, и грудью.
На многоплодную землю доспех боевой его сложен».

Елена отвечает: это — Одиссей, мудрый и хитрый, никто не мог с ним сравниться в красноречии.

Голова Одиссея в фетровом колпаке, монета острова Итака, 300−191 год до н.э., диаметр 18 мм
Голова Одиссея в фетровом колпаке, монета острова Итака, 300−191 год до н.э., диаметр 18 мм
Фото: CNG, по лицензии CC BY 2.0

Приам переводит взгляд на воина, который «…головой и плечами широкими всех превышает», и в ответ на вопрос: «Кто это?» слышит:

Это Аякс великан — оплот и защита ахейцев.

Хитрость удалась: Приам узнал, какие богатыри выступают против его царства, и это его не обрадовало.

Аякс (фрагмент рисунка на амфоре с Аяксом и Ахиллом, играющими в кости), 540−530 год до н.э.
Аякс (фрагмент рисунка на амфоре с Аяксом и Ахиллом, играющими в кости), 540−530 год до н.э.
Фото: commons.wikimedia.org

Тут подошли троянцы с жертвенными ягнятами, с вином в козьих мехах, они призвали Приама встать перед войсками, подтвердить обещанное. Приам выполнил просьбу, Агамемнон зарезал двух ягнят. Все были готовы начать поединок. Приам вернулся в Трою, чтобы не видеть схватки…

Статья опубликована в выпуске 10.08.2021
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне тоже очень понравилось сравнение старцев-мудрецов с цикадами. Изящная метафора, ведь упомянутое насекомое ассоциируется с закатными часами, отдыхом, мягко говоря, безделием. Читатель может сам или понять, что автор имеет в виду пустую болтовню тех, кто не участвует в битве, но здорово разбирается что в политике, что в стратегии, что в женской красоте, или решить, что описан закат жизни уважаемых людей Трои.

  • «Там пред тобою пространнодержавный Атрид Агамемнон, — И копьеборец могучий, и доблестный царь вместе с этим. Деверь он был мне, собаке!
    Интересная статья, мне понравилось. И предсказуемо, что в фильме "Троя" все не так, как у Гомера. Там Агамемнон достаточно неприятная личность, он не выглядит ни могучим копьеносцем, ни благородным красавцем, и главными его чертами являются коварство и честолюбие. Как будто, и Елена не испытывает никакой ностальгии по Менелаю и родине. Но источник и фильм, конечно - две большие разницы.