• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

К столетию ВХУТЕМАС: что создали для нас его выпускники?

В 2020 году в Москве проходила выставка, посвящённая 100-летию школы ВХУТЕМАС — одного из основных мировых центров дизайна начала прошлого века. Просуществовав 10 лет, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН был расформирован 1930 году, а в советском искусстве вскоре произошёл поворот от авангарда к классике.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества - начало ХХ в. Фото: ru.wikipedia.org

Авангардные стили искусства подверглись критике, оказавшись выброшенными из официального искусства. Этот процесс иногда называют «разгромом ВХУТЕМАСа», «разгромом конструктивизма», а по сути — «разгромом авангарда». В итоге ряд видных мастеров оказались не у дел. А ведь на советский конструктивизм и вообще авангард ориентировались и на Западе.

Тем не менее не конструктивизмом единым… ВХУТЕМАС был расформирован, а люди остались. Жизнь продолжалась, и немало выпускников ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН успешно работали в изменившихся реалиях, когда на смену современному искусству пришли неоклассика и соцреализм.

Начнём с «тяжёлой артиллерии». Выпускниками ВХУТЕМАС были художники Александр Дейнека, Федор Решетников (автор знаменитых картин «Опять двойка!» и «Прибыл на каникулы»), Юрий Пименов. А также, например, Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов, более известные в нашей стране как Кукрыниксы, начавшие работать совместно еще в студенческой стенгазете. Но эти выпускники живописного факультета известны всем.

Фёдор Павлович Решетников, «Опять двойка», холст, масло, 1952
Фёдор Павлович Решетников, «Опять двойка», холст, масло, 1952 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Впрочем, вот ещё один студент живописного, а после полиграфического факультетов — Сергей Образцов. Тот самый, режиссёр и создатель Театра кукол.

Строго говоря, изготовлением кукол студенты занимались в основном по собственной инициативе, рассчитывая хоть как-то подработать их продажей. Студенты всегда небогаты, а в то время они были в буквальном смысле голодны. Куклы продавались неважно. И студенты использовали «залежавшийся товар» для любительского кукольного театра. Для большинства это было не больше, чем временным увлечением и развлечением. А для некоторых стало делом всей жизни.

Сергей Образцов
Сергей Образцов
Фото: ru.wikipedia.org

Другой, не менее знаменитый мастер — режиссер Михаил Ромм, выпускник скульптурного факультета ВХУТЕМАС 1925 года. Но театр и кино — предприятия публичные. И имена актёров и режиссеров становятся известны всем. Большинство же мастеров-производственников остаются в тени, хотя их разработки используются повсеместно.

Вот, например, Абрам Дамский, выпускник дерметфака 1929 года (где в это время преподают Родченко и Татлин), крупнейший мастер освещения. Разработкой светильников он увлёкся ещё во ВХУТЕМАС. И позже Дамский возглавлял проектную мастерскую завода «Электросвет», работал в московском Метрострое, в архитектурной мастерской Министерства строительства СССР. Его светильники до сих пор освещают старые станции московского метро, учреждения, предприятия, школы.

Зал станции метро
Зал станции метро «Таганская», со светильниками Дамского. Это многорожковые люстры, с витыми деталями и синими стеклянными вазами снизу
Фото: ru.wikipedia.org

Его соученик Захар Быков также оформлял станции московского метро — в частности, это его скамьи со стойками-указателями украшают станцию «Аэропорт». Разумеется, это не единственная его работа. А с 1955 года Быков более десяти лет был ректором Московского высшего художественно-промышленного (бывшего Строгановского) училища, где он когда-то начинал обучение.

Вряд ли известен массовому потребителю Алексей Сотников — обладатель золотой медали Всемирной выставки в Париже 1937 года, Заслуженный художник РСФСР, художник-керамист Дулевского фарфорового завода.

Или Евдокия Ануфриева — художник по тканям фабрики «Красная роза», руководитель художественной мастерской хлопчато-бумажного комбината им. Калинина в Щелкове.

На «Красной розе», Первой ситценабивной фабрике и «Трёхгорной мануфактуре» работала и ее коллега Вера Лотонина, позже разрабатывавшая тему использования текстиля в интерьере.

Алексей Сотников
Алексей Сотников
Фото: ru.wikipedia.org

Все они — выпускницы текстильного факультета ВХУТЕМАС, на котором преподавали знаменитые Любовь Попова, Варвара Степанова. И Людмила Маяковская, сестра нашего знаменитого поэта-футуриста, первая в России женщина, занимавшая административно-техническую должность: еще до революции она заведовала аэрографическим цехом Трёхгорной мануфактуры.

И разумеется, одним из главных факультетов ВХУТЕМАС был архитектурный. Потому что страна вовсю строилась. Потому что архитекторы — одни из самых активных искателей новых решений. Потому что архитектура — тот вид искусства, что постоянно на виду. Потому что художник или скульптор может, в крайнем случае, работать «в стол» и «для себя», архитектору же требуется заказчик и финансирование.

Так, у знаменитого Ивана Леонидова (выпускник 1927 года) всего два реализованных проекта. При том, что Леонидова считали гением, и даже Корбюзье высоко оценивал его способности. А мнение величайшего архитектора-модерниста ХХ века кое-чего стоит.

Обложка журнала «Современная архитектура» (№ 1, 1928 год), выполненная Иваном Леонидовым
Обложка журнала «Современная архитектура» (№ 1, 1928 год), выполненная Иваном Леонидовым
Фото: ru.wikipedia.org

Увы, проекты Леонидова так и остались на бумаге. Отчасти в этом винят интриги внутри профессионального сообщества, отчасти же — личностные особенности самого Леонидова.

А, к примеру, Дмитрий Чечулин (выпуск 1930 года) начал практическую работу еще до того, как защитил диплом. И много лет строил, строил, строил… Станции метро «Киевская» и «Динамо», Мост Победы на Ленинградском шоссе, реконструкция здания Моссовета, послевоенная реконструкция Москвы (главным архитектором которой Чечулин был в 1944−49 годах), курирование строительства московских высоток (две из которых он сам проектировал)… Это далеко не полный список его работ только в сталинское время.

Вовсю работали рационалисты, ученики великого Ладовского, подходившего к архитектуре как к способу организации пространства.

Один из рисунков «Летающего города» Георгия Крутикова
Один из рисунков «Летающего города» Георгия Крутикова
Фото: Общественное достояние

Среди его студентов, например, автор известного утопического проекта «Летающего города» Георгий Крутиков. Но его деятельность не ограничилась «бумажной архитектурой». К примеру, Крутиков проектировал станцию метро «Парк культуры», Театр им. Немировича-Данченко, другие здания.

А помимо этого, с 1939 года и до конца жизни Крутиков занимался вопросами охраны и восстановления памятников архитектуры.

Вот мастера ландшафтного и паркового дизайна, начинавшие работать с Мельниковым над проектом ЦПКИО и в дальнейшем проектировавшие массу парков в разных городах СССР: Любовь Залесская, Милица Прохорова, Михаил Коржев, Виталий Долганов (руководитель мастерской по планировке парков и озеленению Москвы).

Вот Виктор Балихин, один из лидеров АСНОВА после выхода из нее Ладовского.

Морской вокзал в Сочи. Построен по проекту архитекторов К. С. Алабяна и Л. Б. Карлика
Морской вокзал в Сочи. Построен по проекту архитекторов К. С. Алабяна и Л. Б. Карлика
Фото: ru.wikipedia.org

Вот более чем успешный и известный Каро Алабян, ответственный секретарь Союза архитекторов, автор Центрального Академического Театра Советской (сейчас Российской) армии, павильона Армянской ССР на ВДНХ, обширного массива зданий на северо-западе Москвы; соавтор планов реконструкции Москвы, послевоенного восстановления Сталинграда, Киева, Сочи.

К сожалению, спорная фигура. Именно Алабяну ставят в вину инициативу в отстранении от профессии Константина Мельникова и Ивана Леонидова; инициативу в ликвидации множества профессиональных сообществ с различными взглядами на архитектуру.

Было это или нет, в любом случае Алабян — видный архитектор, чье имя заслуженно носит одна из московских улиц.

Каро Алабян строил, в соответствии с требованиями времени, в неоклассическом стиле. И критиковал модернистскую архитектуру, еще когда она была на подъеме. Хотя учился строить современную архитектуру. Но Алабян умер как раз на рубеже очередной смены эпох и взглядов на «правильность» стилей архитектуры.

Были и другие выпускники архитектурного факультета. Вынужденно отошедшие от конструктивизма и двадцать лет строившие имперскую архитектуру.

Горельеф «Лента Мёбиуса» над центральным входом в Центральный экономико-математический институт
Горельеф Леонида Павлова «Лента Мёбиуса» над центральным входом в Центральный экономико-математический институт
Фото: ru.wikipedia.org

Пожалуй, самый известный из них — Леонид Павлов, окончивший ВХУТЕМАС в самом конце его существования в 1930 году. И до прихода к власти Хрущева проектировал в соответствии с генеральной линией. А затем пришло время вспомнить, чему он учился у Ивана Леонидова и Владимира Татлина.

Наверное, Павлова можно назвать последним авангардистом, по полной реализовавшим полученные во ВХУТЕМАСе знания и видение архитектуры. За двадцать лишним лет этот крупнейший мастер модернизма спроектировал ряд крупных вычислительных центров, три больших станции техобслуживания автомобилей, несколько научных институтов, три станции Московского метрополитена.

В пропорциях многих проектов Павлов кодировал «космическую» символику, типа длины экватора или расстояния от Земли до Луны.

Интерьер музея в Горках Ленинских, архитектор Павлов
Интерьер музея в Горках Ленинских, архитектор Павлов
Фото: ru.wikipedia.org

Есть здесь и мистическое совпадение. Последним проектом Павлова стал мемориальный комплекс в Ленинских Горках. Его формы — комплекс кубических объемов. Куб, как учил когда-то Татлин — символ неподвижности, символ смерти. Вот только строительство мемориального комплекса завершилось в 1989 году.

ВХУТЕМАС возник через три года после Октябрьской революции.
И последний большой мемориал уходящему СССР спроектировал выпускник последних лет ВХУТЕМАС.

Статья опубликована в выпуске 5.09.2021
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ...И такую многогранную культурную ауру своротили чмочники, шмутники и дворовые зубоскалы пошиба Гайдара, Чубайса и Ко.И как апофигей их торжества "в самом центре Москвы" разместили эту безобразную, символичную ляпу глины. И все, причастные к этому дешевру остаются на своих постах и продолжают свои элитные разговорчики, как ни в чём не бывало, как те пассажиры в лифте, когда "что-то непонятное стало в воздухе"
    .Спасибо за обстоятельный обзор истории ВХУТЕМАСа . Оценка: 5

    • Сергей Дмитриев, спасибо за то, что читаете.
      Да, в 90-е и особенно 2000-е с историческим наследием не сильно церемонились. И с другой стороны, застраивали без особого плана и чем попало.

      Кстати, а насчет кучи ... то есть, конечно же, "куска глины" - если получится, отдельно напишу. Хотя с другой стороны, запреты строить так, как не нравится властям, наша страна ведь уже проходила. К этой "скульптуре" я отношусь так же, как и вы - как к куску безобразия. Но сам факт, что можно установить в центре столицы образец современного искусства - это, на мой взгляд, хорошо.
      Хотя могли бы, конечно, выбрать что-нибудь менее... символичное