• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

В чем заключается аллегория картины?

На примере портрета детей бургомистра Лейдена

В 1972 году Рийксмузей в Амстердаме (Нидерланды) купил картину голландского художника Даниэля Мийтенса Младшего «Аллегорический групповой портрет детей Дидерика Петерса ван Лейдена, бургомистра Лейдена и его жены Алиды Петс». Картина была написана в 1679 году по заказу отца семейства.

Даниэль Мийтенс Младший, «Аллегорический групповой портрет детей Дидерика Петерса ван Лейдена, бургомистра Лейдена и его жены Алиды Петс» (фрагмент), 1679 г. Фото: ru.wikipedia.org

Семья ван Лейденов была известна с 1499 года и в течение 320 лет играла важную роль в жизни Лейдена(до 1821 года): мужчины занимали ответственные посты в городской управе, выполняли дипломатические поручения правителей Голландии.

Художник разместил детей в саду на фоне пейзажа (слева), беседки с коринфскими колоннами и мощной колонны какого-то грандиозного сооружения. Крайняя слева — Мария с лавровой ветвью, она держит за руку Адриана Виллема, облаченного в римский костюм. Бернардина (на ней — золотая кираса) стоит со щитом и шлемом. Алида сидит рядом с Феодорой Катариной: у Алиды в руках уздечка, Феодора Катарина держит шарообразный сосуд с выползающей из него змеей. Сюзанна выглядывает из-за колонны, в ее левой руке — меч над огнем, полыхающим в урне.

Даниэль Мийтенс Младший, «Аллегорический групповой портрет детей Дидерика Петерса ван Лейдена, бургомистра Лейдена и его жены Алиды Петс», 1679 г.
Даниэль Мийтенс Младший, «Аллегорический групповой портрет детей Дидерика Петерса ван Лейдена, бургомистра Лейдена и его жены Алиды Петс», 1679 г.
Фото: ru.wikipedia.org

На переднем плане слева — Питер, он держит толстую книгу. Рядом — Людовик, что-то показывает Питеру в раскрытой книге. Перед ними на земле — затейливая бронзовая масляная лампа. Самый младший Франсуа Адриан с песочными часами стоит между Алидой и Феодорой Катариной. Филиппина, умершая в младенчестве, витает в воздухе как путти с пальмовой ветвью и венком.

Справа на переднем плане — дыни (символ плодовитости, как пожелание детям).

Сюжет картины изобилует деталями, значение которых сегодня раскрыть затруднительно, а где-то и невозможно.

Адриан Виллем (1667 — 1688) слева, Людовик (1668−1697)
Адриан Виллем (1667 — 1688) слева, Людовик (1668−1697)
Фото: ru.wikipedia.org

Мальчику в одежде римского воина в момент написания портрета было 13 лет. Его одежда наводит на мысль, что ему предназначалась военная карьера. Ветка лавра в таком сочетании — аллегория надежды на завоевание мира. Видимо, украшенный головой льва щит и шлем с гривой (вероятно, и кираса, надетая на Бернардине) предназначены будущему воину и символизируют его непобедимость.

Мария с лавровой ветвью и Адриан Виллем в римском костюме
Мария с лавровой ветвью и Адриан Виллем в римском костюме
Фото: ru.wikipedia.org

Уздечка в руках Алиды — безусловный знак увлечения лошадьми. У Феодоры Катарины другие страсти — ее привлекает медицина (говорящий символ — змея, выползающая из шарообразного сосуда).

Сюзанна — та, что выглядывает из-за колонны — бунтарка. Явный признак воинственности — меч (или шпага). Кроме того, на ней ярко-красное платье, у нее другая прическа: прямо расчесанные волосы, а у ее сестер — завитки, уложенные на лоб. О ее стремлении к авантюрам говорит протянутый к огню меч.

Алида, Феодора Катарина, Бернардина, Франсуа Адриан
Алида, Феодора Катарина, Бернардина, Франсуа Адриан
Фото: ru.wikipedia.org

Песочные часы в руке Франсуа Адриана — символ скоротечности времени и напоминание, дань художника стилю VАNITAS: memento mori (помни о смерти).

Книги в руках Питера говорят о том, что в семье в почете было хорошее образование. И горящий днем светильник как бы утверждает: «Ученье — свет!»

Недвижимое имущество семейства было продано в 1829 году. Видимо, тогда же или чуть позже картина начала свое путешествие по миру. С тех пор вот уже почти двести лет зрители пытаются понять смысл картины и что художник хотел до них донести.

Статья опубликована в выпуске 3.06.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне очень нравятся Ваши рассказы о картинах с расшифровкой символов. Хочу и я поучаствовать в толковании аллегорий. Мне любопытна судьба Бернардины, в образе Афины она может быть предствалена потому, что просватана за политика, или командующего войсками. Знатный род ван Лейденов, наверняка, видел свою образованную дочть в качестве покровительницы и богини счастливчика, которому она достанется. А с Вашей трактовкой образа Сюзанны позволю себе не согласиться - девушка в алом плаще с коротким мечом в руке и у огня - жрица. Возможно, ее ждал монастырь.

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, Я благодарен за комментарий. Возразить нечего: только автор мог точно рассказать о своем замысле. Возможно,заказчик оговаривал образы детей, но никаких следов историки не обнаружили. Спустя четыреста лет после появления картины без знания символики того времени приходится тыкать наугад в расчете на то, ч то возразить некому. Да и зачем? Но всегда интересно прочитать отклик заинтересованного читателя.