• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как подделывают картины?

Знаменитые фальсификаторы в истории живописи

Старинные картины стоят больших денег, а картины известных мастеров — поистине гигантских денег. Естественно, что их подделывают. Уже несколько веков идет борьба экспертов-искусствоведов с фальсификаторами. Первые пытаются уберечь кошельки коллекционеров от вторых. Хотя надо признаться, что и эксперты, и фальсификаторы картин бывают разными…

Одри Хепберн в фильме «Как украсть миллион» Фото: kinopoisk.ru

Один из самых знаменитых фальсификаторов, гений, обманувший всех экспертов-искусствоведов, сознался в подделке картин только потому, что его, патриота своей Родины, обвинили в коллаборационизме, в сотрудничестве с фашистами, коих он всем сердцем ненавидел! Поэтому и только поэтому голландец ван Меегерен признался, что он подделывал картины Яна Вермеера Дельфтского, и доказал это, нарисовав своего Вермеера прямо в камере тюрьмы. А искусствоведы признали эту картину подлинником.

Фильм
Афиша фильма «Подлинный Вермеер», снятый по мотивам истории ван Меегерена
Фото: kinopoisk.ru

Однако ван Меегерен — вовсе не самый ловкий фальсификатор, он лишь входит в пятерку самых умелых. На первом месте здесь находится художник из Венгрии — Элмир де Хори.

Элмир де Хори

За свою долгую жизнь он носил большое количество имен: был Элмиром фон Хори, Элмиром Херцогом, Луи Кассу, Дори-Бутэном… Считается, что родился он в Венгрии в аристократической семье в 1906 году. А возможно, что это просто часть его легенды.

Афиша выставки Элмира де Хори
Афиша выставки Элмира де Хори
Фото: JanManu, по лицензии CC BY-SA 4.0

В молодости Элмир де Хори жил в Париже, он получил художественное образование, учился у Фернана Леже, но его работы не заинтересовали зрителя. Молодому художнику не удалось получить ни известности, ни денег. В 1932 году он вернулся в Венгрию, вскоре был арестован и попал в тюрьму. Затем и вовсе был отправлен в концлагерь.

Выжил, вернулся домой, но его собственность была конфискована коммунистическим правительством Венгрии. Над ним тоже начали сгущаться тучи. К счастью, он смог сбежать в Париж. Однако Париж любит победителей, а у художника никак не получалось приобрести известность. А потому и с деньгами было очень плохо.

Но как-то раз одна из заказчиц приняла один из его набросков за работу Пикассо и купила, заплатив удивленному художнику 40 долларов. Узнав, что купленный у него набросок впоследствии был продан уже за 120 долларов, наш герой понял, на чем можно легко и быстро заработать. Продав несколько подделок, он смог выручить достаточно денег, чтобы переехать в США, в Нью-Йорк, и там вести себя, как положено венгерскому аристократу, барону де Хори.

Вскоре он стал своим в высшем аристократическом обществе «Большого Яблока», у него появились очень полезные знакомства. Свыше 11 лет, вплоть до конца 1950-х, он жил в США. За это время нарисовал и продал тысячи картин, этюдов и набросков Ренуара, Дега, Боннара, Дерена, Матисса, Пикассо, Шагала, Модильяни и многих других знаменитых мастеров. Подделки шли на ура. Художник сумел даже продать несколько «работ Пикассо» официальному представителю Пикассо в Нью-Йорке. Сам Пикассо тогда жил и работал в Париже, и ему было неизвестно, что он одновременно творит и в США.

В конце 1950-х де Хори вернулся в Париж очень богатым человеком. Однако профессию не бросил. Вступив в сговор с несколькими дилерами предметов искусства, он сумел от подделываемых им знаменитых художников получить подпись на нескольких своих работах!

Объем подделок был очень велик, и в 1960-е среди искусствоведов (а потом и в органах полиции) начали несколько сомневаться в том, что у де Хори на самом деле такая уж огромная коллекция.

В 1968 году фальсификатор был окончательно разоблачен: в продажу поступили несколько живописных полотен его работы, которые недостаточно высохли, а потому и были выявлены как подделки. На преступную группу де Хори подали в суд. Его подельники попали за решетку, а он сумел объяснить суду, что он художник и он так видит — и был судом оправдан. В Голливуде по мотивам произошедшего был снят фильм «Как украсть миллион».

Элмир де Хори продолжил рисовать, но теперь его «модильяни» и «пикассо» были подписаны им самим. Умер он в 1976 году.

Эрик Хебборн

Этот человек родился в Англии в 1934 году в очень бедной семье. Его талант художника проявился еще в детстве, но ему просто нечем было рисовать. Над бедным мальчиком насмехались в школе, конфликт довел его до попытки поджечь школу. После этого Эрик оказался в исправительном учреждении.

Эрик Хебборн создает очередной «шедевр»
Эрик Хебборн создает очередной «шедевр»
Фото: Grazia Neri на условиях добросовестного использования

Выйдя на свободу, юноша занялся образованием, поступил в Королевскую художественную академию в Лондоне, которую закончил с серебряной медалью и Римской стипендией (оплата двухгодичного обучения и пребывания в Италии). Занялся реставрацией, еще студентом подрабатывал у Джорджа Акзеля. После обучения и двухлетней учебы в Риме Эрик получил от Акзеля приглашение на работу. Занимаясь реставрацией, молодой художник увидел свою возможность быстро разбогатеть.

В 1963 году он с партнером переехал в Рим, где стал работать реставратором старых картин, а заодно начал карьеру фальсификатора.

Первый фальсификат, изготовленный им — эскиз-подделка, сделанный под Андреа Мантеньи, «Оплакивание трех Марий». Выручив отличные деньги, партнеры решили расширить бизнес. Эрик делал отличные картины «под мастеров Возрождения», коллекционеры их охотно покупали, а эксперты подтверждали их подлинность.

Очевидно, что фальсификаторами были изготовлены и проданы тысячи картин и эскизов, но в 1978 году преступная группа была обложена полицией. По очень косвенным уликам было решено, что Эрик Хебборн, возможно, подделывает картины старых мастеров. Точно доказать это при тогдашнем уровне развития техники было невозможно: бумага использовалась старая, холсты — того самого века, краски — тех типов, что использовали старые мастера.

Эскиз к картине Антониса ван Дейка «Христос в терновом венце» работы Эрика Хебброна (примерно 1965 год)
Эскиз к картине Антониса ван Дейка «Христос в терновом венце» работы Эрика Хебброна (примерно 1965 год)
Фото: Eric Hebborn, на условиях добросовестного использования

Однако Эрику перестали доверять, и он, наверное, прекратил свою деятельность. Он занялся преподаванием, учил живописи. В 1996 году был убит. Вначале предполагались естественные причины кончины, но после вскрытия оказалось, что причиной смерти был удар тупым тяжелым предметом сзади по голове. Убийцу не нашли. Были намеки, что он, возможно, был убит мафией, но… это только намеки.

Том Китинг

Англичанин, родился в бедняцкой семье в Льюишеме, юго-восточном районе Лондона. Работал с ранних лет — сначала посыльным, потом лифтером. Поменял несколько профессий, пока не стал маляром, как его отец. После Второй мировой войны поступил на художественную программу Голдсмит-колледжа.

Хотя его технику рисования хвалили, обучение не закончил, начав работать реставратором. Вначале ему пришла мысль, как спасти безнадежно испорченную картину, и он ее немного дорисовал. Получилась оригинальная картина известного автора, Том хорошо заработал.

Поскольку своими картинами у него заработать деньги не получалось, он начал писать в стиле известных авторов. Подделывал картины многих художников, таких как Тициан, Рембрандт. Всего за время своей работы фальсификатором написал и продал больше 2000 картин разных старых мастеров.

Его карьеру прервали эксперты, сумевшие доказать, что продаваемые им картины — поддельные. Был арестован в 1979 году. На суде себя виновным не признал. При этом суд его оправдал. Процесс над Китингом сделал его весьма известным: его собственные картины вошли в моду, так что нужды в фальсификации больше не было.

Вольфганг Бельтракки

Немецкий художник и фальсификатор, учился в художественной школе в Аахене. Подделками картин понемногу начал заниматься, едва почувствовал себя художником. Подделывал картины различных мастеров, причем не столько копировал известные работы, сколько писал новые картины в их стиле.

Картина Вольфганга Бельтракки
Картина Вольфганга Бельтракки
Фото: beltracchi-art.com

Деятельность его началась в 1970-е, а арестован он был в 2010 году. По его личному признанию, он подделал сотни репродукций на многие миллионы долларов, но следствие доказало фальсификацию только 14 картин. Был приговорен к заключению, в 2015 году освобожден. В настоящее время продолжает рисовать, но не подписывает свои картины чужими именами.

Все перечисленные художники-фальсификаторы либо сами признались в своей деятельности, либо были разоблачены органами правопорядка. Но был в истории живописи человек, который сумел подделать сотни картин (ныне точно определены 150) старых испанских мастеров и при этом остался не разоблачен. Его называют испанским фальсификатором живописи.

Впервые картина его работы была определена экспертами в 1930 году. Тогда граф Умберто Гноли хотел за 30.000 футов продать музею «Метрополитен» картину «Обручение св. Урсулы» из своей коллекции. Считалось, что ее в 1450 году написал Хорхе Иглесиас. Однако экспертиза показала, что картина была написана в конце XIX, начале XX века. Кто это сделал? У экспертов есть немало версий, но доказательств не осталось.

Статья опубликована в выпуске 9.12.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Однако же, какие талантливы парни! У каждого художника есть свой неповторимый стиль, скопировать чужой, а еще лучше создать оригинальную работу, где каждая деталь будет соответствовать стилю конкретного иного творца - очень непросто. Не связывались бы с криминалом, могли бы здорово выручать музеи.

    Оценка статьи: 5