• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Работники ЖКХ. Как дворник попал на полотна русских художников?

Статья расскажет о том, каким представал дворник на картинах отечественных художников.

П. Грузинский, «Почтальон» Фото: общественное достояние

Наверное, всем знакома картина Василия Перова «Дворник, отдающий квартиру барыне». Первый вариант этой картины написан в 1864 году, всего через три года после отмены крепостного права.

Об этой картине обычно рассказывают, что она отражает нелегкую судьбу дворян, не умеющих толком содержать свое поместье и разорившихся, когда их крепостные стали свободными. И что теперь дворянка (возможно, вдова) с дочерью вынуждены идти на поклон к дворнику — «доверенному лицу» хозяина доходного дома, указывающего им куда-то наверх — туда, где на последних этажах расположено самое дешевое жилье.

При этом дворник, особенно на первой версии картины, явно с похмелья и уж точно заспанный, поддерживающий спадающие драные штаны. И очевидно, к новым жильцам особого уважения не питающий. Особенно все это видно на первой версии картины.

 Василий Перов, «Дворник, отдающий квартиру барыне»
Василий Перов, «Дворник, отдающий квартиру барыне», 1864 г.
Фото: общественное достояние

Часто, рассказывая об этой работе, акцент ставят на нелегкой судьбе обедневших дворян. Противопоставляя хамству дворника смущение девушки-дворянки.

Все так! И все же нельзя упускать из виду и того, что дворнику-то не за что хорошо относиться к дворянам. Возможно, вчера он сам был крепостным… Вспомним тургеневского Герасима — тоже московского дворника! И даже если он был свободным, любить бар ему не за что. Тем более, и представители благородного сословия в иной ситуации с ним бы не церемонились. Ну и материальной благодарности от этих женщин вряд ли дождёшься.

Да, дворник — весьма популярный персонаж русской живописи. Да и советской тоже, хотя в советское время предпочитали изображать других представителей рабочего класса.

И конечно, чаще всего дворник оказывался на картинах в образе… собственно дворника. То есть во время работы, с метлой и лопатой.

«Дворник», первая половина XIX века. Картина написана неизвестным автором круга А. Г. Венецианова
Фото: общественное достояние

Хотя, конечно, не только работой живы работники коммунального хозяйства!

Кольман К. И., «Дворник за чаепитием», 1837 г.
Кольман К. И., «Дворник за чаепитием», 1837 г.
Фото: общественное достояние

Убирать дворы петербургских домовладельцев обязал Пётр I серией указов 1718—1721 годов:

…каждому жителю дать указ, дабы всяк перед своим двором имел чистоту…

…когда люди не будут ездить и ходить, с мостовой всякий сор сметали…

Сейчас, кстати, некоторые несознательные горожане возмущаются, что дворники слишком рано приступают к уборке. И то метлами шаркают, то лопатами скребут, мешая спать. И неужели нельзя убираться позже?

Нельзя! Государь-император велел делать это, пока на улицах нет людей. И сам Пётр I, между прочим, вставал затемно. Так что надо не возмущаться, а просыпаться с первыми дворниками!

Вот с такими, как на полотне Бориса Кустодиева, рисовавшего не только купчих.

Кустодиев Б. М., «Морозный день», 1913 г.
Кустодиев Б. М., «Морозный день», 1913 г.
Фото: общественное достояние

И еще один кустодиевский дворник, на этот раз — эскиз театрального костюма.

Б. М. Кустодиев, эскиз костюма дворника, 1924 г.
Б. М. Кустодиев, эскиз костюма дворника, 1924 г.
Фото: общественное достояние

В 1782 году Екатерина II подписывает Устав Благочиния, или Полицейский.

138. В каждом квартале иметь трубочистнаго мастера.
139. В каждом квартале иметь подрядчика для содержания и мощения улиц.
140. В каждом квартале иметь подрядчика для чищения улиц и свозки с улиц и из города нечистоты.
141. В каждом квартале иметь подрядчика для содержания и зажигания фонарей по улицам.
143. В каждом квартале иметь столб ради прибивания объявления.

Это, наверное, один из первых указов, касающихся сферы ЖКХ. Но в это время одни люди убирают улицы, другие сторожат, третьи надзирают за порядком и жителями. В общем, каждый занимается своим делом.

А вот при Александре II, точнее — после первого покушения на него, на дворников возлагают функции по надзору за порядком. И за жильцами. То есть дворник мог и до этого выполнять часть функций управляющего, что логично: он действительно знал всех на своем участке.

Но в середине XIX столетия его к этому обязывают. По крайней мере, в столице.

«Обязанности дворника» (1854 год): «Дворник обязан знать в лицо всех жильцов дома, где служат, в каких квартирах живут, чем занимаются, их звания и чины, а также прислугу их и кто по какому виду проживает».

И обязанностей со временем лишь прибавляется.

Например, регистрация жильцов: ведение домовых книг и постановка новых жильцов (особенно это касалось доходных домов) на учет в полицию.

А далее дворникам изрядно подгадил царь.

  • В 1866 году, после покушения на Александра II, столичных дворников обязали докладывать в полицию о происшествиях и вообще о подозрительном и подозрительных.
  • Их привлекают к помощи в наведении порядка: от задержания преступников до разгона… тех, кого следовало разогнать.
  • Тогда же на дворника ложится обязанность проверять, заперты ли и в порядке ли сараи, чердаки и иные хозяйственные помещения… (Никому это не напоминает наше время?)

Дворник становится почти внештатным сотрудником полиции, фигурой государственной.

И думаю, сами представители этой почтенной профессии прекрасно осознавали свою значимость.

К. Савицкий, «Дворник», 1880 г.
К. Савицкий, «Дворник», 1880 г.
Фото: общественное достояние

После третьего (1879 года) покушения на императора дворников (по крайней мере, столичных) обязали участвовать в ночных дежурствах.

Нет, строго говоря, заботиться об этом должны были домовладельцы и управляющие. Причем для домовладельцев были предусмотрены наказания за невыполнение — весьма приличные, до 500 рублей, штрафы.

Но не станут же они самолично дежурить по дворах?

В каждом доме в Москве должен быть дворник…

…чтобы не было нигде наклеиваемо объявлений, афиш и т. п. без предъявления надлежащего на то разрешения… чтобы по мостовым, бульварам и тротуарам не было разбрасываемо как объявлений, афиш или подметных писем, так и предметов, могущих причинить вред.
…чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии… а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью

Как видим, особое внимание уделяется предотвращению политических преступлений:

Особой заботливости владельцев недвижимой собственности поручается должное наблюдение за тем, чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии, держать взрывчатые вещества, оружия и склады противуправительственных изданий, а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью.

И, учитывая важную общественную функцию дворников и их участие в правоохранительной деятельности, старались брать людей надежных, ответственных и серьезных.

Вот, например, как отставного солдата с картины современного художника Павла Рыженко.

П. Рыженко,
П. Рыженко, «Дворник»
Фото: павел-рыженко.рф

Хотя ведь и толчком для привлечения дворников к правоохранительной деятельности послужили покушения на императора.

Для них, кстати, были предусмотрены наказания за нерадивость: штрафы и даже высылка из столицы. Правда, для домовладельцев штрафы были в разы выше.

Но, конечно, были в дворницкой работе и свои преференции.>

  • Например, как припозднившемуся жильцу или гостю попасть в запертый на ночь двор? Ясное дело, через дворника. И разумеется, приветствовались чаевые.
  • А к кому обращались за помощью если требовалось что-то привезти и разгрузить, принести дров, отремонтировать что-либо, передать письмо и прочее?

Так что труд, без всякой иронии, тяжелый, ответственный и не особо высокооплачиваемый, вознаграждался и дополнительными подработками, и бесплатным проживанием, что особенно ценно в столице.

В общем, примерно как и сейчас.

А ещё (уже в отличие от «сейчас») сознанием своей значимости и уважением… Вот, кстати, неожиданный момент общественной жизни дворников:

«Митинг дворников», 1900-е гг.
«Митинг дворников», 1900-е гг.
Фото: Буклет «Петербургские дворники», ГМИ СПб. 2013 г.

И неизвестно еще, что было важнее. Тем более что большинство дворников, по крайней мере в столицах, были (снова как сейчас) приезжими. Правда, приезжали будущие работники метлы и лопаты не из сопредельных стран — хватало желающих и в своих деревнях.

Так что неспроста дворник с картины Перова ведёт себя по-хозяйки. Он если и не хозяин, то управляющий двором и домом, фигура, облечённая властью и ответственностью.

Особенно в 1878 году, когда написан второй вариант картины. Это такой маленький «начальник», от которого тоже зависит, поселишься ли ты здесь и комфортно ли тебе будет жить.

Василий Перов, «Дворник, отдающий квартиру барыне», 1878 г. Второй вариант картины
Василий Перов, «Дворник, отдающий квартиру барыне», 1878 г. Второй вариант картины
Фото: общественное достояние

Тут, кстати, работник метлы и лопаты и не так оборван, как раньше, да и красная рубаха — признак большего благосостояния. И дворницкая оштукатурена, и дом не так обшарпан.

В конце XIX столетия для дворников ещё установили официальные требования к одежде, которая должна была одновременно:

  • быть теплой;
  • не стеснять движений;
  • не препятствовать обзору.

Это ещё не униформа, но шаг к ней, особенно учитывая правоохранительные функции дворников.

Б. В. Смирнов, «Дворник на улице», 1904 г.
Б. В. Смирнов, «Дворник на улице», 1904 г.
Фото: общественное достояние

Примерно тогда же им, как и другим работникам тогдашнего ЖКХ, выдали бейджики бляхи. Но дворник все равно стоял особняком: он обязан был допускать приходящих ремонтников и всякого рода обслуживающий персонал к работе лишь при наличии бляхи или иного документа. Заодно дворникам выдали свистки — сигнализировать о нарушении порядка и звать на помощь полицию.

На картине выше, кстати, бляхи, кажется, нет. Может, потому, что это не столица, а Иркутск.

Зато вот здесь, у его петербургского коллеги, ее хорошо видно.

«Дворник». Портрет неизвестного художника, XIX век.
Фото: Буклет «Петербургские дворники», ГМИ СПб. 2013 г.

В советское время коммунисты не стали ничего особо менять, и дворник как был, так и остался фигурой, ответственной за порядок. И случись какое правонарушение — к кому первым делом обращаться? Кто всех знает, все видит, кто выступит в качестве понятого, а если нужно — поучаствует и в задержании нарушителя?

К ночным дежурствам дворников продолжали привлекать аж до 1960-х годов.

Е. Волобуев,
Е. Волобуев, «Утро»
Фото: artchive.ru

И хотя советские художники чаще рисовали представителей других профессий, среди работников ЖКХ, кажется, чаще всего на картины попадали именно дворники.

Да и в наше время представителей этой достойной профессии не забыли.

Г. Чайников,
Г. Чайников, «Уборка территории», 2002 г.
Фото: art-auction.ru

Хотя акценты теперь расставляют иначе…

А. Репников,
А. Репников, «Ух ты, снег пошёл!»
Фото: repnikov.in.gallerix.ru

Действительно, зимние снегопады и летние ливни для коммунальных служб почему-то всегда оказывается неожиданностью!

И. Глазунов,
И. Глазунов, «Новогодняя ночь»
Фото: glazunov-gallery.ru

А вот у Ильи Глазунова дворник, кажется, немного депрессивный… Хотя понять это можно: не очень-то хочется работать в новогоднюю ночь!

Но кто-то ведь должен приводить этот мир в порядок?

Ну и конечно, современные авторы пишут то, что видят…

В. Перов,
В. Перов, «Дворник-самоучка»
Фото: общественное достояние

Впрочем, мы, кажется, увлеклись. Я же хотел всего лишь показать, каким представал дворник на картинах в разные времена. Ведь тот же Василий Перов, с работы которого мы начали разговор, в середине XIX века показывал и совсем иной образ представителя этой профессии…

Статья опубликована в выпуске 4.03.2023

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: